О раннем развитии и "развивашках"
В комментариях к одному из постов прочитала переписку двух любимых френдов (уж простите, девочки, если что...). И удивилась, насколько разные мнения и точки зрения и в каждом есть своя истина и своя правда. Задумалась... что думаю я о раннем развитии малышей, разных методиках и просто о развивающих занятиях вне дома с ребенком до трех лет.
Когда-то я вывешивала небольшую статью о раннем развитии, а если говорить правильными терминами, то о ранней интелектуализации. С этого момента я много читала о разных методиках, отзывы и мнения специалистов, видела своими глазами небывалые результаты и поражалась возможностям человеческого мозга в раннем возрасте. Но вопрос раннего развития с помощью специальных методик закрыла для себя по многим причинам, о которых напишу ниже. В данной статье хочу поговорить о специальных программах раннего развития малышей до трех лет (например карточки Домана, школа Умница и проч) и развивающих занятиях общей направленности и современных развивающих центрах в целом.
О раннем развитии. Когда я слышу эту фразу на ум в первую очередь приходят карточки Домана, а также аналогичные системы - "Чтение с пеленок", "Букварь с пеленок"... Да, результаты потрясают. Но мы решили, что система не подходит нашей семье по ряду причин:
- Несоответствие знаний ребенка с будущей школьной программой. Есть мнение, что обучаясь по карточкам ребенок автоматически запоминает сочетание букв и потом их же воспроизводит, но он ничего не знает о составе слова, звуках. Он не проходит всю дорожку, оказывается сразу в середине и потом многим детишкам довольно сложно перестраивать свое понимание значения алфавита и букв в целом. Дальше больше... Детям, которые все изучили слишком рано скучно в школе. Они уже многое знают, их уровень интелектуального развития превосходит свертников и боюсь исключать возможные трудности в общении и социализации в коллективе тоже не стоит. Конечно идеальным решением может стать школа со специальной программой, где учатся такие же одаренные дети. Но ведь если родитель встал на этот путь, то придерживаться его надо будет уже до конца. Гимназия, университет... трудовая деятельность.
- Искусственное познание мира. Существует система, которая рассказывает малышу "о мире", например "Мир на ладошке". Те же карточки, подборка тематическая. Яркие картинки с энциклопедическими выдержками и заданиями на обороте. У нас есть один набор, но дальше рассматривания картинок мы не пошли. Сыну не понравилось слушать об истоках мироздания. Да и я задумалась над тем, что многие вещи еще слишком сложны для малыша, который совсем недавно пришел в этот мир. Зачем нагружать его лишней информацией? Знание, на мой взгляд, должно поступать по принципу "спрос-предложение". Да, я понимаю, что многие скажут, что школьная система тоже навязывает определенные знания и стереотипы, а потом еще и институт добавить и догонит. Именно поэтому я признаюсь, что в душе мне близки идеи анскулинга (подробнее у Ольги Писарик), но также осознаю, что мне не хватит средств, времени, сил, умения, самоуверенности, энергии и еще много чего для реализации подобной системы взросления и воспитания ребенка. Все-таки стандарты обучения прочно засели в мозгу и трудно представить, что ребенок может не ходить в школу. Хотя среди близких приятелей есть люди, которые находились на домашнем обучении. Адекватные, интересные, образованные и успешные люди в целом. В общем, энциклопедические странички мы отложили до почемучного возраста и прямых вопросов. Если не анскулинг, то хотя бы удовлетворение естественной жажды познания, посредством диалога с сыном. Вот тут то мама освежит учебники и замусолит Google, заодно и свои знания освежу.
- Еще мне не понравился искуссвенный восторг, который призывают родителей создать вокруг самого занятия. "Ух, посмотри как весело смотреть на эти штучки"... Не скрою у многих родителей потрясающая смекалка - один поиск карточек по квартире чего стоит. Но наигранно радостные восклицания, излишняя оживленность мамы... пугает. Малыш, видя как маме весело, тоже начинает стремиться к тому, чтобы ему было также хорошо, цель достигнута, занятия идут по плану. Но мне как личности творческой (пусть и с незаконченным худ образованием) не достает живых чувств и эмоций, живых образов, объема и естесственного живого интереса. Одно дело, когда малыш просит почитать книжку, другое, когда мама навязывает ему программу. Честно признаюсь, я получаю бОльше удовольствия, когда мой сын разглядывает, щупает, кидает шишки/листочки/тряпочки/веточки (нужное подчеркнуть), когда удивляется тому, что листочки стали желтыми, поднимает голову вверх и показывает, что в небе летит самолет, с огромными глазами смотрит и наблюдает за городской флорой и фауной. Мне это интересно, потому что ему интересно и даже если бы я хотела начать заниматься с сыном по одной из предложенных методик, то не смогла бы. Просто потому, что для меня это скучно и не смогу создать нужной атмосферы вокруг занятий.
Мои знания о раннем развитии поверхностны и врядли я смогла бы вступить в дебаты. Я просто мама, которая изучила теорию по верхам и не захотела идти дальше, потому что нашла то, что оттолкнуло и вызвало сомнения. Это мой выбор.
Немного о Монтессори. Лет пять назад попалась нам с мужем интересная программа по ТВ - про детские сады, работающие по системе Марии Монтессори. В кратце Вы можете прочитать о ней тут или озннакомиться с примерной схемой занятия, для тех кто стремиться узнать истоки советую обратить внимание на книги М. Монтессори "Мой метод: начальное обучение" и "Помоги мне это сделать самому". Но и тут не обошлось без обратной стороны медали. Не бывает совершенной системы развития и обучения, всегда найдуться противники и сторонники, скептики и фанатики. Я считаю, что классическая Монтессори педагогика сопоставима с трудами З. Фрейда: она базис, основа, но чтобы довести ее до ума еще прийдеться хорошо поработать наждачкой, отшлифовать, отгладить, пустить узор и покрыть лаком. И основная задача современных Монтессори-педагогов состоит как раз не в рабском следовании устоям прошлого века, а как раз проявлять инициативу: развивать, дополнять и корретировать имеющийся материал для всестороннего развития своих подопечных.
О программах общей направленности. К ним я отношу ненавязчивые дидактические материалы с различными заданиями и идеями-подсказками для таких мам как я - фантазия скрипит и молит о пощаде, а дете требует "хлеба и зрелищ". В нашем распоряжении на данном этапе лишь "Школа семи гномов. Курс от 1 года до 3 лет" (синяя), а также несколько расскрасок и различные творческие средства (пластилин, краски и прочее, но творчестве в другой статье). Данные книжки привлекли мое внимание своей ненавязчивостью, яркими иллюстрациями и многовариантностью. Если сын заскучал, набегался и готов к чему-то более спокойному, мы садимся рассматривать книжки. Не пошла одна, выберем другую. Не хотим читать - возьмем пластилин, не хотим лепить - под рукой краски. В принципе это самые обычные занятия мамы в декрете. Поиграли, почитали, потворили, побегали... только тут появляется разнообразие, новые идеи и задумки. Например, сын очень любит кормить зверюшек пластилиновыми зернышками и конфетками. Идею мы подхватили быстро и теперь периодически кормим наш зоопарк вне занятий по книжке. Просто потому, что захотелось и лошадка проголадалась :-)
О современных развивающих центрах мне пока судить сложно. Знаю одно, что цены на занятия различны от демократичных до грабительских. Знаю, что методики применяются разные, но в целом распространена практика заимствования. Найти сейчас классическую школу практически нереально. Да и кому они нужны? Нужны ли они малышам до трех лет? Каждая мама решает для себя сама. Факторов много: возможность реализации домашних развивающих занятий, желание заниматься с ребенком, наличие фантазии и свободного времени у мамы, финансовый вопрос, приверженность к какому либо педагогическому направлению и прочее-прочее. Знаю одно, что выбор каждой из нас верен. Никто, кроме мамы не знает возможностей и особенностей своего малыша. Только мама может оценить потребность ребенка в занятиях в коллективе или достаточности домашнего обучения и встреч с друзьями по площадки. Разводом на деньги подобные организации не считаю. Никто не ведет родителей туда под страхом пытки, мы сами отдаем деньги за то, что считаем верным. А вот наличие развивающих центров для малышей, совместных физкультурных занятий, йоги с малышами, слинго-танцы, фитнес с малышом... Все это говорит о готовности современных мам занимать социально-активную жизненную позицию, работать над собой, не расставаясь со смыслом своей жизни: с лапочкой-дочкой и шалунишкой-сыночком. Если есть спрос, то предложение обязательно появится.
Спасибо всем кто осилил и оставил комментарий по теме, @vivavi