Про занятия с малышами в группе Монтессори
МонтессориСегодняшнее занятие побудило меня написать некоторые вещи, которые пригодились бы мамам, посещающим группы для мам и малышей по методике Монтессори. Это конкретно мой опыт, и только сегодняшний, но каждое из этих замечаний важно:
Круг педагог проводит для детей, но все и каждый вовсе не обязаны на нем присутствовать, и насиловать детей никак нельзя. Ребёнок может не присутствовать на кругу, если он не мешает другим. Дети могут стесняться, быть неуверенными, присматриваться к педагогу (особенно если это первые занятия) просто заинтересоваться чем-то другим, причин отсутствия ребёнка на кругу может быть много. Если по большому счету, участвующая в кругу часть детей должна быть для педагога важнее, чем не участвующая, так что педагог и игнорирующие круг дети должны взаимно относиться друг к другу как к фону :) Если большинство и регулярно игнорирует круг, тут уж педагог должен задуматься и что-то пересмотреть, а так, повторюсь - если ребёнок не мешает другим, он может не участвовать в круге.
Уборка материала на место очень важна и принципиальна (алгоритм работы подразумевает подготовку и уборку), но делать это ребёнок не обязан. Особенно если он явно сопротивляется. Можно поручить ребёнку какой-то кусок уборки (сложить на поднос или, наоборот, сложить всё самой, а ребёнку дать в руки относить) или и вовсе убрать самой. Итак, принципиально, чтобы материал вернулся на место, насиловать своего ребёнка для уборки не принципиально :)
Каждый материал, где нужно что-то делать в несколько этапов и привлекать несколько разных умений и даже знаний, можно использовать с разной степенью сложности. Так например, пирамидку сначала можно собирать, получая детали нужного размера из маминых рук, чтобы научиться просто нанизывать, в другой раз, отточив навык самой сборки технически, можно перейти к попыткам научить ребёнка сравнивать части по размеру и нанизывать их на пирамидку так, чтобы она прибретела привычный для взрослого вид :)
И в продолжение, если что-то нельзя очевидно проверить, то не стоит указывать ребёнку на ошибку ( к слову о той же пирамидке, например, если ребёнок составил кольца не правильно), ему важен процесс, это раз, и два - ошибка - несоответствие цели и результата, а кто поручится, что надевая кольца, малыш имел целью именно воспроизвести пирамидку в том виде, в каком он ее взял. А если что-то очевидно можно проверить, то указывать на ошибку уже нет смысла, если человек хочет - он исправит.
Когда показываете пальчиковые игры, лучше всего сидеть рядом с ребёнком и просто показывать, не трогая его руки своими. Для ребёнка важно то, что он делает сам, даже если у него это получается не очень хорошо объективно. Часто дети просто не успевают за скоростью или просто ждут такого состояния, когда будут абсолютно уверены в себе, чтобы начать повторять все движения, а тем более слова. В общем, лучше терпеливо ждать, когда начнёт сам, нежели красиво "прогнать" весь стишок, тем более как показывает практика, это желание повторять возникает быстрее, чем кажется мамам.