Жесть в детской литературе

ООООо, на какую мысль ты меня навела. Я вот про жестокость родительскую. Мне все время страшно, от того, что во мне она есть, а ведь сама в детстве мечтала быть такой мамой-ангелом. И вооот, подумалось тут - наверняка те книги периода советской педагогики, а я помню, всерьез зачитывалась Макаренко, и иже с ним, наложили-таки на меня свой отпечаток. И сейчас, я активно читаю в ЖЖ сообщество Альфа-родительство, и оооочень тяжело мне дается отказ от таких суровых взглядов.
15.11.2011
Аналогично. Никите вообще от меня доставалось(( Это сейчас я постепенно умнею, даже если поступаю плохо, хоть понимаю это.
16.11.2011
Юля максималистка:)))) Много было и хороших рассказов, Лев Толстой вообще душка:)
11.11.2011
Лев Толстой типа гений... Но я бы не стала называть его душкой :)) Я вообще сильно сочувствую его жене.
11.11.2011
Я его люблю нежно:) а с женой они друг друга стоили, она тож была не сахарок:) Мне нра Лидия Чарская
12.11.2011
Я прям призадумалась.. А ведь, оно, действительно, так и есть. А взять русские народные сказки.. Там так много жестокости! :( 
11.11.2011
Жестокость как таковая, как факт жизни - это ладно, если ее видеть, отличать, не считать нормой. Просто в данном конкретном произведении меня потрясло именно то, что отец остался вне критики, и в ходе "внеклассного чтения" в школе все сводится к "не надо врать". Ага, и вообще жить страшно, если твой папа маньяк и психопат. Я вообще заморочилась и стала искать какие-то статьи на тему "Пуди", материалы педагогические и тп. Нашла Статью дочки Чуковского насчет того, что самому Житкову претила лубочная "педагогическая" мораль, меня слегка попустило. Автор хороший :)))
11.11.2011
Ну да, некий подтекст.. Всё, выше написанное тобой, говорит лишь о том, что ты не просто родительница, а мать, которая следит за тем,чем живут её дети! ;)) А я учусь! :) 
12.11.2011
я года четыре назад прочитала Вере крошечку-хаврошечку и вздрогнула... в детстве я сама помню читала, нормально воспринималась))) а сейчас не могу - жуть))
11.11.2011
А мне вообще в детстве Хаврошечка нравилась, мне казалось, в этой сказке как-то удается обмануть смерть... ну вот коровушка реинкарнировала в яблоньку разумную)) А вообще такая странная сказка, само количество глаз у сестер загадочно...
11.11.2011
дети вообще смерть не так как мы воспринимают)))
12.11.2011
мы взяли в библиотеке сборник рассказов про собак "Дружище Тобик". Там этих собак бросают, пинают и еще они от чумки умирают прилюдно. В общем читать ето не смогли..
11.11.2011
Я такое тоже не люблю. Я не слишком склонна к жеванию соплей из-за собак, и вообще к нарочитому жеванию соплей, но тут меня просто убило то, что папа вот так при детях готов убить их домашнего любимца. Тут блин мораль не во вранье, а в том, что жить вообще сложно и страшно.
11.11.2011
а "Белый Бим Черное Ухо"? я как в детстве прочитала,так до сих пор перечитывать не хочу-помню урыдалась над собакой((( наверное писали раньше "правдоподобно", типа смерть есть и от нее никуда не денешься(( а сейчас пытаются может оградить? вспомни мульт "Ледниковый период" 1 часть, где Диего-тигр вроде как погиб,защищая своих друзей,но все же выкарабкался дописываю-и Каштанку жалко, и собаку из "Собачего сердца",када повар на него кипяток вылил((((((( вообще я всегда за животных больше переживаю,чем за людей
11.11.2011
Ну в Биме по крайней мере понятно, что взрослые уроды черствые в лучшем случае. А тут все сложно понять, дети так и живут с чувством своей вины, отец остается вне досягаемости для осуждения его действий.
11.11.2011
да, даже в школьной программе очень много произведений "с горечью". я очень плакала и ад Му-Му, и над Янко-музыкантом, и дрожь пробирала от "Детства" Горького.
11.11.2011
В школьную программу входят и совершенно уже не детские книги, кстати, да, вот интересно, где грань между детской и взрослой литературой)
11.11.2011
Все в сравнении познается, и наверное, детская литература тоже должна быть разной...Но, думаю, тут уже родители, зная своих детей, могут или не могут допускать до определенных книжек. Ребенок все-равно узнает о жестокости, смерти, болезнях и проч....вопрос как и когда. А такая литература - это как один из способов.
11.11.2011
В случае с Сиддхартхой неожиданно получилось))
11.11.2011
а кто такой(ая) Сиддхартха?
11.11.2011
Будда. Он был принцем и от него скрывали все плохое, до совершеннолетия он жил, не зная ничего о старости, болезнях, страданиях. И когда увидел впервые стариков и больных людей, испытал такой шок, что отрекся от светской жизни и ушел в леса просветляться. В результате чего и стал Буддой)
11.11.2011
омм...да неожиданно... Хотя в принципе логично, смотря как на все это  смотреть. Если держать человека под колпаком, он будет слабым и ко многому не готовым. В мире есть и хорошее и плохое...Так что, хорошо бы посвещать человека все-таки во всё
11.11.2011
Я не сторонник вообще что-то скрывать от ребенка, хотя и специально посвящать в плохое не стремлюсь. Просто такие книги нужно обсуждать с ребенком, не навязывая "правильных выводов", мне кажется. Ну вот посмотри http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/rabota-nad-sochineniem-v-tretem-klasse-primernyy-plan-i-temy ребенку явно уже навязали "правильное" суждение...
11.11.2011
ой, по ссылке даже просто глядя на фотку тетки как-то не по себе...В школе мне кажется всегда навязывают свое видение, потому что так проще им... Я ваш дневник давно читаю, и мне нравится ваш подход - обсуждать вещи, интересовать, пытаться сделать так, чтобы дети сами думали. Так что понимаю о чем речь) Надеюсь, что в нашей семье будет так же)...мне бы очень этого хотелось. Вообще возраст не показатель. Не понимаю почему считается, что чем старше чел, тем он умнее...Порой дети могут большему научить свои родителей или учителей.
11.11.2011
Это точно! Спасибо за добрые слова в мой адрес)))
11.11.2011
11.11.2011
-очень люблю "Сливовую косточку" вижу в ней педагогическую мудрость)))  -к "тяжелым" рассказам отношусь хорошо, только тут по принципу той-же "косточки" всякому возрасту свои книжки и свои нравоучения нужны… по себе помню: в каком-то возрасте книгу в сторону откладывала, в каком-то хотелось эмоций…подобные "жёсткие" вещи выбивали, заставляли задуматься, примерить на себя, выработать своё отношение…. благодаря этим книжкам у меня был стержень на период взросления, когда уже не подросток, но и еще и не умудрённый своим опытом человек… - ярко помню как эмоциональные книжные антипатии проецировались на окружающих, от таких людей сторонилась; а в ситуациях в которых была не согласна с героями старалась поступать по-другому, а если не получалось то начинала понимать, жизнь не так проста в ней много граней и нюансов….пару раз прочитанные в детстве "жёсткие" книги спасали мне жизнь при попадании в щекотливые ситуации  _________ так что эмоционально неустойчивый папа изображенный в "пуде" в голове у меня отложился как образ опасности…мне захотелось бы понять почему его так все боятся, что от него можно ожидать? образ мамы вызвал бы не довольство, желание встать в позу и защитить - этот контраст в жизненной ситуации при столкновении с не адекватным человеком помог бы мне в одном случае не нарваться на неприятности., а в другом, почувствовав слабину, продавить и поставить всех на место…..
11.11.2011
"Пудя" - это в любом случае произведение искусства по качеству того, как написано. Все дело, наверное, в интерпретации и в том, что где-то в голове сидит навязанный еще в начальной школе "конструктор правильных моралей", когда знаешь, что именно учитель хочет от тебя услышать, и говоришь ему именно это, хотя думаешь совершенно другое. Вот я так и слышу, что "мораль этой книги в том, что нельзя врать, нужно всегда говорить правду и отвечать за свои проступки". А на самом деле, как мне кажется, это реальная ситуация из детства автора, которая глубоко эмоционально запечатлелась, так ярко, что описаны все эти коробочки-куклы-спички-гвоздики, и психологические тонкости - кто куда повернулся, что и как сказал. Например, когда папа повторяет свое "Моментально!" при госте, у которого оторвали от шубы хвостик, и который этого ваще не заметил, гость отворачивается к картине, боком к папе, ему явно неприятна эта сцена... И передано все целиком, как и запечатлено в памяти. Я, кстати, предложила Юле прочитать и обсудить. Тут вопрос восприятия "детской" литературы - насколько она примитивна, и если она не только не примитивна, а предельно сложна, то в каком возрасте доступна к прочтению.
11.11.2011
-"косточку" постараюсь не обсуждать, а то накатаю на пол страницы))) хотя если интересно …. ;) -ситуация списана, согласна., либо автор был в роли кого-то, либо наблюдал подобную сцену… -"конструктор правильных моралей" заложен в нас с детства и не школой, а семьёй (ИХМО) например: ребёнку с детства читают сказки, воспитывают правильного хорошего человека при этом либо всё разжевывая, либо не навязчиво подталкивая к "правильным" выводам…как часто вы на полном серьёзе с ребёнком обсуждали поведение персонажей например в "красной шапочке"? интересно какия была ваша оценка их действий? …вспомни взрослую жизнь…наверняка были не раз ситуации: тебе надо сделать задание, ты выполняешь его по отработанной схеме, зная что сделаешь всё правильно и нареканий к твоей работе не будет.., только новаторам и гениям не лениво искать новый подход,они пытаются посмотреть по другому и если окружающие не отобьют весь интерес своими оценками то глядишь и родится какая нибудь новая теорема, изобретение;) вот и школьник поступает чаще всего также))) что такое хорошо, что плохо он знает с детства))) поэтому если ему лениво углубляться в тему он быстренько-качественно сделает работу по хорошо отработанной схеме за которую его гарантировано похвалят… и только в редких случаях если что-то где-то зацепило;) ….у нас как раз учительница по литературе постоянно зачитывала только те сочинения в которых человек не поленился пошевелить мозгами или фантазией))) -восприятие "детской" литературы и когда что читать…как раз недавно сравнивали с друзьями опыт (надо будет постик как нибудь накатать))) сейчас убегаю за детьми, а вот потом (если не утомила ) можно и продолжить ;)
11.11.2011
Про косточку давай, только лучше повыше, чтоб поле коммента было ширше))))) А про семью я не согласна, "правильные морали" наслаиваются. Вот эта - для семьи, эта - для школы. Человек подстраивается под множественные социумы, в которых ему приходится находиться. Про себя могу сказать, что мне было ооочень скучно писать сочинения в средней школе и очень интересно - в лицее, куда я перешла с 9-го класса, именно потому, что там тоже приветствовались "неправильные" творческие рассуждения. 
11.11.2011
ЗЫ А маниакальное пересчитывание слив - это  маразм ИМХО)))
11.11.2011
ОО! Житкова не читала,  а Толстого детям не читаю, Сливовая косточка - это такой ужас для меня был, я  перечитывала в детстве несколько  раз, пытаясь понять, взаправду так что ли?
11.11.2011
Я в детстве как-то прочитала без особых эмоций, у меня как-то вообще "назидательная" литература проскальзывала без внутреннего сопереживания, типа, ага, ну тут ездят по ушам, листаем дальше... А во взрослом возрасте прочитала и ужаснулась, причем не столько замысловатому педагогическому приему  "дети, вы умрете!"  сколько тому, что ребенку нельзя съесть долбанную сливу без разрешения!
11.11.2011
Меня именно это - пересчет слив и невозможность съесть без специального разрешения - в моем детстве  и изумляла. У нас в семье было одно правило : чтоб всем хватило, а забежать на кухню вне графика было нормой. Мой младший братец, правда, предпочитал на бегу между делом поварешку борща слопать))
11.11.2011
Да-да-да! Именно ПЕРЕСЧЕТ! Это ж вообще, интересно, а вишни они тоже считали)?))))))
11.11.2011
Мне тоже интересно. А еще ж клубника и малина.... Я как-то читала про то , как в этом смысле воспитывали детей в последней царской семье: кормили скудно и по часам, лишали десерта за провинности, не позволяли выбрать продукт или блюдо. Это как-то на детдом в худших традициях смахивало, хотя преподносилось как разумный способ вырастить стройных (а у них ,мне кажется, и конституция такая, стройная, была), воздержанных и легко перенесших потом лишения пищевые. Можно подумать те, кто потом голодал в блокадном Ленинграде, или еще где в Советском Союзе были так уж обкормлены и избалованы, но горбушку или яблочко-падалицу вне графика съесть дозволялось.
11.11.2011
Я не знала, интересно, это только в последней или династическая традиция вообще? Но в последней явно родители были не слишком нормальны, со своими кликушескими заморочками.
11.11.2011
Речь шла именно о последнем царе, но мне кажется, это жена его мудрила. Похоже на нее.
11.11.2011
в династической традиции это было… другое дело как наставник исполнял наказ ;) дисциплина тела подразумевала дисциплину ума, а власть над желудком учила власти над страстями…..эмоции разрешались и поощрялись, как стимул стремления к чему-то
11.11.2011
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Воскресенье Фотки до кучи