Невероятные годы. Часть 1. Игра. Дополнение.
Невероятные годы. Общаемся с ребенкомПродолжаю вспоминать все, что нам дали на занятиях. И еще небольшая заметка об игре (нашла вчера материалы, решила, что надо отдельным постом, а потом добавлю к основной).
Когда ребенок играет или зовет поиграть, необходимо помнить, что именно игра - основная деятельность в дошкольный период. И "развивалки" (особенно в раннем возрасте) и все прочие занятия - это лишь дополнение, а не замена. Когда он играет, а вы находитесь рядом, в это время формируется запас положительных эмоций, на который малыш сможет опираться в случае "эмоциональной нестабильности". Кроме того, игра - это то небольшое пространство, где ребенок меняет свою роль с подчинения на лидера.

Игра должна проходить в темпе малыша. Не торопите его, а, комментируя, ждите, пока он закончит действие. Если вся его игра заключается в складывании предметов в коробку с последующим высыпанием, то предоставьте ему возможность наслаждаться процессом сколько угодно. Вы сами в этот момент можете описывать малышу цвета и формы, положение предметов в пространстве (пол, над, справа, слева, в стороне и т.д.), эмоции и состояния малыша (ты задумался, ты доволен и т.д.)
Если вы предлагаете ребенку какую-то новую игрушку, а ребенок совершенно не готов с ней играть, уберите игрушку. Ее можно предложить в другой раз, ведь гораздо важнее играть здесь и сейчас в то, что интересно карапузу.
Не забывайте, что игра ребенка - это фантазия. Машины летают, самолеты могут летать в космосе или под землей и т.д. Поддерживайте любой вариант игры. О том, что на самом деле происходит с самолетами, ребенок сможет узнать от вас позже, в какой-нибудь беседе или, может, на выставке самолетов. Но пока он фантазирует - ваша задача следовать за ним. И ни в коем случае не соревноваться! Если он предлагает поиграть в конструктор - займите выжидательную позицию, стройте дом сами в темпе, гораздо меньшем, чем ребенок. После курсов все соревновательные игры по нашей инициативе ушли, сейчас мы соревнуемся, если малыш предлагает и сам и даем ему возможность быть лидером, особенно в том направлении, где нам необходимо его упорство.
Поощряйте детскую фантазию. Пусть малыш принесет вам деревянный треугольник и сообщит, что это - огурец. Это замечательно. Поддержите его игру.
Но будьте внимательны. В прошлом году мой трехлетний сын решил поиграть в охоту. Он взял "ружье", "пули" и пошел на охоту. Сын, помимо всего, взял на себя роль ПАПЫ, а нам с Витей раздал роли дочки и сына. Почему-то в процессе игры он уточнил, есть ли у меня дети (да, два малыша) и вдруг сообщил, что одного ребенка он убил (подробностей не помню). Я "расплакалась" - закрыла лицо и плакала, ведь моего малыша убили. Карапуз понял всю серьезность ситуации и рыдал по-настоящему у меня на плече. Что я сделала не так? На самом деле в определенный момент надо было попытаться переключить его игру в другое русло или ПРОИГНОРИРОВАТЬ (про игнорирование поговорим чуть позже) это направление (агрессию) его игры. Поэтому внимательно отслеживайте как и во что играет ребенок.
------
Еще раз хочу сделать акцент на негативном поведении во время игры. Каролин Вебстер-Стреттон ("Невероятные годы. Руководство по выявлению и преодолению проблем для родителей детей от 2 до 8 лет"): "Будьте готовы к тому, что иногда детская игра будет для вас неприемлемой, или ребенок станет плохо вести себя, вопить, кричать, расшвыривать игрушки. Если это поведение можно игнорировать, отвернитесь и начните играть другими игрушками, как будто вам это очень интересно. Как только ребенок начнет вести себя лучше, можете вернуться к нему. Однако при деструктивном поведении нужно вообще прекратить всякие занятия с простым объяснением: "Раз ты бросаешься кубиками, мы должны прервать игру".
НА фото: 1. Саша и его "Лексус" (на "синяки" не обращайте внимания. Это мы оксолинкой моллюски лечили, а она такой фиолетовый цвет давала)))).
2. Построил дом.
