Картотека игр по ТРИЗ
БудниВсем привет! Прошу прощение, за то, что обещала раньше написать, но замоталась. Никак не могу выделить для себя приоритет в круге времени. Хочется все и сразу.
Теперь о ТРИЗ. Как я уже написала я работала по этой технологии да и сейчас использую игры ТРИЗ. Я постаралась в кратце написать, что такое ТРИЗ и что за игры у этой технологии. Пользовалась разными источниками сетью, пособиями, информацией полученной на консультациях у других педагогов. Очень много букв!!! ТРИЗ: эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером.
Зачем была создана ТРИЗ?
Основная цель теории решения изобретательских задач - это найти одно-единственное решение.Всего одно решение? Но, как известно, самая лучшая идея - всегда самая простая и лежит на поверхности. Ведь если подумать, то в итоге всегда оставляли один вариант, причем тот, для реализации которого потребуется наименьшее количество затрат, как физических, так и материальных.
Принципы ТРИЗ
Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
Противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
Решение. Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сделать информацию более простой и понятной.
На кого рассчитана система.
Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.
Какие игры проводить с ребятами
ТРИЗ - это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется "Маша-растеряша". Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой. Еще один пример задач ТРИЗ - это игра в теремок. Задача детей - научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.
Как искать ответы
ТРИЗ для дошкольников - это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы. Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ - это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.
Задача с готовым решением
ТРИЗ - игры в саду пользуются популярностью. Но не все взрослые могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду». Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?
Картотека игр по ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
ИГРА «ВЫБЕРИ МЕНЯ»
Цель:
Учить анализировать отношения между понятиями.
Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями:
а) причина - следствие,
б) противоположность,
в) порядок следования,
г) род - вид,
д) часть - целое,
е) функциональные отношения и др.
Ход:
Детям предлагаются три карточки, первые два изображения на них находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных трех - четырех изображений (изображения беруться из общей коробочки) существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое изображение.
ИГРА «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Цель:
Учить, анализируя знакомый сказочный персонаж, находить в нем отличительные признаки, которые свойственные только этому персонажу. Учить изменять сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.
Ход:
Рассмотреть с детьми по системному (компонентному) подходу любой знакомый сказочный персонаж.
Обратить внимание детей, что подсистемные признаки (атрибуты волшебства, черты характера, поступки) во многих сказках у одного и того же героя одинаковые.
Предложить детям подумать, как будет вести себя сказочный персонаж без своих привычных признаков. Что, например, будет делать Баба Яга без своих дорогих ее сердцу - ступы, черного кота, избушки на курьих ножках… Ведь может совершенно поменяться сюжет сказки, где она участвует.
В начале игры можно обсуждать отдельных сказочных героев, обдумывая и предсказывая их измененный образ жизни. Можно во время обсуждения пользоваться системным оператором.
ИГРА «СДЕЛАЙ ТАК И НЕ ТАК»
Цель:
Развитие у детей таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Ход:
Предложить детям рассмотреть образцы построек из строительного материала. Рассмотреть с ними, из чего предлагается сделать предложенные постройки.
Обсудить, есть ли в группе аналогичный материал. Если есть - сделать постройки по образцу.
Если предложенного в образце материала нет - подумать и найти в группе аналогичный, которым можно заменить предложенный в образце.
Предложения принимаются без критики, но обязательно анализируются удобство использования предложенного материала.
ИГРА «МЕНЯЕМ ПОРЯДОК»
Цель:
Развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ рядоположения, порядка следования.
Формировать умения анализировать и находить ошибки в предложениях, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной.
Ход:
Для рассмотрения детям предлагаются сюжетные картинки. После небольшого самостоятельного рассмотрения детьми, предлагается обсудить.
Что будет, если …
ИГРА «ГДЕ ИГРУШКА?»
Цель:
Учить детей анализировать месторасположение предметов, отгадывать загаданную игрушку.
Ход:
Разместить вокруг ребенка несколько его любимых игрушек (4 - 5).
Загадать одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщают только местоположение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
ИГРА «МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ»
Цель:
Учить детей, анализируя зрительный образ, сопоставляя его с уже известным, дорисовать так, чтоб он стал целым, привычным.
Более усложненная цель - учить придумывать новое применение видоизмененному объекту, изменять его по собственному желанию для новой функции.
Ход:
Детям раздаются или, они выбирают сами листочки, на которых нарисованы знакомые объекты. Но в каждом рисунке допущена какая - либо ошибка или линии рисунка не соединяются - как бы сломаны: машина без колеса, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки, самолет без хвоста, расческа со сломанными зубьями и т. д. Детям предлагается взять карандаш, фломастер и «починить» предмет - дорисовать на данном листе. В старших группах можно предложить на новом листе нарисовать уже «починенную» вещь.
В усложненном варианте дети дорисовывают предметы по собственному желанию и объясняют, для чего теперь можно использовать такой предмет, что он теперь сможет делать.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«СКЛАДЫВАЕМ СЛОВА ИЗ ПОЛОВИНОК»
Цель:
Упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом, и сразу же обязательно подтверждать ее обнаруженным недостающим фрагментом.
Формирует установку на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по написанию, и их недопустимо путать друг с другом.
Ход:
Детям даются карточки с написанными половинами коротких слов, так чтобы первая половина была написана на одной карточке - справа, а вторая половина - на другой карточке - слева.
Например:
КОРО - ВА, ША - РИК, МУР - КА.
Задача детей, имея целый ряд карточек с началами и окончаниями слов, быстро их сложить так, чтобы получалось целое слово.
Как усложненный вариант предлагается к одной первой половине подобрать несколько окончаний и наоборот.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АКТИВИЗИРУЮЩИЕ
НАВЫКИ СРАВНЕНИЯ
ИГРА «КОМПОЗИТОРЫ»
Цель:
Учить объединять различные действия в одно целое, находя в объединении что-либо целое. Развивать умение устанавливать связь между словами и мелодией, находчивость.
Ход:
Воспитатель вспоминает с детьми знакомые стихотворения. Дети делятся на команды - музыкальные группы, придумывают себе название. Потом каждая подгруппа, или все вместе выбирают себе стихотворение и сочиняют на него мелодию. Поют. Если пение оформлено элементами костюмов, музыкальным сопровождением на инструментах, команда получает дополнительные очки и аплодисменты. Допускается сочинение разными группами мелодии на одно стихотворение. В таком случае можно провести дополнительный конкурс на лучшую мелодию.
ИГРА «КАРТЫ»
Цель:
Учить переносить свойства одного предмета на другой и описывать полученный результат. Развивать умение использовать ассоциации…
Ход:
Дети сидят за столами друг против друга. Перед детьми на столе картинками вниз лежат карточки. Дети их тасуют - перемешивают и по очереди берут по одной карте. Одновременно по карте берут дети, сидящие напротив. Каждый, переворачивая карту, быстро говорит, что на ней изображено, и подбирает два - три прилагательных. Ребенок напротив эти признаки переносит на предмет на своей карте. Описывает, что это будет необычный или реальный предмет. Дети, сидящие рядом, по желанию берут по одной карте, переворачивают, не называя предмета, говорят его свойство и переносят его на предмет в фокусе.
В эту игру хорошо играть небольшими группами 0 по 5-6 человек.
Когда дети освоят ее с взрослым, они хорошо играют в нее самостоятельно.
ИГРА «СОЕДИНИ»
Суть игры в изменении, ломке привычных пространственных связей предмета, изъятии предмета из привычных для него отношений.
Цель:
Развивать у детей навыки совмещения пространственно разделенных объектов. Вызвать эмоциональный подъем, повышающий познавательную активность, интерес к занятиям, играм.
Ход:
Предложить детям совместить - объединить предметы, которые пространственно разделены…
Детям предлагается найти общее между этими предметами, совместить их, следовательно, найти какой-то новый предмет, обладающий неожиданными, общими для обоих предметов свойствами.
Предметы можно соединять произвольно, а можно использовать морфологическую таблицу.
ИГРА «ТАМ БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»
Цель:
Учить детей определять место привычного нахождения предмета. Приучать к аккуратности. Поговорить, что хорошего и плохого, если предметы не лежат на местах.
Развивать воображение, и образное мышление, выводить умозаключения о том, что будет, если предметы окажутся в непривычной обстановке.
Детям задается задание: Повернуть кольца так, чтобы заданный предмет находился на своем привычном месте. Определить, где обычно бывает этот предмет, что там делает. Сравнить местонахождения других предметов на кольце - попали они на свои места или нет. Определить, что будет, если эти предметы окажутся в непривычных местах. А может быть они там бывают. Когда, что там делают? Поворачивая кольца, найти все места, где этот предмет бывает и сказать, что он там делает.
Например: Мебель бывает в: комнате, на полке - игрушечная; в гараже - для отдыха; на реке - если она на катере или корабле; на улице - летнее кафе и т. д.
Фантастический вариант: если предмет окажется в непривычном месте. Например: книга в воде. Что с ней будет, как ее предохранить от намокания и т. д. Из чего будет сделана книга, которая обычно хранится в воде?