Когда тебе грустно, ты расстроен, печален...
Как понять себя и своего ребенкаДобрый день, дорогие читатели! Приветствую Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поговорить с вами о ЧУВСТВАХ. Эмоции - это одна из важных составляющих нашей жизни, это наше душевное состояние, наш эмоциональный позитивный подъем, радость, спокойствие или, наоборот, эмоциональное напряжение, тревога, злость, душевная боль. Человеку дано ощущать, чувствовать окружающий мир. Бывают периоды грусти и печали, плохого настроения. Конечно, это связано с какими-то переживаниями человека, его душевным не спокойствием. Грусть, печаль бывает и у детей, и у взрослых. Как помочь себе изменить свое состояние? Как помочь ребенку почувствовать себя радостнее, позитивнее? Для начала стоит свое состояние осознать и сделать это можно самым безопасным и безболезненным способом - через рисование своего настроения. Сегодня я расскажу вам об одном упражнении арт-терапии.
Арт-терапия помогает совершить внутреннюю бессознательную работу, переосмыслить на глубинном уровне все происходящее. В арт-терапии всегда есть возможность доиграть, получить удовольствие, радость от процесса, от творчества. Когда появляется возможность творить у человека, он развивает в себе креативность, а значит способен в жизненных ситуациях иметь больше выбора, больше стратегий для позитивных изменений. Язык рисунка - это всегда метафора, это то, что понимает наше бессознательное. Если изменить метафору, то и жизнь изменится, изменится душевное и физическое состояние, видение мира. Упражнение «Настроение» можно проводить с ребенком от 3-х лет, можно рисовать и взрослому - данная техника универсальна и терапевтична для всех.
Итак, если Вы или Ваш ребенок печален, нет настроения, обижен, чем-то расстроен, если Вы или Ваш ребенок не понимаете что с вами происходит, если Вы и Ваш ребенок не понимаете чувств других, то возьмите по желанию краски гуашь или акварель.
Нарисуйте то, как Вы(ребенок) себя сейчас чувствуете, переживаете, ощущаете.
Не обязательно рисовать что-то конкретное, это могут быть просто пятна, мазки, круги, линии.
Выберите цвет по своему состоянию.
Не думайте, что рисовать, действуйте по своему порыву, импульсу.
Можно рисовать одновременно с ребенком свое настроение.
Сколько времени Вы рисовали - 5, 10, 20 минут? Насколько Вы смогли отпустить контроль и увлечься процессом?
Посмотрите на свой рисунок. Закончен ли он?
Если вы рисовали в паре с ребенком, то спросите друг у друга: "Как ты считаешь, на что похоже мое настроение? Что я чувствую сейчас? Как ты это понял(а)? Какие образы, цвета в рисунке помогли тебе понять мое настроение? Когда ты смотришь на мой рисунок, что ты чувствуешь, какое настроение вызывает мой рисунок? А что чувствую я, если нарисовала такой рисунок?"
Далее можно рассматривать каждый рисунок отдельно: «Если ли у тебя желание что-то изменить, перерисовать? Если тебе не нравится рисунок, и ты хочешь другое настроение, то возьми чистый лист и нарисуй то настроение, состояние, к которому ты стремишься».
Если вы брали краски гуашь, то можно прямо на 1-м рисунке перерисовывать, закрашивать то, что не нравится, брать для этого белую или желтую краски. Посмотрите теперь на то, что получилось:
Нравится ли теперь рисунок? Что чувствуете?
Изменилось ли ваше настроение, душевное состояние? Какие цвета, формы, линии, образы помогали в этом?
Повесьте свой понравившийся рисунок на видное место, пусть он немного будет вам помогать в течении какого-то времени, будет поддерживать в Вас ресурс и чувство радости. Наполняйте вашу жизнь радостными эмоциями.
Предложите своему ребенку (себе) находить и записывать по 3 радостных события каждый день. И вы увидите, что среди ваших обычных на первый взгляд будней, есть много радостных и солнечных дней, позитивных событий. Вы сейчас смогли научить ребенка понимать себя и других, ВЫ помогаете себе менять свое состояние к лучшему!
Так же учить понимать свое состояние, свои и чужие чувства можно на примере художественной литературы. Ребенок может увидеть, что не только он, но сказочный или реальных герой повести может испытывать грусть, отчаяние, тревогу, растерянность, злость, радость и т.д. И тогда ребенок будет способен лучше понимать не только себя, но и своих близких, сможет помочь себе изменить свое настроение, и сможет научиться поддерживать другого в минуты отчаяния и грусти. После чтения детям книг можно поговорить с ним о том, что чувствовали герои, какое было у них настроение, что им помогало чувствовать себя лучше, кто был рядом в трудную минуту, кто помогал и поддерживал. Спросите обязательно вашего ребенка после чтения книги или рисования своего настроения: «Что тебе в жизни помогает быть радостным? Что ты можешь сейчас сделать для того, чтобы меньше плакать, грустить, переживать? Чем ты поднимаешь себе настроение? Есть ли у тебя кто-то, кто помогает тебе добрым словом, когда тебе плохо? Как бы ты помог человек, который грустит? Чтобы для него сделал?» Любую жизненную ситуацию или сюжет из книги можно проиграть в игре с различными сказочными героями, домашними игрушками, наделяя их разными чувствами и умениями прийти на помощь и поддержать в трудной жизненной ситуации. Важно так же дать такое понятие своему ребенку, что в жизни не всегда может быть рядом тот, кто поддержит и как в таком случае ты можешь помочь себе сам.
Я рекомендую для чтения детям книги о том, где есть герои с разным настроением и описаны события, помогающие в последствии героям чувствовать себя лучше, радостнее, счастливее. С 3+ лет рекомендую книги: автор Грачев Роман и его «Зайка и самолетик-3. Настроение», по сценарию режиссера Стеллы Аристакесовой «Просто так» (ее мультфильм 1976г.) Рекомендую так же для чтения детям с 4+ лет потрясающе светлую, красивую книгу Бабок Вересовой «Аленкины чудеса. Сказки для любопытных носиков и счастливых улыбок». В главе «Где прячется настроение?» автор уже подготовила рецепт для того, что надо делать, чтобы изменить плохое настроение на хорошее. В продолжении историй про Аленку мне очень симпатична следующая книга этого же автора «Аленкино лето. Сказки от скуки, страхов и слез». По названию книги уже понятно, что речь в ней пойдет о различных эмоциональных состояниях и о том, что помогает Аленка не бояться, не грустить, а быть веселой и счастливой. Главы из этой книги уже о многом нам скажут: «Как бы мне развеселиться?» и «Что такое счастье?» Зарядитесь солнечным настроением и позитивом! С 5+ лет я бы рекомендовала следующую книгу: Оскар Бренифье «Что такое чувства?» - про то, как разобраться, что с тобой происходит в данную минуту и как себе помочь в ситуациях злости, раздражения, обиды, ревности, как избежать конфликтов. Для детей 7+ лет рекомендую для чтения книгу Русе Лагенкранц «Моя счастливая жизнь» про девочку Дюнне, которая умеет радоваться, быть счастливой. Взрослым может быть интересна простая и веселая книга с картинками о животных Грива Бредли «Когда тебе грустно… Как поднять себе настроение».
Дорогие читатели, жду от Вас отзывы и сообщения о том, были ли Вам и Вашим детям полезны мои рекомендации и упражнения.