Чуковский для взрослых
литература для родителей"От 2 до 5" Корней Чуковский.
Аннотация
Книгу Корнея Ивановича Чуковского `От двух до пяти` будут читать и перечитывать, пока существует род человеческий, ибо книга эта о душе ребенка. Чуковский едва ли не первым применил психологические методы в изучении языка, мышления и поэтического творчества детей, без устали доказывая, что детство - вовсе не какая-то `непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить`. При этом `От двух до пяти` - не просто антология увлекательных рассказов и детских курьезов, это веселый, талантливый и, пожалуй,единственный в своем роле учебник детоведения, заслуженно вошедший в золотой фонд детской психологии и педагогики. А для каждого взрослого это еще и книга о возвращении к самим себе.
Читала ее лет в 9. Но всю,как мне тогда казалось, "нудятину" пропускала. В итоге в памяти у меня зафиксировалось,что это книга-сборник детских говорилок. Но это совсем не так.
Мне нравится наблюдательность Чуковского. И в каждом слове слышна нежная любовь к детям,чуткость. Смотрю на него теперь другими словами, а то после "Мухи-Цокотухи" и "Крокодила" у меня первое время глаз дергался)))
На первых главах, в которых рассказывается о существовании особого детского языка, о том,что разные дети в разное время придумывают одни и теже слова,я даже не знала, как рассказать об этой книге. Мне просто хотелось вскрикивать: "да-да, и моя дочь так говорит" , "и я в детстве такое слово придумала" и т.д. В общем, я согласна с последней строчкой аннотации:
"А для каждого взрослого это еще и книга о возвращении к самим себе".
Однако книга намного глубже,чем мне показалось на первый взгляд. Она освещает периоды развития детской литературы. Мне было очень интересно. Я узнала,что в 20-е годы прошлого века детям читали только научные и реалистичные книги,никаких сказок! Это кажется дикостью,но для того времени было нормой. А сказки ребенку нужны,потому что он отожествляет себя с героем,который борется за справедливость.
В свое время и сам Чуковский был в опале со своими сказками.И,что удивительно,противников расстраивала нереалистичность сказок (ну,например, как можно писать,что Муха вышла замуж за Комара, в природе такого не бывает!) Меня больше интересует,зачем в сказке существуют кровавые подробности))
Чуковским была проведена громадная научная работа. Он наблюдал за детьми,читал тысячи писем,вел статистику "детского языка" . Спасибо Корнею Ивановичу за то,что объяснил феномен популярности потешек. Саша фанатела от них с полугода до двух лет.
Законспектировала для себя. Роль потешек:
1) игра. ребенок играет не только игрушками,но и мыслями, и словами.
2) обширные области знания усвоены ребенком. (например, "Фома едет на курице", "Гром по горам прокатился,комар с дуба свалился"- ребенку понятно,что на курицах не ездят и от падения комара шума не бывает).
3) самоутверждение.ребенку становится ясно,что ошибаются другие, а не он.
Кроме того,в потешках рифмы находятся рядом.Детям тяжело удерживать далекостоящие рифмы (через строчку или больше). В последней главе приведены правила написания детских стихов. Чуковский пишет,что он проверял свои и чужие стихи так: левую половину читал,а правую закрывал. И если ему понятно было,какая рифма последует - эти стихи подходят для детей. Иначе -нет,дети просто их не поймут.
Еще узнала,что четверостишие:
"Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я " , -
написано ребенком 4 лет.
Книга познавательная. Для общего развития стоит прочесть. Но желания иметь ее в своей библиотеке не возникло,вряд ли прочту еще раз)))