фея
11 лет
Про кризис 1 года или что делать с "истерикой"
ПсихологическоеКризис 1 года жизни проявляется в период с 10 месяцев до примерно 1,5 лет. Наиболее яркие его симптомы, заметные всем без исключения родителям - это так называемые "истерики" - гипобулические реакции.
Это яркие эмоциональные взрывы, когда ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Возможны также агрессивные выпады против взрослого. При этом гипобулическими реакциями можно называть поведение, которое возникает в ситуациях, когда нет естественного дискомфорта (голод, жажда, усталость и т.п.)
Чаще всего подобное поведение возникает, когда ребенок пытается получить что-то очень привлекательное и при этом крайне недоступное. И чем старше ребенок становится, тем настойчивее проявляется его стремление к достижению цели.
Почему возникают "истерики"? И почему их не было раньше? Потому что примерно в этом возрасте перед ребенком возникают первые серьезные запреты. Раньше (особенно до периода активных самостоятельных движений) весь мир вокруг ребенка исполнял его желания (а иногда и предугадывал их). Поэтому сам по себе ребенок ни к чему особо не стремился. С появлением первых запретов появляется и первое стремление к исполнению желания. Ребенок впервые начинает осознавать, что он чего-то хочет. И именно запреты помогают ему в этом осознании. Кроме того, при столкновении с запретом, ребенок впервые начинает осознавать собственные эмоции, которые он испытывает в момент столкновения. По сути, именно во время таких вот столкновений с запретами и негативных проявлений ребенок впервые начинает осознавать самого себя.
Еще один важный момент. На протяжении всего первого года жизни взрослый был для ребенка неким элементом среды, удовлетворяющим всего его желания и потребности. Устанавливая запрет, вставая между ребенком и желаемым предметом, взрослый впервые предстает перед ребенком как самостоятельная фигура, с которой надо что-то делать.
Таким образом, то поведение годовалого ребенка, которое мы с вами привычно называем истерикой, на самом деле ею не является. На самом деле, гипобулические реакции - это симптом очень важных изменений, происходящих в психике ребенка. По сути, именно во время таких вот "истерик" зарождается будущее Я ребенка.
Что же делать родителям, если ребенок "впадает в истерику":
1. изменять свое отношение к ребенку - учитывать новые, появившиеся у него возможности и стремления; с одной стороны, стараться сделать среду вокруг более безопасной, с другой - расширять границы дозволенного в соответствии с новыми возможностями ребенка
2. предлагать ребенку новые формы взаимодейтсвия - например, делать что-то вместе, включать ребенка в бытовые занятия и пр.
3. в момент аффективной вспышки быть рядом с ребенком и поддерживать, объяснять, что сейчас происходит с самим ребенком, рассказывать, что он испытывает и почему.
4. помнить, что в такие моменты ребенку очень и очень нелегко. Он не "истерит", не "специально меня доводит", не "делает мне назло". Он развивается и пытается научиться владеть собой. Наши ругань, игнорирование и непонимание ребенку вряд ли помогут.
4. ну и естественно - набираться терпения и отращивать дзен))
Надеюсь, после прочтения поста нам-мамам станет чуть легче в общении с истерящими годовасами. ))
Из ЖЖ http://lucky-ludmila.livejournal.com/1089215.html
Это яркие эмоциональные взрывы, когда ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Возможны также агрессивные выпады против взрослого. При этом гипобулическими реакциями можно называть поведение, которое возникает в ситуациях, когда нет естественного дискомфорта (голод, жажда, усталость и т.п.)
Чаще всего подобное поведение возникает, когда ребенок пытается получить что-то очень привлекательное и при этом крайне недоступное. И чем старше ребенок становится, тем настойчивее проявляется его стремление к достижению цели.
Почему возникают "истерики"? И почему их не было раньше? Потому что примерно в этом возрасте перед ребенком возникают первые серьезные запреты. Раньше (особенно до периода активных самостоятельных движений) весь мир вокруг ребенка исполнял его желания (а иногда и предугадывал их). Поэтому сам по себе ребенок ни к чему особо не стремился. С появлением первых запретов появляется и первое стремление к исполнению желания. Ребенок впервые начинает осознавать, что он чего-то хочет. И именно запреты помогают ему в этом осознании. Кроме того, при столкновении с запретом, ребенок впервые начинает осознавать собственные эмоции, которые он испытывает в момент столкновения. По сути, именно во время таких вот столкновений с запретами и негативных проявлений ребенок впервые начинает осознавать самого себя.
Еще один важный момент. На протяжении всего первого года жизни взрослый был для ребенка неким элементом среды, удовлетворяющим всего его желания и потребности. Устанавливая запрет, вставая между ребенком и желаемым предметом, взрослый впервые предстает перед ребенком как самостоятельная фигура, с которой надо что-то делать.
Таким образом, то поведение годовалого ребенка, которое мы с вами привычно называем истерикой, на самом деле ею не является. На самом деле, гипобулические реакции - это симптом очень важных изменений, происходящих в психике ребенка. По сути, именно во время таких вот "истерик" зарождается будущее Я ребенка.
Что же делать родителям, если ребенок "впадает в истерику":
1. изменять свое отношение к ребенку - учитывать новые, появившиеся у него возможности и стремления; с одной стороны, стараться сделать среду вокруг более безопасной, с другой - расширять границы дозволенного в соответствии с новыми возможностями ребенка
2. предлагать ребенку новые формы взаимодейтсвия - например, делать что-то вместе, включать ребенка в бытовые занятия и пр.
3. в момент аффективной вспышки быть рядом с ребенком и поддерживать, объяснять, что сейчас происходит с самим ребенком, рассказывать, что он испытывает и почему.
4. помнить, что в такие моменты ребенку очень и очень нелегко. Он не "истерит", не "специально меня доводит", не "делает мне назло". Он развивается и пытается научиться владеть собой. Наши ругань, игнорирование и непонимание ребенку вряд ли помогут.
4. ну и естественно - набираться терпения и отращивать дзен))
Надеюсь, после прочтения поста нам-мамам станет чуть легче в общении с истерящими годовасами. ))
Из ЖЖ http://lucky-ludmila.livejournal.com/1089215.html