Оцениваем уровень развития ребенка до года
Прежде чем начать заниматься необходимо оценить текущее состояние дел. Для оценки уровня развития я обратилась к нормам психомоторного развития детей от 6 месяцев до 7 лет. Сегодня я оценю уровень развития своего младшего сына, Максима, ему 10 месяцев.
Для оценки потребуется:
- соответствующий раздел таблицы по возрасту
- 5-бальная шкала для оценки каждой зоны развития:
1 - приведенные в таблице показатели недоступны ребенку или доступны с очень большой помощью взрослого;
2 - ребенок владеет 1-2 навыками, соответствующими его возрасту;
3 - ребенок владеет 3-4 навыками, соответствующими его возрасту;
4 - ребенок хорошо владеет всеми или почти всеми навыками и умениями;
5 - ребенок владеет всеми навыками, соответствующими его возрасту, + 1-2 навыками следующей возрастной категории.
Таблицу целиком для оценки уровня развития деток до 8 лет я размещу в своем телеграмм канале, чтобы вы тоже могли оценить, какие зоны требуют внимания у ваших деток. Заходите
Сперва я оценила развитие Макса по умениям в 6 месяцев:
- мелкая моторика - 4,
- речь - 4,
- физическое развитие - 4,
- социальное развитие - 4,
- логика и мышление - 4,
- навыки самообслуживания - 4 (предпочитает есть сам руками).
Примечание: Я проставила 4, а не 5, тк оценивала сперва только этот возраст, а 5 подразумевает охват навыков следующей возрастной группы.
Судя по всему, навыки шестимесячного малыша Максом усвоены успешно 💪 Единственное, с чем возникают сложности, это еда с ложки. С одной стороны, его можно покормить с ложки, но это такое мучение! Он ее кусает и грызет, забирает и пытается есть сам. Поэтому почти всегда он ест сам, рукой 😬
Справедливости ради, в 10 месяцев стоит уже ориентироваться по умениям в год. Так что переходим к следующей возрастной группе:
- мелкая моторика - 4,
- речь - 3 (не хлопает в ладоши, не выполняет словесные инструкции, дополняемые жестами, не подражает звукам животных),
- физическое развитие - 2 (не стоит без поддержки, не слезает сам с дивана, не ползает по наклонной поверхности, не наклоняется из положения стоя),
- социальное развитие - 4,
- логика и мышление - 3 (не указывает на желаемый предмет),
- навыки самообслуживания - 3 (не причесывается расческой, не ест ложкой).
Ну и напоследок заглянем в умелки для 1,5 лет:
- Добавим бал мелкой моторике, так как все умелки приобретены. Вот так неожиданность))
- Добавим бал или даже пол бала речи за понимание запретов
- Добавим бал социальному развитию за умение играть самостоятельно и гуляние на картинки, а еще за то что радостно ползет навстречу близкому.
Что же получилось в итоге? Максим, 10 месяцев, согласно нормам в 1 год:
- мелкая моторика - 5,
- речь - 3.5,
- физическое развитие - 2,
- социальное развитие - 5,
- логика и мышление - 3,
- навыки самообслуживания - 3.
Исходя из получившихся баллов, я составила колесо баланса.
Здорово, что теперь явно видно, над какими сферами стоит поработать в первую очередь.
Подобную оценку детям до года рекомендуется проводить раз в месяц, поскольку развитие идет очень быстро. Я не хотела бы ставить себе таких жестких рамок, поэтому планирую проводить следующую оценку через 1-3 месяца.
Пишите в комментариях, какие успехи удалось выявить у ваших деток, и пробовали ли вы ранее такие системы анализа.
В следующем посте я проведу оценку для моего старшего сына Артёма, ему 3 года. А затем будем ставить цели, исходя из результатов оценки уровня развития. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
В посте использовались следующие материалы:
- М. Суздалева «Дома с мамой. Система развития ребенка от А до Я»
- И.Ю. Кулагиной «Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет»