Мотивация
Вырезки из книги.
Рассмотрим, например, соединительные слова«но», «и/а» и «даже если». Когда мы связываем свои идеи или переживания сих помощью, слова заставляют нас фокусировать внимание на различныхаспектах одних и тех же переживаний. Фраза «Сегодня светит солнце, нозавтра будет дождь» вызывает в нас озабоченность завтрашним дождем, приэтом мы практически не учитываем тот факт, что сегодня солнечно. Еслисвязать эти же утверждения словом «а»: «Сегодня светит солнце, а завтрабудет дождь», то смысловое ударение падает в равной степени на оба события.Если же сказать «Сегодня светит солнце, даже если завтра будет дождь», тонаше вни мание будет сфокусировано на первом утверждении, а второе останетсяна заднем плане.
-------------------------------------------------
Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации длядостиже
ния конкретной цели или состояния .Фрейм результата целесообразно противопоставить фрейму проблемы (табл. 1).Фрейм проблемы основное значение придает тому, что «неправильно» или«нежелательно», а не тому, что «желательно» или «необходимо». В этом случаевнимание человека фокусируется на нежелательных симптомах и поиске ихпричин. Фрейм результата, напротив, заставляет сосредоточиваться нажелаемых результатах и последствиях, а также на ресурсах, необходимых для их достижения. Таким образом, фрейм результата подразумевает, что человек ориентируется на решение проблемы и позитивное будущее. Часто люди непреднамеренно формулируют результат в негативной форме: «Яхочу перестать стесняться», «Я хочу бросить курить» и т. д. Подобнымобразом мы концентрируем внимание на проблеме и, как это ни парадоксально,в скрытой форме высказываемся «в ее пользу». Неотъемлемой частью мысли«Хочу перестать быть трусом» является утверждение «быть трусом».Устанавливая фрейм результата, мы спрашиваем себя: «Чего ты хочешь?» или«Что бы ты чувствовал, если бы не был таким трусом?»
Безусловно, в ходе поиска решения проблемы важно исследовать симптомы и ихпричины. Однако не менее важно делать это в контексте достижения желаемогосостояния. В противном случае, исследование симптомов и причин не приведетни к какому решению. Если же информация собирается в связи с результатом или желаемым состоянием, решения могут найтись, даже если сама проблемаостанется не
до конца изученной.
Вероятно, основная функция вербальных паттернов «Фокусов языка» - помочь людям научиться переключать внимание: 1) с фрейма проблемы на фрейм результата, 2) с фрейма ошибки на фрейм обратной связи, и 3) с фрейма невозможности на фрейм «как если бы».
....................................
Структуру, которая встречается в речи человека вне зависимости отконтекста, мы называем паттерном. К примеру, есть люди, привычным длякоторых стал паттерн постоянного пренебрежения позитивной стороной своегоопыта. В этом им помогает слово
«но».Подобный тип языкового фрейма может сильнейшим образом повлиять на то, какмы интерпретируем конкретные утверждения и ситуации и реагируем на них.Задумайтесь над следующим утверждением: «Ты сможешь делать все, чтозахочешь, если готов хорошенько потрудиться для этого». Эта фраза способнавнушить человеку уверенность в себе и своих силах. В ней соединены впричинно-следственную цепочку два значимых элемента нашего опыта: «делатьвсе, что хочешь» и «хорошенько потрудиться». «Делать все, что хочешь» -вещь, безусловно, привлекательная. Не настолько желанной ка жется втораячасть - «хорошенько потрудиться». Тем не менее, связывая их так, чтобы«делать все, что хочешь» оказалось на переднем плане, мы создаемпредпосылки для сильнейшей мотивации, ведь мечта или желание соединяются сресурсами,
необходимыми для своего осуществления.Обратите внимание на то, что произойдет, если изменить порядок слов: «Еслиты готов хорошенько потрудиться, ты сможешь делать все, что захочешь».Несмотря на то, что утверждение состоит из тех же самых слов, еговоздействие стало слабее, так как готовность «хорошенько потрудиться»закономерно выдвинулась на передний план. Теперь фраза напоминает скореепопытку уговорить кого-то не лениться, чем позитивное утверждение «тыможешь делать все, что захочешь». Во втором варианте возможность делатьвсе, что хочется, кажется наградой за усер дный труд. В первом утвержденииготовность потрудиться помещена во фрейм внутреннего ресурса, необходимогодля того, чтобы «делать все, что захочешь». Эта незначительная разницаможет оказать существенное влияние на то, как будет воспринято и понятосообщение.
Умение распознавать вербальные паттерны позволяет нам создавать языковыесредства, которые могут помочь нам повлиять на смысл наших переживаний.Примером такого инструмента является переформирование при помощи фрейма«даже если». Этот паттерн заключается в простой замене слова «но» на фразу«даже если» в любом предложении, где слово «но» уменьшает или«обесценивает» позитивное
переживание.
...................................