ПоЛюСа
14 лет
Если вы хотите научить читать своего малыша «с пеленок» приготовьтесь стать шоуменом
малыши -карандашиМнение известного американского специалиста в области раннего развития Глена Домана, рекомендующего заниматься чтением с 3 месяцев, до сих пор многим российским родителям кажется американской любовью к сенсациям, потому что научить читать к году: а) невозможно, б) не нужно. Вообще, фокус не в том, чтобы научить ребенка читать. Главное – сделать его ЧИТАТЕЛЕМ, а это чрезвычайно кропотливый и трудоемкий процесс, занимающий уйму времени и сил. И ребенка, который к году-полутора умеет прочитывать слова, в течение минимум 3 лет еще придется вести в чтении «за ручку», писать ему книги крупным шрифтом и подходящим вам детским текстом (потому что книг, нужных для такого возраста, в природе просто-напросто нет! Можно заметить гигантские ножницы между тем, что читающий в 2 года ребенок может прочесть и что ему интересно прочитать. Не существует книг, написанных интересно, но при этом буквами размером 8-9 см, а меньшего размера буквы читать годовалому (и двух-, и трехлетнему) малышу не следует, чтобы не «посадить» зрение. И поэтому очень много времени уходит на создание книг для ребятишек, а это редко кому по силам.. Лучше уж заниматься с крохой живописью или спортом...
Уже пора?
Ну а как и когда начинать заниматься чтением? До сегодняшнего понимания проблемы у автора данных строк было десять разных этапов этого понимания!
И вот вывод: учить читать можно, однако сам процесс чтения до 3-4 лет углублять и форсировать не нужно. Это должно быть не более чем вспомогательным умением, чтобы кроха мог прочитать название на обложке или на витрине магазина. А вот учить понимать письменную речь можно именно в 3 месяца, но четко осознавая, какие задачи вы перед собой ставите. Вас никак не должен интересовать результат. Нет родителей, которые не пытаются тестировать ребенка: невозможно учить кроху читать слово „папа" и не пытаться проверить, понимает он вас или нет! И вот этот момент очень важен: не стоит интересоваться, правильно ли он покажет слово '", не потому что у вас такие принципы, или сила воли, или вам не разрешают ребенка тестировать. Обучая кроху письменной речи, вы преследуете следующие цели:
- развиваете его правое полушарие и связи между правым и левым полушарием, а также учите разговаривать и распознавать значение слов;
- играете с ним и приучаем его весело учиться;
- изучаете своего ребенка и знакомитесь с его индивидуальным восприятием.
Если в какой-то момент вы увидите, что он узнал и понял слово, - прекрасно, но потом кроха может неправильно его показать, даже не потому, что не узнал, а просто центр показа (назовем его так условно) еще не скоординирован с центром понимания. Не нужно проверять своего кроху - точной информации им все равно не узнаете, а вот жажду познания убить можете...
Юные марсиане
Так как в 3 месяца учить ребенка читать? Давайте оговоримся сразу: кубики Зайцева, которые так любимы сейчас многими родителями, к первому году жизни отношения не имеют! Всему свой черед, и элементы системы Зайцева можно будет использовать, когда ваш малыш подрастет.
Итак, задача № 1: передать нашему трехмесячному марсианину информацию о том, что существует не только устная, но еще и письменная речь. Мы никуда не торопимся, у нас есть масса времени. Вводим одно слово и делаем это самым праздничным способом, а потом долго готовимся к введению второго!
Но карточка со словом оказывается недостаточной: вводя слово , нужно задействовать все органы чувств малыша. Он должен это слово видеть, слышать, чувствовать, трогать, нюхать, радоваться ему и смеяться от счастья.
Например, вы крупно пишите слово СВЕТ: его нужно будет подавать, ярко включая свет и подобрав специальное музыкальное сопровождение. Кроха должен чувствовать, что лампочка светлая, и теплая, и пахучая, и шумная. А если вы не можете придумать, как лампочку представить теплой, а не горячей, давайте введем слово ФЕН. Крупно пишем и начинаем весело обдувать, даем трогать, из показа устраиваем представление, но делаем это весело и быстро.
Любые слова, которые вызывают негативную реакцию или даже равнодушие, удаляются из нашего словаря
ТИГР – подберите мягкую игрушку, которую можно трогать, не пускайте пока тигра в ежедневную игру, магнитофон при этом должен весело рычать, а само слово напишите на ярком плакате стандартного размера.
БАХ - трогаем самую гремящую кастрюлю, весело бьем крышкой - это должен быть праздничный, даже цирковой показ!
ВОДА - демонстрация происходит на каком-то отдельном кране или в момент купания, а может, перед каждым душем вводить слово ДУШ. Но нельзя пугать грохотом или слишком сильной струей воды - все бережно, постепенно, шаг за шагом. Лучше не задействовать телевизор и компьютер. Отложите этот момент. А пока можно маркером писать слово на картоне и по нескольку раз в день устраивать представлений. Придумывайте новые слова, которыми у вас в доме будет называться какой-нибудь необыкновенно звучащий предмет, музыкальная шкатулка, поющая кукла. Пусть музыкальная кукла получит имя ВАРЯ и мы будем спокойны , что два склада русской речи ВА и РЯ у нас уже работают. Не важно какие слова вы придумываете! Для одного маленького мальчика папа придумал компьютерный файл БРЯКИ: они ето делали вместе Там целая галерея „флюпсов и шмаксов". которые совершают действия, неизвестные на Земле, как-то необычно тявкают, но вот этому мальчику нравится именно так учиться! Что с того, если таких слов нет, вы ведь просто постигаете принцип чтения. И всего-то этих складов, из которых состоит ваша речь. - полторы сотни, то есть можно уложиться в семьдесят ярких слов
Шоу должно продолжаться
Первая видеокассета для трех-семимесячных американских детей всего тридцать слов – это приемлемый темп, но вы должны создать собственное шоу на русском языке и из подручных игрушечно-кухонных механизмов. Не торопитесь, увеличивайте словарь по крупице. Мы не готовимся к чтению газет, а просто постигаем принцип письменной речи
Михаил Федотов, автор сайта «Ранний старт»
Журнал "Лиза . Мой ребенок " № 5 за 2003 год
Уже пора?
Ну а как и когда начинать заниматься чтением? До сегодняшнего понимания проблемы у автора данных строк было десять разных этапов этого понимания!
И вот вывод: учить читать можно, однако сам процесс чтения до 3-4 лет углублять и форсировать не нужно. Это должно быть не более чем вспомогательным умением, чтобы кроха мог прочитать название на обложке или на витрине магазина. А вот учить понимать письменную речь можно именно в 3 месяца, но четко осознавая, какие задачи вы перед собой ставите. Вас никак не должен интересовать результат. Нет родителей, которые не пытаются тестировать ребенка: невозможно учить кроху читать слово „папа" и не пытаться проверить, понимает он вас или нет! И вот этот момент очень важен: не стоит интересоваться, правильно ли он покажет слово '", не потому что у вас такие принципы, или сила воли, или вам не разрешают ребенка тестировать. Обучая кроху письменной речи, вы преследуете следующие цели:
- развиваете его правое полушарие и связи между правым и левым полушарием, а также учите разговаривать и распознавать значение слов;
- играете с ним и приучаем его весело учиться;
- изучаете своего ребенка и знакомитесь с его индивидуальным восприятием.
Если в какой-то момент вы увидите, что он узнал и понял слово, - прекрасно, но потом кроха может неправильно его показать, даже не потому, что не узнал, а просто центр показа (назовем его так условно) еще не скоординирован с центром понимания. Не нужно проверять своего кроху - точной информации им все равно не узнаете, а вот жажду познания убить можете...
Юные марсиане
Так как в 3 месяца учить ребенка читать? Давайте оговоримся сразу: кубики Зайцева, которые так любимы сейчас многими родителями, к первому году жизни отношения не имеют! Всему свой черед, и элементы системы Зайцева можно будет использовать, когда ваш малыш подрастет.
Итак, задача № 1: передать нашему трехмесячному марсианину информацию о том, что существует не только устная, но еще и письменная речь. Мы никуда не торопимся, у нас есть масса времени. Вводим одно слово и делаем это самым праздничным способом, а потом долго готовимся к введению второго!
Но карточка со словом оказывается недостаточной: вводя слово , нужно задействовать все органы чувств малыша. Он должен это слово видеть, слышать, чувствовать, трогать, нюхать, радоваться ему и смеяться от счастья.
Например, вы крупно пишите слово СВЕТ: его нужно будет подавать, ярко включая свет и подобрав специальное музыкальное сопровождение. Кроха должен чувствовать, что лампочка светлая, и теплая, и пахучая, и шумная. А если вы не можете придумать, как лампочку представить теплой, а не горячей, давайте введем слово ФЕН. Крупно пишем и начинаем весело обдувать, даем трогать, из показа устраиваем представление, но делаем это весело и быстро.
Любые слова, которые вызывают негативную реакцию или даже равнодушие, удаляются из нашего словаря
ТИГР – подберите мягкую игрушку, которую можно трогать, не пускайте пока тигра в ежедневную игру, магнитофон при этом должен весело рычать, а само слово напишите на ярком плакате стандартного размера.
БАХ - трогаем самую гремящую кастрюлю, весело бьем крышкой - это должен быть праздничный, даже цирковой показ!
ВОДА - демонстрация происходит на каком-то отдельном кране или в момент купания, а может, перед каждым душем вводить слово ДУШ. Но нельзя пугать грохотом или слишком сильной струей воды - все бережно, постепенно, шаг за шагом. Лучше не задействовать телевизор и компьютер. Отложите этот момент. А пока можно маркером писать слово на картоне и по нескольку раз в день устраивать представлений. Придумывайте новые слова, которыми у вас в доме будет называться какой-нибудь необыкновенно звучащий предмет, музыкальная шкатулка, поющая кукла. Пусть музыкальная кукла получит имя ВАРЯ и мы будем спокойны , что два склада русской речи ВА и РЯ у нас уже работают. Не важно какие слова вы придумываете! Для одного маленького мальчика папа придумал компьютерный файл БРЯКИ: они ето делали вместе Там целая галерея „флюпсов и шмаксов". которые совершают действия, неизвестные на Земле, как-то необычно тявкают, но вот этому мальчику нравится именно так учиться! Что с того, если таких слов нет, вы ведь просто постигаете принцип чтения. И всего-то этих складов, из которых состоит ваша речь. - полторы сотни, то есть можно уложиться в семьдесят ярких слов
Шоу должно продолжаться
Первая видеокассета для трех-семимесячных американских детей всего тридцать слов – это приемлемый темп, но вы должны создать собственное шоу на русском языке и из подручных игрушечно-кухонных механизмов. Не торопитесь, увеличивайте словарь по крупице. Мы не готовимся к чтению газет, а просто постигаем принцип письменной речи
Михаил Федотов, автор сайта «Ранний старт»
Журнал "Лиза . Мой ребенок " № 5 за 2003 год