Заметки про чтение-письмо
Учимся
1. Короткие диктанты карандашом - сама читает, находит ошибки, стирает, исправляет.
2. Списывание текста.
3. Медленное чтение с выражением.
4. Словарные диктанты проверочные слова.
5. Орфоэпия.
3. Произношение слова сегодня и окончания ого/его
Около трети учащихся начальных классов произносят согласный звук [г] вместо литературного [в] в словоформах, иллюстрирующих данное орфоэпическое правило. Нелитературное произношение характерно в основном для чтения.
6. Речевое дыхание.
7. Ребусы
Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего.
1. При списывании.
При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание.
Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами.
Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания
ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты,тоже упражне-
ние нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА),(проверка- списывание или
устный ответ).
2. При диктанте.
При ЭТОМ виде работы очень важен
фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает
разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш"(и
т.п.) но и в словах ("Саша","Жаба","Железо"и т.п.).
Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть
карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж,
ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов).
Натренировать фонематический слух помогут выборочные (выбрать слово с с
заданным звуком) и распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м
столбикам, взависимости от наличия звука) диктанты из методички
(сборника диктантов,чистоговорок,стишки из азбук, логопедические
стишки). Диктанты сперва устные (ответ -карточками), а потом
письменные.
Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха.
1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук.
Перед этим вместе с ним этот звук
отчетливо несколько раз произнести ( глядя на картинку "предмет +
буква"). "Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна
какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку).
Например, "Ш-ш-ш"- "гусь шипит", "Щ-щ-щ"- гусь щипается (можно слегка
ущипнуть)( и картинка гуся), так мой сын довольно быстро запомнил
разницу между этими буквами и звуками(у логопедов есть много таких
карточек, только все дети разные, интересы и игрушки разные, карточки
(близкие пониманию) могут быть
разные.
1.1. сперва "прорабатываем" звук №1
Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или
без него, можно переходить к следующему этапу.
1.2. потом звук №2
Проверить правильно ли слышит звук (карточка).
2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки)
2.1. слова с одним из звуком (или или) ("сом", "шапка")
2.2. слова с обеими звуками одновременно ("Саша", "суша","суши" и т.п)
(карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий).
звуком, записать).4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1,№2 и 1+2)
5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).
6. Сложное задание. Мама читает текст, ребенок услышав нужный звук "загибает"
палец, при достижении "нужного числа" хлопает в ладоши.
Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами :
1. группа слогов( и "твердые" и "мягкие").
2. группа слов (с "нужными" слогами).
Почитать - дисграфия, дислексия.
* Игра - найти парную согласную.