История букв своими руками
Книжная полочкаЯ люблю всё, что связано с языком, словами, буквами, их историей и т.п. Хотя книг на эту тему у меня немного (может быть издают мало, а может быть я пока плохо искала). Поэтому я не могла пройти мимо книги Светланы Прудовской "История букв своими руками". Честно признаться, меня в этой книге интересует больше первая составляющая (история букв), а вторая (своими руками) уже во вторую очередь.
Светлана Прудовская
ИД КомпасГид, 2013 г.
ISBN 978-5-905876-12-7
Я для себя ничего нового из книги не узнала, а вот для детей самое то! Я точно не смогу так складно и последовательно рассказать историю возникновения и развития письменности и букв в частности, как это сделал автор книги. Прудовская просто, "на пальцах", объясняет юному читателю, как первые неумелые ещё зарисовки превращаются на протяжении тысячелетий в знаки и символы, как из них рождаются более сложные уже иероглифы, как случилось, что у разных народов в разное время письменный знак может означать букву, слог, целое слово или даже предложение. Причем автор предлагает не сухой энциклопедический текст, а буквально даёт ребёнку возможность самому совершить открытие, предлагает на практике проследить тот путь, что прошли такие знакомые, понятные и привычные нам буквы. Вместе с книгой мы можем создать и примитивное рисуночное письмо (хотя почему - примитивное? Оно существует и сейчас - те же комиксы), и придумать для слов свои знаки и символы, затем разделить слова на слоги, используя "принцип ребуса".
Одним словом, в книге много творческих заданий, которые помогут детям не просто узнать, как происходил процесс формирования письменной речи, но и осознать, какую огромную работу проделало человечество, научившись записывать свои мысли в привычном нам виде. А ещё автор предлагает попробовать придумать собственный алфавит, кодовый язык, составить шифрованное письмо, разгадать множество загадок, представленных в книге - расшифровать непонятные для "несведущих" тексты, приводит интересные факты. На мой взгляд, для младших-средних школьников эта книга просто клад.
Неоднозначно я отношусь к главе 4 "История азбуки" и частично к главе 6. Автор пишет, что в IX Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку - глаголицу, которая вскоре была запрещена. А затем ученики Мефодия, дабы сделать славянские буквы более похожими на греческие, переработали глаголицу и создали на её основе кириллицу и таким образом избежали запрета на её использование. По-моему, очень спорный момент. Насколько я знаю, учёные до сих пор не пришли к единому мнению, какая азбука первична, а какая вторична, какую из них создали Кирилл и Мефодий (или обе?), а какую их последователи, и зачем их составили две. Так что я бы не стала утверждать так однозначно, как это делает Прудовская. Досадный момент, конечно, но в целом он книгу не портит. Я и так смогу объяснить дочери, в чём автор немного неточен, а для кого-то это вообще не имеет значения (много ли современных людей, не специалистов, слышали что-нибудь про глаголицу?)
И в последней главе, где рассказывается про историю каждой из 33-х букв современного русского алфавита, мне чуть-чуть не хватило информации, хотелось бы кое-каких подробностей (но это, возможно, только мне). Опять же автор основывается на том, что первична глаголица, но это не главное. А зацепилась я вот за что. К примеру, в абзаце про твёрдый и мягкий знаки автор говорит, что они назывались "ер" и "ерь" и "представляли неопределённые (редуцированные) звуки". Вам понятно, что это за звуки? Думаю, нет. А почему бы не рассказать, что изначально это были гласные звуки, но потом они стали произноситься кратко или вовсе пропали из слова (устного, но не письменного). Так ведь понятнее, правда? И что ещё очень долго писались эти "пустые" буквы, не обозначающие никакого звука, просто по традиции (все, наверное, видели, как современные коммерсанты, пытаясь придать своей конторе солидность, добавляют "ер" на конце - Петровъ, - который не произносится). И только реформа 1917-18 годов упразднила это традиционное написание.
Ещё мне не хватило рассказа про некоторые буквы, которые не вошли в состав современного алфавита, но в кириллице присутствуют. Например, интересно было бы увидеть статью про Ѣ "ять", которую часто ошибочно считают последней буквой в кириллице (наверное по созвучию с "я". На самом деле последней была ныне тоже отсутствующая Ѵ "ижица") - почему её нет, какой звук она обозначала...
А вообще это мелкие придирки. Книга у Прудовской вышла замечательная! А я буду где-то глубоко внутри надеяться на продолжение, в котором я увижу то, о чем писала выше.