Монтессори Екатеринбург - как я ходила на урок наблюдение
МонтессориМы очень часто усредняем наших детей. Такая привычка. Это удобно. Средние организованные дети - это очень комфортно, ими легко управлять, собирать в группы, давать задания, держать вместе. Мы часто говорим: сад и школа гребут всех под одну гребенку. Но знаете в чем правда? В первую очередь, это делаем мы сами.
- Ой, мой малыш есть 10 раз в день, а не 5, как положено.
- А мой без груди засыпать не может.
- Мы уже ползаем, а вы?
- Вам уже год, но еще не ходите?
- Как не умеет считать? У нас все ровесники уже давно считают до 10.
От всех этих постоянных разговоров заботливых мамаш мы первыми ставим планку усредненности нашим деткам. С одной лишь разницей, что нам кажется, что это не средняя, а высшая планка - все лучшее детям, мой ребенок должен быть лучшим, уникальным. При этом первое, о чем мы забываем: лучшее не одинаково лучшее для всех.
Я сижу на уроке наблюдения в Монтессори школе моего сына. Ему недавно исполнилось пять. Вокруг него в классе еще примерно 20 человек в возрасте от 3 до 7 лет.
Эти три часа наблюдения - как ушат воды на голову.
Как вдруг оказаться на вершине Эвереста и увидеть, насколько огромен мир. То есть теоретически все мы в курсе, что Эверест - это не шутка, это 8848 метров, это холод, это красотища. Но вот ты по-настоящему стоишь там и слов подобрать не можешь - задыхаешься от открывшегося всего: обнажился мир снаружи, обнажился мир внутри тебя, и, несомненно, открылась сама Вселенная, раз уж соизволила подарить тебе этот неповторимый миг.
Вот меня так же накрыло. Я всегда, безусловно, знала что дети все разные, каждый из них - микрокосмос. Но как удивительно, когда эта истина подтверждается так показательно!
Вот мой сын со своим другом работают подвижным алфавитом, составляют по буквам слова на коврике.
Каждый проговаривает слово, вычленяет букву, несет ее с полки.
Они одного возраста, у них разница в две недели, точнее даже в 12 дней. Они занимались в одной среде с младенчества (примерно с года), с одними преподавателями. Но вот мой сын слышит звуки и легко раскладывает слово на буквы, а его друг - нет. При всех равных условиях!
Дальше, дошли до следующего этапа: на бумаге написать слово, только что выложенное на полу. Друг справился за минуту, в то время как Тима пытался пытался вывести буквы, да так и не дописал. И это не лень - они оба выбирали материал сами, мотивация ок. Просто один хорошо воспринимает образы и легко может их срисовать, а другой в данный момент своего развития - не созрел еще. У одного уже развит фонетический слух, а у другого еще нет.
Вот и как можно требовать от них одного и того же результата?
Как можно посадить их за один стол, прибавить еще 10-20 человек и ждать, что они одновременно начнут писать и читать?
А ведь с ними еще и девочки. А это вообще другой мир. Да-да с самого малого возраста - другой мир.
Мой сын встает с коврика, идет до полки с алфавитом за буквой - полтора метра надо пройти. Отвлекается на друга - все, оба забыли куда шли, зачем, что ищут, для чего. У них новая идея фикс возникла. Приходит девочка с другого конца класса. Там у нее остался очень сложный математический материал. Подходит, помогает обоим мальчишкам, возвращает их в нужное русло. Мимоходом перекидывается словами еще с одним парнишей, по дороге обратно садится к подружке - они вместе обсуждают сумки, чемоданы, кошельки, открывая все эти сокровища. Потом они между делом так скачут, после чего она возвращается и спокойно заканчивает свою работу, явно ни на секунду не выкидывая из головы математический пример. И во время помощи мальчикам, и во время своих "развлечений" ее голова могла удержать еще и пример! Модель женщины в миниатюре, не иначе: тысяча дел, миллионы мыслей успешно сосуществуют одновременно. И модель мужчин в миниатюре тут же: занимался делом, встретил соратника, придумал план, как завоевать мир - пошел добиваться, забыв о мирском.
То есть кроме личностных различий, еще и половые отличия...
И как человек, стоящий на вершине Эвереста, не представляет, как ему возвращаться в серый знакомый город, так я сейчас не представляю, как этих разных детей посадить в один класс и требовать со всех одинаковые прописи в качестве домашнего задания.
Все справлялись, мы ведь как то выросли в обычной школе - скажете вы.
Справимся, конечно справимся. Ведь я, по крайней мере, точно знаю, что мой сын - уникальный.
Уникальный - не равно первый, лучше всех выводящий буквы, быстрее всех считающий или говорящий на двух языках. Уникальный - такой, какой он есть. Спасибо, что я это вижу.
Спасибо нашему Монтессори центру, что вы это показываете.