Живопись с ребёнком «Техника мокрый рисунок»
ЗанятияИсточник: ТВОРЧЕСТВО, ИГРЫ И ПРАЗДНИКИ С ДЕТЬМИ ✔
Что нужно: листы бумаги (ватман, или любая не очень тонкая бумага, хорошо впитывающая влагу), плоская широкая кисточка, краски для рисования, разведённые в баночках, достаточно 3 цветов: желтый, красный, синий, губка.
Подготовка
Вашему ребенку понравится вместе с Вами готовить стол для рисования. Дети часто с интересом наблюдают за любой работой взрослых, и готовы в этом помочь. Совместная с ребенком (от 2-ух лет) подготовка очень важна, и она уже является самостоятельной фазой занятий.
Итак, стол накрываем клеенкой, стаканчик-непроливайку наполняем водой, а рядом с ним положим губку для того, чтобы промокать слишком влажную кисточку, перед окунанием ее в краску. Краски разводим и размешиваем до однородности в в стаканчиках для краски. Лист для живописи погружаем в емкость с водой (небольшой тазик, ванночку) и тщательно расправляем губкой на столе.
Начинаем рисовать!


Хорошо, если Вы сразу зададите ребенку какую-нибудь тему: нарисовать, то что видели на прогулке, или прочитаете сказку, и попросите нарисовать наиболее запомнившийся ее фрагмент. Тем не менее, спонтанное рисование - когда ребенок рисует все что хочет или может, придает замысловатым формам названия, порой такие же замысловатые, и «оживляет» их в своем воображении, либо просто «марает» бумагу - следя за переходами и завораживающими слияниями и градациями красок разных цветов.
Казалось бы, тремя основными цветами (красный, голубой, желтый) мы ограничиваем ребенка, - но это не так, мы напротив - предоставляем ему великолепную возможность экспериментировать и таким образом - создавать самостоятельно богатую в нюансах цветовую палитру.
На мокром листе отдельные краски смешиваются и перетекают друг в друга во многих местах, и возникают промежуточные цвета - зеленый, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Наблюдая за этими метаморфозами - дети радуются, и удивляются: они - творцы, они - первооткрыватели! Так же как и в случае с игрой цвета на бумаге, ребенок с интересом будет наблюдать за постоянно меняющимся цветом воды в стаканчике, котором промываются кисти.
Когда весь лист уже занят рисунком, и краски светятся и блестят благодаря присутствию в них элемента воды, у ребенка наступает пик «художественного» удовлетворения! Потом, когда картина уже убрана для просушки, она уже не представляет для ребенка такого интереса.
Особенности техники рисования «мокрым по мокрому»
При технике рисования «мокрым по мокрому» - соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что только лучше для полета фантазии ребенка - он в течение всего занятия продолжает творить образы. Когда ребенок добавляет новую краску к уже начатому рисунку, в его фантазии часто возникает новая смысловая связь, которую он потом развивает в последующем рисовании.
Во время спонтанного рисования или после его завершения - спросите ребенка о рисунке: какие цвета они считает особенно красивыми и какое содержание, сюжет он отразил в нарисованной картине. Это способствует активизации детского воображения.
Как ведут себя дети:
• Ребенку 1,5-3 года: Даже для детей самого нежного возраста - рисование акварелью уже представляет собою радостное переживание. От малыша не стоит ждать, что он быстро освоит некоторые технические действия, например, будет промывать кисть каждый раз перед тем, как обмакнуть ее в новую краску. Также кроха по началу не сможет целенаправленно водить кистью. Чаще всего дети этого возраста водят кисточкой по бумаге волнообразно или зигзагообразно. Для них самое важное - это возникающий в результате движения след.
• Ребенку 3-4-5 лет: Если малыши раннего возраста рисуют большей частью старательно и молча, то трех- четырех- и пятилетние дети охотно комментируют - если на их листе происходит нечто особенное.
• Ребенку 5-6 лет: Пяти- и шестилетние дети рисуют преимущественно молча, сосредоточенно и аккуратно. Изредка во время рисования они могут делиться с Вами своими замечаниями относительно красок или содержания своей картины. Перед началом рисования, они обычно уже сформировали себе представление об определенном цвете, которого они хотят добиться, или о предмете - которого хотят нарисовать.
Живопись на основе подражания:
Как и многие другие способности, умение рисовать лучше всего приобретается ребенком-дошкольником - через подражание взрослому. Замечательно, если ребенок может наблюдать за рисованием Вас, или своих старших братьев и сестер. Он схватывает все на лету, как увидел, в соответствии со своим возрастом. Малышу до 3-4 лет, если Вы в данный момент рисуете, тоже захочется сразу рисовать, в то время, как 5-6 летние ребята могут предпочесть рисовать сами и в другое время.
А технические процессы, связанные рисованием - к примеру приготовление материала и его уборка, промывание кисти, перед окунанием ее в краску - станут хорошей привычкой благодаря подражанию Вам, особенно, если Вы будете привлекать на это внимание ребенка.
Дети по своей природе имеют потребность повторять или подражать всем действиям за другими людьми, с которыми непосредственно общается. Поэтому во многом сознательные действия родных и близких ребенку людей - воздействуют на него гораздо более глубоким и устойчивым образом, чем объяснения и поучения на словах.
ПРО ЖИВОПИСЬ И АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ
Пишет Елена Якушева (вальдорфский педагог, арт-терапевт, г.Екатеринбург, https://vk.com/schela58):
«Акварель лучше использовать в тубах. Ее легче растворять в воде. Другие краски кроме акварели в вальдорфской педагогике не используются. Акварель - очень прозрачный материал, рисунок акварелью как бы пронизан светом. Вода - необходимое условие для разворачивания эфирных сил, действие которых является приоритетным в первом семилетии. Благодаря их действию ребенок растет, и развиваются все его физиологические органы. В идеале лучше живописать растительными красками, что наилучшим образом способствует активизации эфирных сил организма. Это самые светоносные акварельные краски. Растения, как известно репрезентируют действие эфирных сил. Мы рисовали красками "Готман" фирмы "Винзор и Ньютон". В них также присутствует элемент растительного происхождения в виде связующего компонента.
Вся акварель ЗК и Гамма, а так же лучший вариант известной вам фирмы Штокмар, связующим имеют продукт нефтепереработки, несущий в себе силы разрушения, которые властвуют в современном мире. Так вездесущая реклама, телевидение, компьютеры побуждают действие сил разрушения. Я не говорю, что силы разрушения - это плохо. Плохо, если они преобладают в первой половине жизни, особенно в первом семилетии.
Цвета для дошкольников: желтый средний, кармин, кобальт синий или ультрамарин. Желтый лимонный не предлагайте, он слишком пробуждает. Желтый золотистый уже слишком земной, хотя надо смотреть: краски одной фирмы рознь краскам другой фирмы.»
РИСУЕМ СКАЗКУ
«Прежде всего, хотелось бы развести понятия "краска" и "цвет". Краска - это материальная субстанция, которая находится в кювете, в тубе или в баночке в разбавленном водой виде. То, что возникает на листе при нанесении на него краски, являет собой цвет.
В течение недели вы рассказываете ребенку сказку. На занятиях живописью в контексте настроения этой сказки вы предлагаете ребенку один или два цвета. При подготовке рабочего места вы можете петь определенную песенку, которая будет звучать всякий раз перед живописью. Так вы привлекаете внимание ребенка, давая ему знать, что пришло время живописать. Для ребенка процесс подготовки имеет даже большее значение, чем процесс рисования. Ребенок наблюдает, как мокрый лист ложится на доску, как выгоняются пузырьки воздуха и лишняя вода при натягивании листа, как краска расползается в воде причудливыми формами. Вы садитесь рисовать первой. Поверьте, ребенку не так интересно, что вы рисуете, как то, как вы это делаете. Поэтому, прежде, чем рисовать с ребенком, вы сами должны научиться рисовать, правильно обращаться с инструментами и, конечно же, знать, какую краску предложить для рисования сегодняшней сказки. Не забывайте, ребенок вам подражает. Попробуйте и вы поиграть с цветом…
Маленький ребенок еще растворен в окружении и не переживает границ. Поэтому разумные границы ему устанавливает взрослый. В живописи мы тоже устанавливаем границы, наливая в баночки столько краски, сколько необходимо для того, чтобы ребенок не закрасил лист только одним цветом, если он по возрасту выбирает для рисования два или три цвета.
ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ РЕБЕНОК МОЖЕТ ВЫБИРАТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЦВЕТ, ДО ПЯТИ - ПЯТИ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ - ДВА ЦВЕТА, И ТОЛЬКО СТАРШИЕ ДЕТИ - ТРИ.
Часто бумага начинает пузырится. Она пузырится потому, что между ней и доской остаются воздушные пузыри. Их надо выгонять при натягивании листа. Я это делаю так. Сворачиваю жгут из бязи диаметром 1,5 - 2 см и длинной примерно 22 см, те по ширине листа. Это "палочка-выручалочка". Прокатываю ладонями палочкой - выручалочкой единым движением через весь лист с легким нажимом. И пузырей как и не было.
Есть несколько вариантов на чем рисовать. 1. Доска из полистирола размером 40х50 см. Можно купить через фирму, которая занимается наружной рекламой и оформлением вывесок и входных групп. Или вскладчину купить лист 2х3 м, из которого выйдет 30 досок. Вместе с распилом такая доска обойдется вам в 200 руб. Но она вечная. 2. В отделе магазина, где продаются детали для сборки корпусной мебели, можно приобрести лист белого ламинированного ДВП. Стоит не более 60 рублей, но хватает не надолго. 3. В художественном салоне купить пластиковую доску для лепки. Но она очень гибкая и при переносе работы на место, где она будет сохнуть, вся краска сбежится в место прогиба".
Вот, что пишет про выбор красок для вальдорфской живописи А.М. Цвелик (вальдорфский педагог, арт-терапевт, г.Самара http://vk.com/id66792242):
"Сейчас многое можно купить по интернету. При покупке красок не заморачивайтесь, не тратьте деньги на импорт, есть наши отечественные Гамма, Черная речка, Белые ночи...Ленинград - можно купить поштучно, бывает в худ. салонах. Вот, например:http://colormondays.ru/product/wtr_0033. Я лично покупаю отечественные краски, и их оценили многие иностранцы. Только есть цвета, которые некачественные - но надо просто пробовать.
Зарубежные краски Штокмар стали пользоваться популярностью в свое время, когда у нас ничего не было в магазинах, а преподаватели из-за рубежа везли их нам, и "ух ты! какая банка большая!" - а у нас не было даже в тюбиках толком, только в кюветках - разводить неудобно, а тут - раз - и на весь класс, на всю группу... Просто удобная фасовка. Чреватая, однако неприятностями: некоторые цвета их протухают с невероятной быстротой! Неприятный запах бывает у штокмаровские красок, которые уже отслужили свой век, особенно у разбавленных.
Преимущество красок в тюбиках в том, что можно выдавить краску на краешек чашечки с водой, и разводить ее уже по воле рисующего - гуще или жиже. Но так делают уже начиная только с 9 лет, с 3-4 класса. До этого краску разводит до нужной (чуть более густой, чем надо) консистенции сам учитель. Если вся краска не использовалась, то она остается на краю чашечки, и может быть использована в следующий раз - т.к. она еще не разводилась водой, и в ней сохранился клей, связующий ее, и она не становится "песочком" - что происходит часто с красками, которые уже развели водой, и они высохли.
ЦВЕТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольникам вообще достаточно ДВА цвета на один раз.
Начните с розово-красного спектра. Нужен минимальный набор красок, и не выкладывайте все сразу. Повторяюсь про цвета - РОЗОВАЯ (хинокардион в кюветка, или мажента - более общее название - сочетается с любой красной , оранжевой , желтой лимонной. ЛИМОННАЯ - с красным спектром, опять же. БИРЮЗОВАЯ - с лимонной, немного с мажентой (розовой) но не с алой. Немного с кармином, но может быть грязь. КАРМИН - с ультрамарином из синих, и со всеми теплыми - розовыми, оранжевыми, желтыми...
А ТРИ краски - это уже для тех, кто постарше. Взрослые конечно сразу же бросаются сами экспериментировать, и восклицать - ой, смотри- детям тут же свои опыты показывать. А им нужна еще монотонность. Они, конечно, на эти опыты тоже будут глядеть - но это развлекалочки ненадолго. А вот что им нужно - это покайфовать, закрашивая лист практически одним цветом, ну, максимум - двумя... Я обычно предлагаю "красить" для чего-то под благовидным предлогом беря 1-2 цвета. Например, можно сделать фонарики..."
«Чтобы вода во время рисования не разливалась, надо про нее тоже рассказывать - и не давать сразу все в руки, а постепенно доставать, с рассказом обо всем. Что рассказать о воде? А то, что и нам, взрослым, интересно - как она крутится в большом тазу или в вере, особенно здорово посмотреть на то, какой "цветок" возникает в центре, как он пульсирует и колышется, немного меняет форму... Я обычно говорю - вот, в сказках в воде русалки живут, они любят хороводы водить... Вот и мы такой хоровод сделаем воде.. И размешиваем ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ, что воду упорядочивает - а заодно и нас самих. Краски тоже стоит ограничить в количестве - лучше подобрать 2, максимум три, которые не диссонируют и не дают ярко выраженной четвертой. Например, какую-то розовую и красную,или какую-то желтую и опять же, что-то из красных или розовых. Если же вы берете сине-бирюзовую гамму, то не стоит брать красные или желтые тона - это уже для "экспериментов", это уже третий уровень занятия - первый - это САМ ЦВЕТ, САМА КРАСКА, второй - это когда две краски рядом, даже этого уже МНОГО!
Конечно, дети привыкшие ранее к коробке с кучей цветов могут потребовать большего. Но, как правило, если цвета красивые, достаточно насыщенные, и вся процедура как на кухне, интересна в каждом шаге - размешать воду, разложить тряпочки-коврики, о которые "королевишна"-кисточка будет "ножки вытирать после мытья в воде, можно разглаживать полотенчиком мокрый лист просушивая его (после этого не забыть снова его чуть-чуть смочить самыми кончиками широкой кисти, иначе краски дадут жесткую границу и т.д. Я еще обычно разговариваю со своей кисточкой - "Ну что, принимаемся за дело! Этот пальчик- поддержалкин, этот пальчик- накрывалкин, этот - сбоку подхваталкин..." - так мои пальцы правильно берут кисть."
Видео-уроки А.Цвелика «Техника рисования «мокрым по мокрому» с маленькими детьми»: