Взяла отсюда
МЕТОДИКА ГИМНАСТИКИ В СТИХАХ «МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 1- 3 ЛЕТ.
(Может использоваться и другими возрастными группами)
Стихи комплекса (первая часть)
1. В небе солнышко плывет.
2. Сильный ветер травку мнет.
3. В ручейке журчит водичка.
4. Машет хвостиком лисичка.
5. По листу ползет улитка.
6. Лезет ящерица прытко.
7. Слон кивает головой.
8. Ловит белка хвостик свой.
9. Корешки медведь копает.
10. Квочка листья разгребает.
11. Рыбку ловит дикий кот:
12. Лапкой цап — и сразу в рот.
13. В речке уточка плывет.
14. А в траве змея ползет.
15. Быстро прыгает лягушка.
16. Навострил зайчишка ушки.
17. Тихо бабочка сидит.
18. Под водою рыбка спит.
19. Воробьишка прыгает, весело чирикает.
20. А ворона ходит, что-нибудь находит.
21. В синем-синем море плавает дельфин.
22. А по снегу ходит маленький пингвин.
23. Прыгает и скачет зайка молодой.
24. Чешется собачка заднею ногой.
25. Серенькая мышка в норочке сидит.
26. А медведь в берлоге до весны храпит.
Описание и иллюстрация упражнений
При описании упражнений умышленно не соблюдалась классическая форма изложения с целью повышения доступности комплекса для широких кругов практикующих и неспециалистов в области физического воспитания [
1. В небе солнышко плывет.
Стоя прямо, поднять ручки вверх и слегка развести их в стороны, как будто обхватывая солнышко (рис. 1). Идти по кругу в течение 1—2 мин. Это упражнение способствует уравновешиванию нервной системы и настраивает на радостное восприятие мира.
2. Сильный ветер травку мнет.
Поставить одну ножку вперед, ручки поднять вверх. Наклониться вперед, слегка согнув впереди стоящую ножку в колене. Делать движения ручками и туловищем вперед-назад 5-10 раз, имитируя, как ветер мнет травку (рис. 2). Это упражнение настраивает на проявление силы и осознание невидимого, например, ветра.
3. В ручейке журчит водичка.
Ножки поставить врозь, ручки согнуть в локтях (рис. 3). Двигать вперед-назад ручками с поворотами таза в течение 0,5—2 мин. Это упражнение способствует расслаблению и раскрепощению мышц и суставов. Желательно, чтобы при выполнении этого упражнения мышцы вибрировали, как водичка в ручейке.
4. Машет хвостиком лисичка.
Стать на четвереньки, вращать тазом во всех направлениях в течение 0,5-2 мин (рис. 4). Нужно сделать акцент на поднятии копчика, как хвостика у лисички. Это упражнение способствует нормализации многих жизненных процессов. Образ лисички развивает сообразительность и способность быстро выходить из трудных ситуаций.
5. По листу ползет улитка.
Встать одной ножкой на колено. Шагать другой ножкой, подтягивая согнутую в колене 5-10 раз (рис. 5). Затем поменять ножки и повторить. Это упражнение укрепляет голеностопные и коленные суставы, развивает трудолюбие и терпение.
6. Лезет ящерица прытко.
Встать на четвереньки и быстро — быстро передвигаться 0,5-2 мин (рис, 6). Это упражнение укрепляет колени и разгружает позвоночник, раскрепощает Этот образ учит быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни.
7. Слон кивает головой.
Стоя на четвереньках, медленно и важно кивать головой в разные стороны 5-10 раз (рис. 7а, 76). Это упражнение способствует укреплению шейного и грудного отделов позвоночника, предотвращает нарушение осанки, способствует нормализации внутричерепного давления. Образ слона развивает силу, стабильность и уравновешенность характера.
8. Ловит белка хвостик свой.
Присесть. Ручками опереться о пол. Прыжком переместить ножки вокруг ручек. Переставить ручки. Снова прыжком переместить ножки и т.д. 5-15 раз (рис. 8). Упражнение укрепляет равномерно все мышцы и суставы, развивает ловкость и прыгучесть. Образ белки развивает быстроту и находчивость в принятии решений.
9. Корешки медведь копает.
Присесть. Делать загребающие движения ручками по полу, имитируя копание медведем корешков 0,5-2 мин (рис. 9). Упражнение развивает сосредоточенность и устойчивое спокойствие.
10. Квочка листья разгребает.
Стоя делать разгребающие движения ножками 0,5-2 мин (рис. 10). Надо стремиться делать как можно более широкие движения ножкой, сохраняя равновесие. Упражнение развивает способность держаться на ногах, что наиболее актуально для самых маленьких
11. Рыбку ловит дикий кот:
12. Лапкой цап - и сразу в рот.
Резко присесть, сделать хватательное движение ручкой, встать, сымитировать поедание пищи (рис. 11-12). Повторить 5-10 раз. Упражнение резко переключает работу крупных мышц на мелкие, что весьма актуально для развития речи.
13. В речке уточка плывет.
Лечь на животик, согнуть ножки в коленях, взяться ручками за ножки у голеностопных суставов, поднять головку, прогнуться и покачаться вперед-назад 5-10раз(рис. 13). Упражнение развивает силу и гибкость спины, предотвращает и исправляет нарушение осанки. Образ уточки в речке развивает восприятие красоты и гармонии.
14. А в траве змея ползет
а) Лечь на животик, ручки поставить ладошками вниз на уровне плеч перед собой. Разогнуть ручки, прогнуться, посмотреть вправо — влево (рис. 14). Находиться в этом положении 1—2 мин.
б) То же, но ручки соединены за спиной. Удерживать это положение как можно дольше. Повторить 2-3 раза. Упражнение развивает силу и гибкость спины, улучшает кровообращение позвоночника, гармонизирует все функции организма. Предотвращает и исправляет нарушения осанки, развивает гибкость характера, решительность и стремительность, характерные для образа змеи.
15. Быстро прыгает лягушка.
Присесть (рис. 15а). Прыгнуть вперед, разогнув ножки в коленях (рис. 156) и приземлиться снова в положение приседа. Снова прыгнуть и т.д. 5-10 раз или по желанию. Упражнение оказывает мощное укрепляющее действие на мышцы ног и стимулирующее воздействие на весь организм. Развивает прыгучесть, тренирует сердечно-сосудистую систему. По мере повышения подготовленности ребенка количество прыжков можно увеличить до 20-30 раз по желанию ребенка или выполнять сериями по 5-10 раз. Упражнение концентрирует энергию положительных эмоций, направленных на достижение цели, как в прыжке лягушки.
16. Навострил зайчишка ушки.
Сесть на колени, имитировать ладошками ушки на голове 1-2 мин (рис. 16). Это упражнение — отдых после нагрузки предыдущего упражнения. Быстро переключает внимание и способствует насыщению крови кислородом, вследствие расширения грудной клетки при поднятых руках. Нежный и мягкий образ зайчика помогает расслабиться.
17. Тихо бабочка сидит.
Сесть, стопы соединить у промежности. Развести колени, стараясь коснуться ими пола (рис. 17). Выполнять в течение 0,5-2 мин. Упражнение развивает гибкость тазобедренных суставов и эластичность мышц ног, улучшает кровообращение органов малого таза, предотвращает возникновение и способствует излечению заболеваний мочеполовой сферы, толстого и тонкого кишечника. Раскрывает восприятие утонченной красоты, характерной для образа бабочки.
18. Под водою рыбка спит.
а) Сесть на колени, затем медленно лечь на спину.
б) Сесть на бедра, согнув ножки в коленях, стопы приблизить к ягодицам. Медленно лечь на спину (рис. 18). Выполнять 0,5-2 мин. Упражнение развивает эластичность четырехглавой мышцы бедра, что способствует формированию красивой формы ног, улучшает кровообращение всех органов брюшной полости, особенно — области малого таза. Образ спящей под водой рыбки активизирует и раскрывает подсознание, бессознательные механизмы регуляции движений и управления жизненными ситуациями.
19. Воробьишка прыгает, весело чирикает.
Присесть, прыгать в положении приседа, имитируя ручками махание крылышек воробья, 5-10 раз (рис. 19). Упражнение оказывает мощное укрепляющее воздействие на все мышцы ног, связки голеностопных, коленных и тазобедренных суставов, стимулирует все функции организма, особенно сердечно-сосудистую и нервную системы. Раскрывает способность к быстрым, импульсивным реакциям на быстроменяющиеся жизненные обстоятельства.
20. А ворона ходит, что-нибудь находит.
Встать, ручки за спину. Шагать вперед прямыми ножками с наклонами на каждый шаг (рис. 20). При наклонах сгибается только область таза, поясничный и грудной отделы позвоночника остаются прямыми. Выполнить 10-15 шагов с наклонами. Упражнение способствует закреплению навыков правильной осанки и создает основы вдумчивого, размеренного поведения.
21. В синем-синем море плавает дельфин.
Идти, делая волнообразные движения ручками и туловищем 0,5-2 мин (рис. 21а, 21б).
Упражнение улучшает подвижность позвоночника, кровообращение в межпозвоночных суставах. Предотвращает развитие патологий позвоночника и нарушения церебрального кровообращения. Образ плавающего дельфина учит плавно и гибко достигать своих целей.
22. А по снегу ходит маленький пингвин.
Идти маленькими шагами, ставя стопы врозь и не сгибая ножки в коленях. Ручки держать прямыми вдоль туловища, кисти отвести в стороны (рис. 22).
Упражнение оказывает стимулирующее воздействие на органы брюшной полости за счет статического напряжения мышц таза и бедер, учит кропотливости в работе.
23. Прыгает и скачет зайка молодой.
Присесть. Опереться ручками впереди о пол. Прыжком подтянуть ножки к ручкам. Переставить ручки вперед. Снова прыжком подтянуть ножки. Повторять 5-10 раз (рис. 23).
Упражнение комплексно и равномерно укрепляет все мышцы и функции организма. Развивает координационные способности, осторожность и чувствительность.
24. Чешется собачка заднею ногой.
Сесть. Взять ручкой стопу и почесать ею за ушком или любое другое место на голове (рис. 24а, 246). Повторить другой ножкой. Выполнять 0,5— 1 мин каждой ножкой.
Упражнение развивает гибкость позвоночника и тазобедренных суставов одновременно с массажем головы и ушей, что оказывает стимулирующее и гармонизирующее влияние на весь организм. Развивает дружелюбие и чувство юмора.
25. Серенькая мышка в норочке сидит.
Сесть на колени, затем лечь животиком на бедра, головой на пол. Ручки вдоль туловища (рис. 25). Находится в таком положении 0,5—2 мин.
Это поза эмбриона, поза отдыха, уравновешивания эмоций и приведения всех функций организма в изначальное экономичное состояние покоя и единства с природой. Не случайно животные и дети любят спать в этой позе.
26. А медведь в берлоге до весны храпит.
Лечь на бок (рис. 26). Имитировать храп 0,5-2 мин.
Упражнение — отдых для крупных мышц и тренировка дыхательных мышц. Развивает артистизм и способность к глубокому расслаблению.