Неадекватная реакция на критику
РазмышлизмыНемного рефлексии на ночь глядя
Заметила за собой такую особенность: прежде чем показать кому-то результат своей работы (все равно какой, по специальности ли, музыку ли, кулинарный "эксперимент" или что-то иное), я всегда стремлюсь оправдаться (например, "в пианиста не стрелять, играет как умеет", "не знаю, что получилось, я все делала по рецепту" или что-то в этом роде).
Причина такой автоматической реакции проста - мне неприятно получать критику, и это как бы "блок" - сигнал: "свои недостатки я сама знаю, не можете похвалить - лучше промолчите". Этот подход сложно назвать конструктивным, потому что он сужает спектр оценок до "ути-пуси-муси, какая прелесть!".
Почему же мне неприятно получать критику? - я отождествляю себя с результатом моей работы. Грубо говоря, если мне скажут: "Марин, тут у тебя лажа в расчетах" или "Марин, че-т пирог-то у тебя того... не поднялся", мне слышится: "Марин, ты тупая" и "Марин, ты никудышная домохозяйка" соответственно. Такое, конечно, никому слышать неприятно.
В целом, смело экстраполируя, предположу, что нечто похожее лежит в основе любых неадекватных реакций на критику. При этом, в зависимости от темперамента и личных особенностей, реакции будут лежать в широком диапазоне от сдержанного молчания, через "да, я действительно никчемный человек, лох и неудачник, и ничего у меня никогда не выйдет" и до "кто неудачник? я неудачник? да сам ты!!!"
Могу также предположить, что корни этого всего безобразия, как водится, уходят в детство, в "милый" обычай оценивать не поступки ребенка, а его самого ("молодец" - это тоже оценка). Я тоже этим грешу в отношение Андрюхи, хоть и не допускаю негативных оценок (а-ля "ай-яй-яй, что ты наделал, плохой мальчик", брр), но на положительных пролетаю. Таким образом у ребенка формируется ложная связь "мои поступки==я сам".