Природа совести
Мне кажется, статья потрясающая, очень доступно, проникновенно написано. Меня удивляет безмерно, когда я читаю, как о себе пишут: я честный человек, никогда не вру, я порядочный, добрый, всегда поступаю правильно и т.д. Это тот случай, когда то, что ничего не болит, является не признаком здоровья, а симптомом болезни.
Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, – не счесть.
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.
В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил « оку » (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил « сопернику », с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет перед Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.
Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что сыты, когда голодны, или что – отдохнувшие, когда усталые, так мы не можем себя убедить в том, что поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении «Скупой рыцарь»:
«Совесть –
Когтистый зверь, скребущий сердце;
Совесть –
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это – ведьма,
От коей меркнут месяц и могилы».
И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил поэт и в драме «Борис Годунов», вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: «... Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!».
Совесть – всеобщий нравственный закон
Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято называть совесть голосом Божиим в человеке . Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях , независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.
Ученые, изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов (антропологи), свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются злом, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого.
О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писаный Божественный закон, часто нарушают его, в то время как язычники, « не имущие (писаного) закона, по природе законное делают... Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую » (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божие наказание (Рим. 1:32). На предстоящем Страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.
Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писаном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный, так и внутренний закон совести говорят об одном: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними » (Мт. 7:12).
В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совесть человека, чем по писаным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей – «что дышло: куда повернул, туда и вышло». Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий Закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.
Примеры действия совести, описанные в Библии
Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры этого проявления.
Обратив наше внимание на негативные примеры, видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того чтобы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар., 26 гл.). Гордые книжники и фарисеи, приведшие ко Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Иоанн. 8 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что храм нельзя обращать в базар (Иоанн. 2 гл.).
Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного Суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы – покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).
Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голос своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Импульсивный апостол Петр под давлением страха отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40-41).
Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница в доме Матфея с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).
С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает апостол Павел, «кораблекрушение в вере», т.е. безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).
Психологическая сторона совести
Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Она старается установить два момента: а) является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек; б) является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или же она самостоятельная сила?
Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.
Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то она побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы, как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно, но каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.
Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, его умом, чувством и волей, мы видим, что она не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные – чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.
Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем требования нравственности, безусловно, контролирует нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободной, но не может и отрешиться от них.
Наконец и чувственная сторона совести может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Оно жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, и от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.
Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волей и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?
Епископ Александр (Милеант)
(Окончание следует).