Физическое развитие по Доману
У нас пока что скорее вариации на тему таких кружений, но все на руках у меня и очень редко. Но статью сохраню сюда на всякий случай.
MOBILITY COMPETENCE – ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ – Упражнения на баланс
Для занятий необходимо:
- большая подушка
- маленький мат
Задача: развить области мозга, отвечающие за баланс
Частота: 15 раз/ день
Продолжительность: 15 секунд, постепенно увеличивая до 45 секунд
Содержание: 1 упражнение в сессию
Обстановка: открытое пространство,
исключающее возможность обо что-нибудь удариться во время выполнения
упражнения. Ребенок должен быть удобно одет, чтобы при этом Вы могли его
крепко держать за руки, ноги, предплечья, голени, туловище.
Что делаем:
Все перечисленные ниже упражнения надо вводить постепенно – начинать с
нескольких секунд на каждое упражнение и постепенно, с каждым днем,
увеличивать продолжительность, до каждой сессии 45 секунд. Каждый раз
говорите ребенку, что Вы собираетесь делать перед началом упражнения.
Все упражнения прекращайте до того, как этого захочет ребенок, чтобы он с нетерпением ждал следующего занятия.
Упражнения:
1. Поносите ребенка по кругу. Одной ладонью бережно поддерживайте
снизу, другой – заднюю часть головы. Не просто носите его вокруг
чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз, вперед
назад, из стороны в сторону. Пройдитесь с ребенком по дому, разговаривая
с ним, рассказывая, где вы находитесь, как называются предметы,
встречающиеся на пути. Посмотрите с ним в окно и расскажите, что за
окном.
2. Лягте на спину, ребенка держите за туловище подмышками.
Поднимите ребенка над собой, так чтобы вы смотрели друг другу в глаза.
Осторожно покачайте его из стороны в сторону, потом вверх-вниз.
3. Сядьте в кресло-качалку, ребенка расположите на коленях. Покачайтесь вместе с ребенком.
4. Положите ребенка на живот на подушку или мат. Это упражнение
можно делать на полу или на кровати. Осторожно приподнимите один край
подушки, так чтобы ребенок скатился на противоположную сторону. Теперь
приподнимите подушку за противоположный край.
5. Расположите подушку с ребенком так, чтобы голова ребенка была
около одной Вашей руки, а ноги – у другой руки. Приподнимайте подушку,
чтобы получались покачивающие движения вперед-назад.
6. Положите подушку на пол. Ребенка положите на подушку на живот
так, чтобы голова ребенка была около одной Вашей руки, а ноги – у другой
руки. Потяните подушку в одну сторону (не приподнимая край к в
предыдущем упражнении), потом в другую.
7. Поверните подушку так, чтобы ребенок оказался к Вам лицом.
Потяните подушку вправо, затем влево (как в предыдущем упражнении) –
ребенок будет двигаться из стороны в сторону.
8. Положите ребенка на живот на подушку или мат так, чтобы его
голова была близко к краю. Возьмите тот конец подушки, где расположены
ноги ребенка, и поверните подушку с ребенком в направлении по часовой
стрелке.
9. То же самое, но в направлении против часовой стрелки.
10. Встаньте, положите ребенка животом себе на плечо и аккуратно
покружитесь в одну сторону, затем в другую. Будьте осторожны – следите,
чтобы у Вас не закружилась голова.
11. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше правое плечо на
левый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе
стороны.
12. Все, как в упражнении 10, но ребенка кладете на Ваше левое плечо на
правый бок (живот ребенка – напротив Вашей шеи). Покружитесь в обе
стороны.
13. Встаньте на колени, ребенка положите на спину на мат так, чтобы его
ноги располагались в направлении к Вам. Возьмите ребенка подмышками,
поддерживая шею. Аккуратно поднимите его до уровня своих глаз, а затем
опустите обратно.
14. Положите ребенка на спину на пол. Встаньте на колени у ног ребенка
так, чтобы его ноги касались Ваших колен. Большой палец левой руки
вложите в правую руку ребенка – ребенок рефлекторно его схватит. Скажите
«Покатились!» и аккуратно потяните к себе левую руку так, чтобы ребенок
перевернулся на левый бок, а затем – на живот.
То же самое сделайте, вложив большой палец правой руки в левую руку
ребенка, чтобы он перекатился на правый бок и затем на живот.
15. Прижмите ребенка к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности, а
его голова была зафиксирована. «Поскачите» по дому. Ребенок будет
чувствовать, как Ваше тело движется вверх-вниз. Когда его зрение
улучшится, он также увидит движущийся мир вокруг себя.
Примечания:
* Эти 15 упражнений помогут ребенку почувствовать движение в пространстве и силу гравитации при различных положениях тела.
** Перед началом каждого упражнения не забывайте говорить ребенку, что Вы собираетесь делать.
*** Распределите все 15 упражнений на весь день.
**** Помните: начинать нужно медленно и постепенно, ежедневно увеличивая время упражнения.
MANUAL COMPETENCE – РУЧНЫЕ НАВЫКИ
Задача: развить области мозга, отвечающие за мелкую моторику путем усовершенствования хватательных навыков
Частота: 10 раз/ день
Продолжительность: 10 секунд, постепенно увеличивая до 60 секунд
Содержание: 1 возможность ухватиться за указательные пальцы взрослого, постепенно увеличивая до 6 возможностей
Обстановка: Пол или кровать, ребенок лежит на животе
Что делаем:
Положите ребенка на спину в удобную позицию лицом к себе. Вложите
указательный или большой палец правой руки в левую руку ребенка,
указательный или большой палец левой руки – в правую руку ребенка.
Аккуратно и медленно потяните ребенка к себе. Когда ребенок почувствует,
что Вы его тянете, он сильнее сожмет Ваши пальцы. Когда он схватит Ваши
пальцы, скажите громко и четко: «Хватаемся». Подержите ребенка,
схватившегося за Ваши пальцы, несколько секунд, затем аккуратно
опустите. Похвалите его и осторожно уберите свои пальцы из его рук.
Примечания:
* В начале программы каждая сессия должна занимать всего лишь несколько
секунд. Но довольно скоро Вы заметите, что хватка ребенка стала сильнее и
увереннее. Когда Вы это замечаете, увеличивайте сессию на несколько
секунд по сравнению с предыдущим разом.
** После небольшой паузы сделайте второй подход к упражнению, по
прошествии времени – третий, так постепенно Вы придете к тому, что
продолжительность сессии увеличится до 1 минуты.