Напишу немного про визуальное расписание. Про то как его вводить писать не буду (если что информация есть в книге Бонди), поделюсь всеми известными мне ссылками на эту тему и нашим собственным опытом. Итак, изначально мы планировали сделать визуальное расписание на день и отдельно на занятия. Но от идеи расписания на день пришлось отказаться, т.к. во первых у ребенка нет проблем со сменой деятельности и переключением или изменением режима, а во вторых он пока просто не понимает такого длительного планирования (3 года всего навсего). Поэтому остановились на визуальном расписании на занятиях, тем более, что в последнее время Глеб стал активнее, больше совершает попыток саботировать занятия (участились случаи скидывания предметов со стола), в общем визуальное расписание занятий должно нам помочь в нормализации процесса обучения (помимо других методов, таких как тестирование мотивационных стимулов (что тоже очень действенно)). Выглядит наше расписание так: магнитная доска с карточками (сейчас на доске карточки для примера: лото, задание с карточками, упражнение "одевание", карточка "перемена", мелкая моторика). К карточкам приклеена магнитная полоска (продается куском формата а4), держаться отлично. Карточки для расписания у нас обобщенные,т.е. очень подробно мы не стали делить наши занятия, скорее разбили на группы (занятия с карточками, крупная моторика, мелкая моторика, подвижные игры, ролевые игры, звуковая имитация и артикуляция, различение стимулов, обучение одеванию, карточка "перемена", лото и домино, творческие задания, изучение цветов).
Сижу и трясусь от злости. Поехал сегодня муж с ребенком к неврологу в 9ку, предварительно записался, как положено все. Отпросился с работы, ребенка отпросили из сада, приехали и на месте выясняется что теперь с 2013 года оказывается все специалисты принимают ТОЛЬКО по направлению от участкового педиатра. А по телефону во время записи сказать об этом было слабо?????? Что это вообще за нововведения такие??? Какого хрена мы, семья москвичей, для своего ребенка москвича с полисом должны брать направления по каждому врачу??? Это теперь стоять в очереди надо в районной поликлинике чтоб направление взять (отпрашиваться с работы под это дело), а потом только ко врачу идти? Ну или за деньги, за деньги примут сразу естественно..... Это полный беспредел, а не страна..... Все для людей.....
В итоге направление мужу выдал заместитель главного врача 9ки, с условием, что в ближайшее время подвезем направление......
Просто стыдно, что я в этой стране живу.....
Таки попали мои к нашему врачу. Доктор сказала что динамика отличная, выписала нам очень щадящую схему сосудистых (напомню у нас есть небольшие сложности с кровообращением в шейоном отделе), после того как пропьем курс пойдем на ЭХО. Идею про остеопата очень одобрила (благо я уже нашла вариант хороший). Про инвалидность сказала, что скорее всего бесполезно пытаться с такими результатами нам ее просто не дадут.
III. Сенсорные навыки/Познавательные способности: 6
IV. Здоровье/Физическое развитие/Поведение: 8
Общий результат ATEC: 29 - не аутичный ребенок, небольшие отклонения в сторону задержки развития
На всякий случай приведу расшифровку баллов:
10-15 – не аутичный ребенок, полностью нормальный, хорошо развитый ребенок 16–30 – не аутичный ребенок, небольшие отклонения в сторону задержки развития 31-40 – Мягкая или умеренная степень аутизма 41-60 – средняя степень аутизма 61 и выше – тяжелый аутизм
Конечно тестик этот весьма субъективный, но тем не менее, прогресс на лицо. В октябре месяце было 47.
В общем нам ТРЕШНИК))) Вот наши достижения на текущий момент (большая часть из них достигнута за посление 3 месяца благодаря титаническим усилиям на занятиях АВА):
1) Ребенок пользуется туалетом (горшок используется только ночью, днем унитаз), вся процедура производится самостоятельно, кроме включения света ну и вытирания попы)))).
2) Глеб кушает самостоятельно как жидкую так и твердую пищу
3) Ребенок в состоянии самостоятельно раздеться и одеться (с раздеванием пока есть сложности по части маек-футболок ну и обувь пока еще мы не освоили)
4) Активный словарный запас более 40 слов, используемых для общения (в основном для обозначения потребностей либо ответов на вопросы). При просьбе обращается к нам "мама", "папа" или "баба".
5) На хорошем уровне имитация как движений-жестов, так и звуковая и артикуляционная. Глеб делает зарядку, повторяя движения за ведущим в телевизоре, повторяет в контекте игры фразы из сказок, знает 1 стишок)) Повторяет действия за героями любимого мультика, иногда даже, как мне кажется, представляет себя кем либо из героев, пытается грать в них.
6) Стало гораздо больше внимания и понимания происходящего. Теперь мы ходим в кино и театр и ребенок СМОТРИТ представление. Тоже самое с домашним кукольным театром, он смотрит, сопереживает и произносит за персонажей фразы.
7) Пассивный словарный запас растет, Глеб знает 4 цвета, знает многих животных и кто из них как кричит, знает много названий предметов и вещей, овощей и фруктов. Выполняет множество инструкций и просьб, убирает за собой игрушки и вещи, может сам налить себе сок.
8) На отличном уровне мелкая моторика, с успехом выполняем упражнения пальчиковой гимнастики, нанизываем пуговицы на шнурок, лепим из пластилина.
9) Собираем пазлы (наш максимум 12 частей без подсказки)
10) С крупной моторикой все хорошо, поднимаемся-спускаемся с лестницы без поддержки, прыгаем с небольшой выстоты (с двух ног) и перепрыгиваем препятствия, стоим на 1 ноге несколько секунд, ходит на цыпочках, бросаем и ловим мяч.
11) Глеб рисует, на смену неосознанным каляканиям пришли круги, линии, зигзаги, волны, загагулины (в том числе и по просьбе). Рисуем мелками, фломастерами, карандашами, кисточками и руками))))
12) Глебуха освоил айпад, эгегегй))))))) складывает на нем пазлы, рисует, играет в развивалки (конечно все это под нашим контролем происходит).
13) Очень хорошо у нас развито умение сопоставлять изображения, предметы, изображения с предметами, в общем визуальное восприятие на уровне. Хорошо идут дела с конструкторами и кубиками, строим и конструируем)))
14) Глеб очень ласковый и нежный малыш. Любит обниматься, целует меня по сто раз на дню. Он очень любит папу и бабушку, их тоже обнимает и целует. Любит гостей. С удовольствием играет (но по инициативе взрослого), с удовольствием занимается, любит новые задания.
А главное, что я "вижу" своего ребенка, а он "видит" нас. Он проявляет инициативу, идет на контакт, он любит нас, я это вижу и чувствую!
Очень много проблем у нас еще остаются. Большие проблемы с коммуникацией со сверстниками, проблемы с совместной игрой, недостаток воображения, сохраняется довольно много стереотипий, если проблемы по части сенсорики, трудности с пониманием обращенной речи, новые слова мы учим специально, большие проблемы с речью, пропадает много звуков, слова что Глеб произносит очень часто посторонним людям не понятны. В общем и целом поведение наше конечно не соответствует поведению 3х летки, но мы очень стараемся и я верю в наши силы))) Возможно кому-то наши достижения покажутся ерундовыми, но для меня это огрмоный прорыв и просто напросто гражданский подвиг, почти как выход человека в открытый космос. Если б вы только знали каких трудов стоил нам каждая маленькая победа.
Я очень благодарна Богу за все в моей жизни. Все происходит по какой то причине и замем-то нужно. За время прошедшее с постановки диагноза я познакомилась с огромным количествои интересных людей, я приобрела огромный опыт, моя жизнь изменилась и продолжает меняться. И я радуюсь этому.
У нас level up!)) Теперь мы обводим пунктирные формы)
Очень полезная игруха - магнитная панель с изображением комнат и маленькая магнитная мебель и утварь, можно расставлять как хочешь, учим предметы и вообщее полезно!
Это моя и глебухина любовь)))) Флажки по очереди вставляются в отверстия и в какой то момент фракончик выстреливает из башни (на самом деле там два определенных отверстия, если вставить в которые флажки, дракончик выпрыгнет). ребенок хохочет, ждет своей очереди чтоб вставить флажок (играем и вдвроем с ним и втроем с папой или бабушкой), в общем супер штука.
Еще одно упражнение на различение стимулов - настоящие фрукты. Также у нас еще идет такое же упражнение с одеждой, ее не стала фотографировать) Лучше всего тренировать различие стимулов на реальных вещах, карточки все же не совсем то.
Учим части тела на кукле. Идет туго, поэтому в производстве сейчас картинки с частями тела для визуальных подсказок.
Это наш мотивационный стимул)))) Эдакая гимнастическая лента самодельная (длинная кисточка и прищепкой к ней пришпилена лента))) У меня какая то Алина Кабаева растет))))) Ребенок такие кренделя с этой лентой вытворяет-обхохочешься))) В общем наш мотиватор на ближайшее время.
Еще одна хорошая игруха для совместной игры. Можно сделать самостоятельно, кто умеет шить. Две варежки-птички, на обратной строне липучка, в наборе листочки, жучки и бабочки из материала похожего на фетр (не не совсем), в общем они липнут к липучкам. Одеваем по варежке, рассыпаем жуков и кто больше соберет))
Упражнение "Дай такой же", все инструменты по парам (не смотрите что бубны разные, звучат они одинаково, нам главное звук), одни пары прячем, другие перед ребенком кладем, звеним по очереди инструментами и даем инструкцию "дай такой же".
Еще один стимул - светильник черепаха, когда светит на потолке звездное небо. Благодаря ему ребенок выучил слово "свет" и "выключи")) Сам просит выключить, ходит и светит им вокруг))
Новое задание -аппликация, лепим наклейки в контуре.
Еще одно упражнение на взаимодействие и развитие речи - кукольный театр. У нас есть пока Колобок, теремок и Заюшкина избушка. Пока работаем с колобком, ребенок смотрит с огромным удовольствием, уже выучил и в контексте повторяет "Колобок, я тебя съем"))))
Учим зверюг (и кто как кричит)
А это результаты творческих трудов - аппликации и обведение пунктиров)))
Волновалась я накануне жутко! Но все прошло очень хорошо! Слава Богу! Поставила она нам F84/8 ЗПРР с аутистическими чертами на фоне органики(напомню, что Осин в октябре нам ставил F84/02 Детский аутизм вследствие других причин, но тот Глеб что был осенью и что сейчас это практически два разных ребенка по состоянию). Ни в каких нейролептиках у нас необходимости нет. Назначила ноотропы, мы 24го едем к нашему неврологу, будем консультироваться по поводу их приема.Порекомендовала сделать ЭХО и обратиться к остеопату. В связи с этим вопрос, друзья!! Есть у кого ХОРОШИЙ остеопат в Москве? Порекомендуйте ради Бога, благодарна буду безмерно! В целом прогноз у нас неплохой, все благодаря хорошей динамике. И ГЛАВНОЕ, что она сказала, тут с на 100% согласна с ней и всегда это твердила всем, что диагноз не имеет значения, важно в какой области проблемы и какова динамика! В общем нам надо продолжать усердно работать, что мы и будем делать.
Продолжаю серию фото наших пособий и материалов для занятий)
Лото (самодельное, скачанное из интрнета и наклеенное на картон). В этом упражнении, помимо визуального сопоставления, учимся играть совместно и соблюдать очередность.
Карточки-пары (дикие животные и мебель) за раз не больше 6 штук. Это самостоятельное упражнение, тут мы просто называем животное, не задаем никаких вопросов типа "кто это?", цель чтоб ребенок просто нашел пару
Карточки с изображением животных, тут мы называем животное, просим чтоб ребенок повторил, в общем учим кто есть кто (я еще дополнительно разучиваю кто как кричит)
Это самодельная штука, скачанная из интернета и наклеянная на картон, на изучение уветов, раскладываем карточки с цветными картинками в соответствующие грузовики.
Очень полезные пособия для занятий! Рекомендую всем! Тут и лото и пазлы и сопоставления и категории, очень полезные штуки.
Упражнение на одевание колготок и кофты. Учимся.
Учимся соединять пунктир
Упражнение с карточками очередное. Берем карточки с картинками предметов, которые есть в комнате (по очереди все комнаты будем проходить), и начинаем по инструкции раскладывать карточки на соответствующие предметы ("стол" на стол, "окно" на окно-подоконник и т.д.)
Фетровые птицы и рыбы, на липучках, изучаем цвета.
Чем чаще меняются задания на занятиях, тем интереснее ребенку заниматься. Поэтому приходиться искать все новые и новые идеи для пособий и материалов к занятиям)) Буду выкладывать по мере поступления новых) Вдруг кому пригодиться))
Накупила фетра и теперь "творю" на благо Глебухи))))
Вот такая штуковина для изучения цветов. Рыбы съемные на липучках. На подходе еще партия птичек,т.к. фон голубой может в равной степени сойти и за небо и за воду))))
Друзья. Приглашаем Вас в группу "Обьединение волонтеров Вконтакте" http://vk.com/club45486842. Мы хотим обьединить небезразличных людей, чтобы быстро и массово помогать рассылками тем группам, ситуация в которых критическая и помощь нужна срочно. Также планируем помогать в администрировании групп, в проведении акций, флешмобов и тп. Когда рассылкой занимается пять человек - это долго и занимает время, которого часто просто нет. Когда двадцать, пятьдесят, сто - это можно сделать за один день и за короткое время помочь многим деткам. Присоединяйтесь!