Про садик. Часть 2
Размышления о материнстве и детяхПредыдущий пост про садик вызвал много комментариев, поэтому приведу Вам еще несколько моих соображений на этот счёт. Начну опять же с того, что это лично мои убеждения, не призываю никого их разделять.
✅ Развитие в детском саду. Тут очень многие считают, что занятия идут только на пользу, ребенок развивается, узнает новое, привыкает к школе. У меня по этому вопросу несколько иной взгляд. Да, в садах есть воспитатели- легенды. Они всю жизнь посвятили этому и получают огромное удовольствие от процесса. А поэтому несут детям добро, мудрость и действительные знания. Но таких единицы! А кто наши воспитатели сейчас? Мне очень не хочется никого обижать, но когда ребенок приходит их детского сада и начинает рассуждать на тему войны на Украине, потому что воспитательница обсуждала это очень громко с нянечкой.... Какой тут вывод можно сделать? Порой воспитатели не могут ответить на самый простой детский вопрос, потому как не знают ответа. Да, родители тоже несовершенны, но всё же профессия обязывает знать. Но когда не могут ответить, это даже лучше, чем когда отвечают и навязывают ребенку неправильный взгляд или точку зрения. А молодые девочки, которые на детях отрабатывают свое самоутверждение? Или уже в возрасте, недовольные жизней тетушки, которые выливают на детей весь свой негатив? Но что то я обрушилась критикой на бедных воспитателей. Тут претензии скорее к государству- "Какая зарплата, такая работа", да и престиж профессии подорван. Но вернемся к развитию. Основная деятельность для дошкольников-это игровая. Сажая ребенка за парту, мы в чем-то его развиваем, а а чем-то очень тормозим. Преждевременно навязывая то, в чем еще нет никакой потребности. Но тут тоже претензии не к садам. Это сейчас вообще всеобщий тренд-супер раннее развитие. И вот ребенок сидит за этой партой и рисует по строгой схеме, названной воспитателем. Это не развитие, это дрессировка, отключение творческого мышления. Не доверяйте моим словам, читайте М. Озерову. Но не это самое ужасное, критичным для меня является то, что все задания в саду выполняются ради результата. А это нарушает все законы развития психики ребенка, все его функции. Он должен получать удовольствие от процесса. Ему должно хотеться рисовать, а не получить самое правильное солнышко в группе. И потом мы получаем детей, которые не любят учиться. А с чего это вдруг? Он же лучше всех рисовал солнышко в детском саду? А вот тогда и были зарублены все корни этого желания.
✅ Еще одним моментом, расстраивающих меня являются дети, которым в садике лучше, чем дома. Это дети, которым постоянно нужна компания. Родители радуются, но проходит несколько лет, и вот уже 12-летний ребенок, который увлекся чем-то не приемлемым для семьи вызывает гнев и расстройство родителей. Стирание границ собственного я произошло еще тогда, в детском саду. Общение с друзьями-это как наркотических зависимость. Вся привязанность ребенка перевернулась. Он ищет заботу, понимание, разделение интересов у сверстников. Но могут ли они ему это дать? Готы, эмо, и прочие другие субкультуры основаны на этой потребности. Быть понятым, быть признанным. Но это проблема вытекает не из того, что вы как родитель вдруг перестали понимать своего ребенка и он не находит в вас поддержки. Корни этой проблемы в детстве, когда привязанность ребенка переключилась с мамы на сверстников. Тут не надо путать с естественным стремлением ребенка к общению. Да, наступает такой возраст, когда детям хочется быть в коллективе, когда они хотят играть с другими детьми. Но одно дело, когда это происходит несколько часов в день, и другое, когда ребенок замкнут на коллективе по 8-10 часов. Его потребность в общение полностью реализуется, а вот другие потребности очень сильно нарушаются. И очень жаль, что многие мамы их не видят. И то, что им самим на пользу-они трактуют положительно, а то, что их раздражает-воспринимается как каприз ребенка.
✅ Ну, и главные вопросы-которые задавались. Как же быть? Я как и все понимаю, что сад такая вероятная неизбежность. Но если мы отдаем ребенка в сад, это вовсе не значит, что все сращу становится плохо. Здесь скоплением многих факторов, но лично для меня основными являются три:
-возраст
-роль семьи
-роль воспитателя
ВОЗРАСТ- не раньше трех, я уже отвечала в комментариях. Не надо идти против природы, она все за нас предусмотрела и решила. Детская самостоятельность появляется после этой черты, отделение от мамы тоже. Это всё равно, что волчица, или любой другой зверь будет бросать своих детенышей раньше срока, отведенного природой. Выживут ли они одни, без навыков, без ее опеки? А для некоторых детей-этот возраст наступает позже, надо смотреть на ребенка.
СЕМЬЯ - семья должна стать местом, где полностью принимают ребенка, где он может расслабиться, где его поддерживают. Где мама всегда рядом. Но получается всегда наоборот. Приходит ребенок из сада, маме не до него, ребенок балуется, хочет выплеснуть свои негативные эмоции-мама злиться. Ребенок пытается рассказать маме почему он побил друга, мама все его эмоции отрицает. "Ты не должен был так делать...", а потом еще и нравоучения. Я знаю одну маму, которая приводя ребенка из сада сидит с ним в обнимку и читает книги по часу. Но многие ли из нас в спешке и суете бытовых дел так делают? И период адаптации мама должна помогать пережить. Сейчас очень модно среди воспитателей говорит маме-уходите скорее, он так быстрее перестанет плакать. Да, так и случится. Плакаться то некому мама ушла. Но лучше потратить 2-3 месяца на адаптацию, чем сращу бросать ребенка одного. Мама должна помочь пережить ребенку эту ситуацию, принять все его слезы и эмоции. Быть рядом. Даже если ей кажется, что истерика нарастает. А если слезы сразу отключать своим уходом, то вместо адаптации у ребенка срабатывает защита. И потом мы получаем целый ворох отложенных проблем. Синдромы отличника, желание во всем быть первым, монстры под кроватью, постоянное стремление быть с мамой-это все основано на сработанных защитах, ну и как вы понимаете - это самые меньшие из всех зол.
- ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот для кого должен быть жесткий отбор. Я однажды проходила собеседование на работу, так оно состояло из 5 этапов: игры, задания, тесты, интервью. А воспитатель-главное гражданство, какое-то там образование и мед. книжка. Сразу оговорюсь, конечно это не везде. Но общая ситуация удручающая. Тут есть одно правило, как со школой, надо искать не сад, надо искать воспитателя. Я очень разделяю взгляды Вальдорфской системы, но таких садов у нас очень мало. Воспитатель должен быть расположен к детям. И за этой фразой стоит очень многое. Он не должен восприниматься как злобная тетка....или наставник.... Или просто чужой человек. Он должен привязать к себе детей и уважать их. Возможно ли такое, когда в группе 25 детей, а ты один-не знаю. На чувства каждого точно времени не хватит. Но ищите в воспитатели чуткость, его сердце должно быть мягким. У меня есть пример, как воспитательница искренни расстраивалась со своими воспитанниками из за того, что сломался их воображаемый корабль. А есть пример, наверное всем известный, как воспитатель оставила девочку стоять всю прогулку перед закрытой дверью, потому как та не успела одеться со всеми.
Ну, и заканчивая этот пост, хочется выразить надежду, что понимание наших детей будет для каждого родителя важнее социальных норм и устоев.