Про сад, работу и социализацию
Размышления о воспитанииВозникла тема среди мамочек: отдавать ли ребенка в сад? Если да - то в какой? Если да - то на сколько времени и как при этом работать, полный ли день, как при этом остаться мамой, а не ее тенью? Если не сад - то как социализировать своего ребенка?
Мои мысли уместились в большом тексте, так что решила оставить это здесь, чтобы не потерять.
Во-первых, моя ситуация такая: Семе сейчас 2г2мес, мне работать не обязательно и не срочно, мы так с мужем договорились, но иногда хочется. Работа - возможность отвлечься от ребенка и чувствовать себя частью мира вообще. Сейчас у меня есть небольшой проект, который будет развиваться с той скоростью, с какой я буду вкладывать туда свое время. То есть в перспективе это может стать моим делом и приносить деньги, сейчас я трачу на него не более 4х часов в неделю, не получается больше. В 3 года ребенкиных не планирую возвращаться на основную работу, так как помню, как приходила после 6-часового рабочего дня вся вымотанная и мне было не до мужа, не до дома. А тут если будет еще одно существо требующее внимание, то это только вешаться.
Далее - начиталась про ужасы сада/школы и к рождению ребенка не хотела его никуда отдавать. С года стала изучать развивающие центры в округе, параллельно общаться с мамочками на площадке, чьи дети ходят в сад. Мы живем в спальном районе, где очень много детей и очень много садов, да еще и все места там заняты)) Сходили 1 раз в развивающий центр (который и частный д/с для детей постарше) в 1г3м. Сема не особо заинтересовался занятиями/детьми, а после него мы сразу заболели. Потом я познакомилась с понравившейся мамочкой во дворе, у которой малыш нашего возраста и мы до сих пор отлично общаемся, ходим друг к другу в гости и устраиваем малышам развивашки сами: краски, пластилины, танцы...
Из общения с мамашами поняла, что в нашем районе частные дс не отличаются особо от государственных. Мои выводы:
1) туда отдают тех, кто не попал в государственный, это значит, что контенгент там тот же практически (это если рассматривать, в какое окружение попадает ребенок и чему он научится у других детей);
2) в гос садах очень плотный график по развивашкам, скорее даже переизбыток занятий, так как дети не должны быть предоставлены сами себе - они тут же начнут творить хаос
3) в гос.структурах очень сильный контроль со стороны государства. В частных дс такого контроля нет: не по санитарным нормам, не по квалификации преподавателей. В частных дс все мило и уютно, но реально выглядит там все более грязным, чем в гос.садах, где все вылизано
4) персонал - не факт, что в частном дс будет лучше, чем в государственном. Это все зависит от конкретных людей. То есть табличка на саду не даст гарантии, что в нем будет хороший персонал, это все нужно лично ходить, смотреть, выбирать. Есть знакомые, которые очень трепетно относились к выбору сада. Отправили ребенка в Монтессори, а ребенок стал оттуда агрессивным возвращаться. Оказалось, что у воспитателей нет пед.образования, только 2х месячные курсы (то есть нет базовых пониманий о психологии ребенка и пр.), оказалось, что в группе больше человек, чем говорили менеджеры по продажам и т.д. Ребята чуть ли не судились потом с тем центром, а ребенка еще водили к психологу, чтобы его восстановить.
Сейчас я рассматриваю дс как инструмент. И инструментом этим нужно пользоваться осознанно и ответственно. То есть это не место, куда сдаешь ребенка и они из него должны что-то сделать. Это просто инструмент, с помощью которого мой ребенок получит опыт самостоятельной жизни (без меня), с помощью которого я отдохну от ребенка и смогу давать ему более качественное общение, когда мы снова будем вместе. Это инструмент, где мой ребенок может научиться чему-то, чем я не могу научить. То есть просто расширит его возможности.
Я не знаю, подходит ли моему ребенку дс вообще. Он тянется к детям, но пока не умеет с ними играть. Есть такие общительные малыши, которые без садика просто завянут. Есть те, кто познает мир вне коллективного разума и им легче медленно и вдумчиво все изучать. Таких садик может поломать и развить комплексы. А пока не знаю, зачем заранее что-то решать, надо попробовать. Начну пробовать с государственного сада, так как зачем платить больше, если можно платить меньше. Если не подойдет - буду рассматривать другие варианты.
Моя мам, например, когда я стала болеть в садах, отдала меня какой-то няне, которая смотрела за несколькими такими же детьми у себя дома. Сейчас это, наверно, называется домашний детский сад. Тоже вариант..
Сейчас мы записались в ГКП - 3 раза в неделю по 3 часа. Пойдем с сентября. Посмотрим, что из этого выйдет. Пока мне такой формат кажется очень хорошим, так что я и до школы бы по такому графику водила - у ребенка и опыт общения и коллектива без мамы появится, и это занимает не много времени и не станет доминантой в его развитии. Что из этого выйдет - посмотрим.
Еще я также заинтересована в создании разновозрастного сообщества. Возможно, удастся со знакомыми мамочками организовать регулярные встречи. Мне представляется аренда какой-нибудь игровой комнаты, где будет только наша компания и можно будет мамам попить чайку. Правда, я не знаю таких мест в Москве. Если кто знает - поделитесь.
Многие говорят, что ребенок тянется к детям постарше, именно поэтому все хотят организовать дополнительное общение вне сада.
Мой малыш тоже тянется к тем, что постарше. Очень обидно видеть, как он подходит к играющим 5-леткам, а те просто его игнорируют. То есть даже не запрещают с собой играть, а просто как на пустое место смотрят. Думаю, это побочный эффект от сада - там все дети одного возраста, там они обучаются совместным играм и забывают, как это быть 2х-леткой. Мамы же рядом уже нет, которая бы подсказала, как с ним играть. Я постараюсь в будущем своего ребенка научить играть с малышами. Это, как минимум, развивает чуткость и сострадание, делает менее эгоистичными.
В итоге мы все время дружимся с детьми постарше. Ну как, дружимся, Сема-то все равно на своей волне, он еще не понимает, что есть правила игры и эти правила учитывают не только его интересы. Так что в совместном взаимодействии я выступаю посредником - защищаю от разрушения игру тех, кто старше и подсказываю своему, как ему можно безболезненно присоединиться. Часто это становится 2 параллельными играми в 1м месте, где никто никому не мешает, но вроде бы и вместе.
С кем получается взаимодействовать - это как правило или те, у кого есть маленькие братик/сестричка, или те, кого заинтересовала я. То есть я же с малышом и предлагаю какие-то игры постоянно, чтобы они могли взаимодействовать. Если старший ребенок не занят в компании и мама далеко сидит по телефону болтает, то ему эти игры интереснее, чем самому по себе болтаться. Тут нужно будет в будущем вовремя остановиться, чтобы не стать самой "паровозом", а своего ребенка не задвинуть. Сейчас я описываю наш опыт на пляже, на море, где все - отдыхающие и у них нет постоянных друзей, как дома. Дома такой трюк может не прокатить. Но в песочнице, например, дети часто не знают, чем заняться. И если есть взрослый, предлагающий игры, все быстро вокруг него организуются. А тут уже делай с ними что хочешь!;)
Еще, когда начинаем общаться с детками постарше, я сразу учу Сему произносить их имя, чтобы они и малышом заинтересовались. Реакция ребят: 1) он что, говорить умеет? 2) начинают задавать вопросы, удивляться его произношению, вместе радоваться его каким-то действиям 3) пытаются его чему-то научить.
Про тех, кто младше. Сема к ним интерес не проявляет, скорее опасение - эти странные существа могут отобрать игрушку, держись от них подальше. Но и те, кто младше не особо интересуются детьми еще, так что прецедентов особо не возникало. Если мы оказываемся рядом с человеком любого возраста, я стараюсь объяснить Семе, что происходит, что этот человек делает. Соответственно, если это маленький малыш, то и про маленького расскажу "Смотри, какой малыш хороший. Все в рот тянет, пытается так мир изучить. Ты тоже так раньше делал"
По этой теме можно еще много-много всего писать. Пока остановлюсь)