Учение Зигмунда Фрейда. Всё самое интересное.
Литературный уголок
В 2006 году отмечалось 150 лет со дня рождения Зигмунда Фрейда. В советские времена учением Зигмунда Фрейда пугали как студентов, так и учёных. Когда-то только в МГУ можно было изучать его теории, и то, по ксерокопиям его книг. В других библиотеках его книги получали только по специальным разрешениям. Во времена СССР не было Фрейда, да и секса тоже не было, и только
в период перестройки учение Зигмунда Фрейда нашло у нас широкого распространение.
Когда читаешь Фрейда, есть некий момент разочарования. В отличии от Юнга, нет эрудиции глубины, в отличии от Франкла нет афористичности, в отличии от Маслоу нет характерного провидческого энтузиазма. Зигмунд Фрейд – это скорее старомодный академизм, но вместе с тем и прекрасный литературный стиль. Но мировая наука уже на протяжении 80 лет упорно ставит во главу угла именно учение этого автора, особенно авторы-новаторы. Имя и учение Зигмунда Фрейда ставят в один ряд с такими учёными как Дарвин, Коперник, Эйнштейн.
Однажды Фрейд стал героем и больших масс людей, и всё благодаря своему учению о сексуальности, как движущей силе поведения и развития личности. Однако, эта теория не выдержала проверку временем. Наука для Фрейда была превыше всего, и своё учение он разработал, стремясь найти объективные законы жизни души человека, проникнуть за слова, ложное самомнение, узнать о человеке то, что он о себе понятия не имеет. Находка Фрейда – бессознательное, которому он поверил больше чем сознанию. Бессознательное открыло свои законы. Психология стала наукой. Психоанализ стал научен.
Несколько моментов учения Зигмунда Фрейда.

То, что мы осознаём – это лишь малая часть того, что в нас заключено.
Смысл в том, что кроме того, что мы сами в себе способны наблюдать, у человека параллельно идут бессознательные процессы, и психика скрывает целые пласты опыта, которые нашему сознанию недоступны. Реконструировать их можно по нарушениям поведения в повседневной жизни: ошибочным действиям, забытым намерениям, оговоркам, продуктам творчества, фрагментам сновидений.
Человек – это совокупность 3 психических инстанций.
По учению Зигмунда Фрейда душевная жизнь представляет собой постоянные конфликты и борьбу, где борются «оно» - желания и влечения, питающие все наши действия; «сверх-я» - желания и влечения, которые не человек не проявляет на прямую из-за усвоенных социальных запретов и ограничений; «я» - рациональная часть психики, которая умеет находить окольные пути удовлетворения желаний.
Основной мотив наших действий – сексуальное влечение.
Побуждающие к действию силы берут своё начало в либидо. Основная часть действий может объясняться его трансформациями. В случае, если напрямую либидо не может проявиться, оно проявляется в содержании сновидений, творчестве, невротических симптомах. Фрейд также отмечал влечение к самосохранению, а в более поздних работах – влечение к смерти.
Осознание как путь к исцелению.
Анализ по выявлению истинных причин нарушений психики помогает понять то, что раньше не осознавалось. Результатом может быть исцеление или улучшение состояния. Психотерапия, отвечающая всем канонам учения Зигмунда Фрейда, вполне может вызвать критическое отношение из-за дороговизны, длительности и сомнительных философских посылок. Существуют другие виды психоанализа и по эффективности не уступают классическому. Для многих это одно и тоже, и всё это – «психоанализ». Правда одна, что все они основаны на учении Фрейда. На осознании неосонаваемого.
Мы обманываем себя для самозащиты.
Психика человека обладает «психологической защитой», механизмом самообмана, который помогает нам не осознавать того, чего мы не хотим: собственных желаний, которые несовместимы с нашим представлением о себе. Проекция – вид такого механизма, когда мы приписываем другому те качества, которые не хотим в себе признавать. Сублимация – реализация сексуальных желаний в символической форме(юмор, живопись). По его мнению, вся культура и религия являются именно продуктами сублимации.
Несколько афоризмов Зигмунда Фрейда.
* Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими.
* Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
* Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я все еще не могу ответить, несмотря на мое тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»
* У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому.
* Быть абсолютно честным с самим собой – хорошее упражнение.
* Мастурбация – одна из основных обителей, «первичная зависимость». Последующие зависимости – от алкоголя, табака, морфия – лишь ее заменители.
* В определенном смысле то, что мы называем счастьем, случается в результате (предпочтительно непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей.
* Человек выздоравливает, «давая волю» своей сексуальности.
* Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.
* Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят.
* Невроз – это неспособность переносить неопределенность.
* Нет ничего дороже, чем болезнь и ее игнорирование.
* Тот, чьи губы хранят молчание, выбалтывает кончиками пальчиков. Он выдает себя всеми порами.
* Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.
* Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти.
* В сексуальности соединяются наиболее возвышенное и самое низменное.
* Многие ценные для нас культурные завоевания были достигнуты за счет сексуальности, точнее в результате ограничения сил сексуального влечения.
* Художник – это человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии.