Подход к рисованию.
Рисование для малышей – это не совсем ещё рисование – скорее манипуляция с красками, знакомство с непривычным для него ощущением на руках и изменения белизны бумаги. Но этого и достаточно. Как только ребёнок замечает, что от его действий с краской и бумагой что-то меняется, – значит, он готов к рисованию.
Бумага должна быть большого формата – лучше всего обёрточная или старые обои – то, что не жаль выбросить. Потому что маленький ребёнок ещё не умеет хорошо рассчитывать свои движения и часто не вписывается в небольшой формат. И сидеть за столом они ещё не могут достаточно долго – поэтому удобнее рисовать на полу или посадив малыша на колени. Затем, когда он научится лучше контролировать свои движения (примерно к полутора годам), можно резать обои на меньшие куски и сажать его за стол, на собственный стульчик.
Лучше всего творить там, где рисование для малышей принесёт больше радости, и не задумываться об ущерб для обстановки: в ванной на кафеле, в кухне, а пол и стол застилать клеёнкой и газетами. К двум годам можно давать для закрашивания небольшие силуэты, вырезанные из бумаги/картона, затем (когда ребёнок более-менее умеет видеть границы) – нарисованные на бумаге толстой линией.
Лучший посредник между пальцем и кистью – тычок. Это скрученный рулончиком и перевязанный ниткой кусок поролона. Тычком удобно набирать краску и наносить её на бумагу. Можно «затыкивать» силуэты и «натыкивать» вместе с родителями целые картины.
Для первых самостоятельных занятий с кисточкой подойдёт подкрашивание воды.
Во-первых, это интересно,
Во-вторых – познавательно,
В-третьих – относительно безопасно и даёт ребёнку правильный алгоритм обращения с кистью, краской и водой.
Подкрашивать воду в разных баночках очень интересно, – разная насыщенность краской даёт разную интенсивность цвета. А ещё её можно смешивать между собой и наблюдать за эффектом.
Содержание работ для малышей должно быть понятно им равно как и техника выплнения. Например, точки и мазки могут быть каплями дождя, горошками на платье, следами животных, снежинками, огоньками на ёлке, чешуйками у рыбки и многим другим. Линии различной длины, цвета и расположения – полосками у кота и зебры, струями дождя, ниточками, дорожками и прочее. А круги и спирали – шарами, комьями снега, клубками и мячами, колёсами машины, узором на посуде и так далее. Делайте силуэты и шаблоны заранее или в процессе совместного рисования с малышом – неважно. Главное, чтобы ребенок был рад впустить вас в свою деятельность и чтобы вы оба получали удовольствие от неё.
Примеры занятий по рисованию:
Занятие 1.
Цель: научить ребенка смешивать цвета.
1. Взять немного краски (например, желтой) и добавить немного синей, смешать.
2. Ребенок должен определить, какой цвет получился.
3. Предложить малышу поэкспериментировать.
Работа проводится на бумаге обычного формата, краски — гуашь, кисть № 10.
Занятие 2.
«Кисточка гуляет по бумаге»
Цель: научить ребенка пользоваться кистью, подбирать фон.
Занятие 5 — картинка «Падающий снег».
Занятие 6 — «Цветы на лугу».
Занятие 7 — «Следы невиданных зверей».
Пособия: цветной картон.
Занятие 3.
Нарисовать радугу (с помощью мамы).
Работа на бумаге или картоне белого цвета, краски — гуашь, кисть № 6.
Занятие 4.
Цель: рисование предметов круглой формы.
Рисование красками картин: «Одуванчик», «Танцующие цветы», «Спящие цветы».
Во время проведения занятий обратить внимание ребенка на цвет, размер, форму изображаемых им предметов, соотношение цвета рисунка и фона.