Ответы на страхи, связанные с домашним образованием
неШколаОтвечает Дина Сабитова, мама троих детей, писательница и блогер
(интереснейшую историю семьи Дины, их истории домашнего образования — читайте
— Я боюсь лишить детей совместного "общественного" творчества в школе, праздников, подготовкой и участию... и так далее...
Да, это то, о чем я иногда жалею. Но тусоваться и устраивать спектакли можно ходить и в другие места. В театральный кружок, например.
— В семье ребёнок не почувствует конкуренцию...
А еще в семье он не будет выслушивать много раз от товарищей или учителей, что он дебил и неудачник.
— с кем он будет общаться. Все дети в школе, потом они встречаються со школьными друзьями, потом уроки, а мой сидит дома и ищет чем себя занять...
Со школьными друзьями - давайте уж будем честными – дети сейчас большей частью общаются в «Контакте». Когда школьники сидят за уроками, домашник может идти на секцию таэквондо, или в художку, или читать, или… Вот уж какой проблемы нет – так это «чем себя занять». А если она есть – то это не от школы или хоумскулинга зависит…
Кроме того, не всем детям полезно нахождение в компании случайных сверстников в течение 6 дней в неделю и 7 часов в день. Надо честно признать, что для кого-то это непосильная психологическая нагрузка. Возможно, вашему ребенку для общения нужно пять часов в неделю. А вашему – неделю раз в месяц. А вашему - … вариантов много, снимем шоры с глаз и поймем, что школьная система сложилась так не потому, что она единственно полезна и для всех оптимальна. А потому что так сложилось – так удобно для общества в среднем. А не для вашего личного ребенка.
Кроме того, давайте перестанем считать детей недолюдьми.
Вот вы – взрослый человек. Вы ежедневно нуждаетесь в компании людей строго одного с вами возраста и совершенно разных интересов? А ребенок обречен на это.
Вам не нравится коллеги и начальник? Вы можете уволиться. А ребенок – не может.
А еще есть моббинг. Совершенно безжалостный школьный моббинг, не имеющий аналогов во взрослой жизни. Есть события в школе, которые – если их перенести на взрослую почву – повод для уголовного дела. А для детей – ну подумаешь, макнули головой в унитаз! Подумаешь, толкнули и задрали юбку. Подумаешь, обзывают жирным…
А вы подумайте. Подумайте – разве это подготовка ко взрослой жизни? Разве так живут нормальные взрослые люди?
А еще я много раз встречалась с ситуацией «Васю не берут играть, потому что он на два года младше».
Для ребенка-школьника первый вопрос про нового знакомца: «В каком ты классе». Домашнику это не важно. Он знает, что в 10 лет можно быть в третьем классе, а можно и в седьмом. Для среднего домашника есть просто люди – и с малышами, и со взрослыми мои дети общаются, не выставляя этих возрастных границ. Просто люди.
В целом, жизнь гораздо разнообразнее школы. И вы если вы встретите ребенка-домашника, вы не увидите коммуникативных отличий в худшую сторону: воспитывает и просвещает человека весь мир, вся жизнь, а не только школа.
— где научиться отшутиться и огрызнуться?
Разве нахождение в школьной среде учит этому автоматически? Если бы это было так, мы бы имели на выходе сто процентов коммуникативно успешных людей. А посмотрите вокруг: люди разные. Кто-то умеет отшутиться, кто-то нет. Кто-то душа компании, кто-то угрюмый нелюдим и человеконенавистник. Значит, школа не учит общению всех гарантированно.
А кто или что этому учит? Опять же – что-то врожденное, от темперамента. Что-то от жизни в широком смысле. Домашник не прикован к батарее дома, он общается, иногда общается в тех условиях, которые школьнику недоступны.
— Не будет представления о реальном мире
На это даже отвечать смешно. Школа – архинереальный, искусственный мир, мир-в-себе и для-себя. Школа имеет очень мало общего с реальным миром.
Пять баллов, Дина!