Новые мысли мои для мам, занимающихся с малышами на совместных занятиях по методике М.Монтессори
МонтессориПро полезные и не полезные дела
Каждое занятие ребенка в развивающей среде полезно, даже те, что с виду кажутся простой игрой или пустым времяпрепровождением. Любое занятие, даже простое бездейственное созерцание - это развитие у ребёнка крайне нужно и востребованной в течение всей дальнейшей жизни способности - способности концентрировать внимание. Очень важно не "перебивать" ребёнка сконцентрированного, сосредоточенного, внимательного. Переключать внимание с одной деятельности на другую есть смысл только тогда, когда первая деятельность - откровенное деструктивное поведение. Любое другое действие, поведение, занятие заслуживает в первую очередь внимания со стороны взрослых.
У меня созрело задание для "моих" мам на следующее занятие - будем стараться как можно больше наблюдать детей, как можно меньше вмешиваться, направлять, перестраивать и даже комментировать (про речь еще напишу отдельно). Попробуем? А потом поделимся впечатлениями, что вышло, как было, что нам это даёт.
Если занятие не созерцание, а именно занятие - деятельность - то она тем более не может быть "не полезной" для ребенка, любая деятельность, помимо упомянутого выше сосредоточения внимания полезна тем, что ней оттачиваются двигательные навыки, налаживается взаимодействие глаз и рук (тренируется контроль зрения за действиями), происходит развитие органов чувств (ребенок, смотрит, чувствует кожей то, что в руках и т.п.). Если что-то по-прежнему кажется вам бесполезным, попробуйте понять, зачем оно нужно вашему ребенку, в конце концов, может ему это просто приятно или весело :)
Таким образом, находясь на занятиях, не думайте о том, что нужно всячески развивать ребёнка, не думайте о том, что вы пришли "учить" малыша, не старайтесь из каждого дела сотворить задание - просто наблюдайте и побольше радуйтесь вместе с детьми.
Я, кстати, не знаю, насколько разделяют мое мнение другие педагоги, но я не слежу и в чёрную книжечку не записываю тех, кто подставлял пальчики на полизание крысам (они у нас живут в игровой) вместо того, чтобы паззлы складывать. И мамам "своим" очень не рекомендую обращать на это внимание. Вот Серёга сегодня был счастлив тем, что его крыса облизнула, неужели это не классно! Хотя в это время он мог бы и паззл сложить, я не спорю :)
Про совместную деятельность
О том, чтобы работать вместе в Монтессори-классах принято договариваться, но я предлагаю в группах с малышами на этом не фиксироваться, если дети явно не против, то можно друг к другу присаживаться, играть всем вместе (дети часто заняты каждый своим, просто берут часть материала себе), по очереди, наблюдать за действиями друг друга. Это не менее полезно, чем научить детей тормозить свои желания присоединиться в другим, уважать пространство других, их работу и т.п. Другое дело, если тот, к кому пришли, категорически против, тут да, дело мамы вмешивающегося и педагога разрулить так, чтобы занятого никто не трогал, а желающий присоединиться понял, что этого сделать не получится (варианты: "посмотри, как он делает, но не трогай и не мешай", "выбери что-то свое, как освободится, так возьмем и позанимаемся с этим"). Так что предлагаю мамам раньше времени не переживать, что ваш малыш нарушит чью-то деятельность или работу вашего малыша дезорганизуют другие, здесь тоже лучше понаблюдать, как будет ситуация складываться стихийно.
Про разговоры
Многие из нас, занимаясь с детьми комментируют или вводят какие-то понятия в процессе игр или занятий. Мы считаем предметы, называем цвета, просто комментируем действия ребенка, пока он занят. Есть мнение, что когда процесс сопровождается словами, то это его облегчает. В смысле детей это верно не совсем, разнонаправленные процессы, происходящие одновременно, путают детей, поэтому они или, сосредоточившись на том, что вы говорите, делают действия на автомате, или, сконцентрировавшись на своем деле, на автомате слушают вас. Поэтому Монтессори, обращаясь с своим "детским садовницам" говорила "ведите счёт словам своим", если хотите показать, как застегнуть пуговицу, просто покажите, воздержитесь о рассказе, где пуговица, где петелька, какого они размера или цвета, как называется ткань, сколько на пуговице дырочек и т.п.
Так же, например, нерезонно называть цвета предметов, с которыми манипулирует ребенок, потому что вовсе не факт, что он сейчас обращает внимание на цвет (для вас очевидно, что бусина красная, но для ребенка она округлая наощупь, большая и вообще в данный момент сквозь нее пролезает шнурок, к чему из этого относится ваше слово "красный"? Нет смысла и пересчитывать предметы. Называть свойства можно только в тот момент, когда ребенок ощущает непосредственно то, о чем вы говорите, "горячее", если трогает горячее, "мягкое", если гладит, например, шерсть, и т.п. В общем, работой с цветами, счетом, свойствами материалов можно заняться отдельно и специально, будучи уверенным, что ребенок сейчас вместе с вами занят тем же самым, а не нагружать его сверху какой-то информацией в то время, когда он занят чем-то своим.