Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Итак, обратимся к тому, что же должен уметь делать ребенок в возрасте двух лет.
Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребенок знает свое тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.
Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.
Большая моторика — это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:
умеет бегать; Умеет еще как:)
умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой; Я не разрешаю, потому что ступеньки большие, а он маленький...В итоге он падает. Хотя желание у него есть
умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге); Умеет прыгать, но через препятствия не умеет, впрочем, как и на одной ноге тоже.
может маршировать; Маршировать он у меня научился чуть ли не сразу, как пошел, т.е. в 1 год.
может ударить по мячу ногой; Может. Он этому научился года в полтора.
может ходить задом наперед; Умеет, научился где-то в год и 9
способен сохранять равновесие на перекладине. Что за перекладина такая - не знаю. Но по узким бордюрчикам ходит.
Мелкая моторика — это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется).
К этому возрасту ребенок должен уметь:
рисовать вертикальную линию; И вертикальную, и горизонтальную, и круговую:)))
строить башню или дом из 4—6 кубиков; У нас не кубики, а конструктор, и башня может достигать метр в высоту (настолько, насколько деталей хватит:)))
резать бумагу, держа ножницы одной рукой. Только ножниц не хватало
Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, кем является ваш ребенок — левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5 годам. В основном действует правой.
Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что, в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи.
Ученые выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).
Оценить степень развития психических процессов у ребенка к двум годам можно по следующим критериям:
малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт; Подпрыгивает, кружится, махает руками...и ногами тоже:)
выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия; Да, правда, по дороге может отвлечься, но в итоге просьбу он помнит и выполняет.
повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых; Не говорит наш пострел еще.
стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции); Знает как разобрать почти все, что находится в доме (из того, что поддается его разборке:)
знает 130-200 слов; Не знаю, но понимает он все, ну, или почти все:)
объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.
В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Психологи называют период от 1,5 до 3 лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи.
В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают.
Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания.
Итак, к двум годам ребенок должен уметь:
проситься и ходить на горшок; Не просится пока, но что такое горшок и для чего он нужен - знает.
заинтересованно относиться к процессу одевания — охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться; Ножки-ручки подставляет, поднимает, ложится, когда переодевать собираюсь, самостоятельно одевается и раздевается:) Правда, получается пока не очень:))) Очень любит одевать папину или мамину одежду, а также обуваться в наши домашние тапки
мыть и вытирать руки; Умеет:) И очень любит
есть самостоятельно и уметь пить из чашки; Умеет, но не всегда хочет есть самостоятельно. Я иногда докармливаю по его просьбе.
уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой; Умеет, вилкой у него лучше получается:))
чистить зубы с помощью взрослого; Чистит и с моей помощью, и сам. У нас две щетки: одна, которой чищу я, и вторая, которую мочалит он:)
имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону). Все повторяет: подметает, моет полы, пылесосит, вытирает пыль, говорит по телефону, ставит на плите кастрюльки и включает (ох, беда-беда) и т.д.