Эта серия обзоров посвящена моему другу Даше Ленченко, которая попросила меня написать, как мы с Никитой познаем мир, а также всем родителям, будущим и настоящим. Я писала их, чтобы все прекрасные и важные книги, когда-то найденные мной, перестали быть разбросаны по моей памяти, чтобы информация о них была систематизирована и доступна любому, кто задался вопросом выбора энциклопедической литературы.
Огромное спасибо мне хочется сказать сообществу "детские книги", благодаря которому я уже несколько месяцев во многом формирую свое представление о качественной литературе, а также рецензенту Лабиринта Blackboard Writer, который стал для меня своего рода кумиром и путеводной звездой.
Если что-то значимое в моих обзорах не будет освещено, прошу вас, напишите об этом! Без этого они не будут полноценны.
Систематизируя тот огромный материал, который имеется (или предполагается в скором времени) в нашей библиотеке, я разделила его на несколько блоков (буду добавлять ссылки на них по мере наполнения):
- Вселенная. Малое и бесконечное
- наша планета
- Флора и фауна
- Человек в современном мире
- Искусство
- Человек в контексте
Здравствуйте! Сегодня я пишу о самом, наверное, любимом для меня - о животных. Животным я посвятила два обзора, в одном из них представлены различные энциклопедии и игры, а в другом - художественная литература о животных. Как мне кажется, именно при изучении этой тематики художественная литература первична. Она учит той любви к живому существу, которая предшествует знанию о нем. Которая побуждает ребенка понимать животное, задавать правильные вопросы, слышать и беречь природу, быть чутким и внимательным к ней. Та любовь, благодаря которой ребенок узнает, как не навредить животному своим неверным представлением о том, что будет для него хорошо.
Составляя обзор, я стремилась к тому, чтобы подчеркнуть особенности каждого автора, разграничить произведения по возрастам и жанрам. Однако при анализе русской литературы мне удалось выделить скорее несколько направлений, чем отдельных авторов. В этом магия нашей литературы: это особая сказочность, напевность, народность, духовность, потрясающее чувство слова и - соборность, неразрывная цельность повествования. Будто читаешь на ночь одну большую бабушкину сказку, и меняется только имя рассказчика - Виталий Бианки, Константин Паустовский, Юрий Коваль.
Исходя из этого, я выделяю для себя в русской детской литературе о животных два крупных направления: мастера сюжета и мастера зарисовок. Нельзя сказать, что первые подходят больше малышам, а вторые - школьникам. И те, и другие важны в любом возрасте. Сюжеты "заманивают", пробуждают интерес к природе, зарисовки формируют такую особенную, русскую душу. Нельзя также сказать, что один автор совершенно точно именуется мной мастером зарисовок, а другой - сюжетов. Эта черта мной проводится скорее искусственно, чтобы не заблудиться.
В обзоре вы также найдете несколько слов о литературе в христианском ключе, много слов о зарубежной прозе, три душераздирающих истории о собаках и фотографии писателей, которые были выбраны мной далеко не случайно - именно они делают автора близким мне и отражают особенности его манеры общения с читателем.
Итак, я приступаю:)
Здравствуйте! В этом обзоре я попыталась сохранить лучшие, на мой взгляд, книги о живописи, архитектуре, театре и музыке.
Приятного вам чтения)
Поведение ребенка как нельзя лучше иллюстрирует верность тезиса ответственность – есть обратная сторона свободы.
Родителям часто, а дедушкам-бабушкам – практически постоянно – кажется необходимым контролировать большинство действий ребенка, чтобы «чего не вышло». Это можно понять: взрослые пытаются обеспечить безопасность маленького человека, еще не понимающего, где и что может быть опасно, еще не умеющего обращаться со многими предметами и правильно вести себя в массе ситуаций. Но, на самом деле, чем больше и чаще взрослые контролируют, тем хуже становится: отследить всё невозможно совершенно – на секунду вы отвернулись, и ребенок уже вписался головой в тот самый угол, от которого вы так пытались его сберечь. А сам малыш, видя, что за ним так хорошо следят, следить за собой – своей безопасностью – перестает.
Помню, весной гуляли мы с Никитосом и одним моим знакомым по парку. Шли по дорожке вдоль достаточно крутого спуска, Никитос – чуть ближе к спуску, чем мы. Мой знакомый – взрослый и весьма адекватный мужчина – в какой-то момент с нескрываемым волнением спросил: «Он не упадет?!». Тогда мне это показалось таким странным: ходит ребенок в полтора года уже более чем уверенно, чтобы не падать просто так, шел Никитос не по самому краю, так что, просто оступившись, упасть вниз не мог никак, а прыгать туда по собственной воле – он же не дурак. Никому же в голову не придет, что туда могу вот так вот запросто ни с того, ни с сего, упасть, например, я?
Но если подумать, для многих родителей такая ситуация была бы невозможна. И многие дети, действительно, имели бы все шансы упасть с горы, как только эти самые родители отвернулись бы. Почему? Да просто потому, что Никитос точно знал – здесь он следит за собой сам. Мне просто почему-то и в голову прийти не могло, что это место нужно контролировать. А если ребенок уверен, что в данном случае его безопасность – компетенция его мамы, сам он за собой следить не будет точно.
У нас, на самом деле, довольно много таких мест – мест, где кто-то неотступно следил бы, а я не слежу совершенно. И совершенно уверена, что следит Никитос. Но, естественно, у всех свои паранойи и страхи – я тоже слежу иногда там, где не следовало бы. Самый вопиющий пример: стулья у нас на кухне. Они старые довольно, не сильно устойчивые и того и гляди норовят отъехать куда-нибудь. В общем, лазить на них, а тем более вставать – не сильно хорошая идея. Никитос, естественно, лазает. И встает. А я, естественно, каждый раз говорю ему, что это очень опасно, что так не надо и т.п. Итог очевиден: он совершенно не думает, как лезть можно, а как нельзя. Причем два из трех стульев – те самые, на которые он чаще всего и залезает – стоят так, что, по-хорошему, ехать или падать им некуда. Но я все равно до недавнего времени регулярно переживала и регулярно рассказывала, что это опасно. Ну, не знаю, как-то так уж повелось. В ответ на это мой ребенок что только на этих стульях не выделывал. И чем больше я говорила, тем более интересные акробатические трюки он выдумывал – просто явно проверял, а что же будет.
Некоторое время назад мне это окончательно надоело – большей частью потому, что прекрасно понимаю: следить каждую секунду я за ним все равно не в состоянии, а чтобы упасть, нужна ровно секунда. Ну, что ж, начала эксперимент. Сели мы есть, Никитос снова полез вставать и ногами раскачивать, я сижу, занимаюсь своими делами, на него особенного внимания не обращаю. Вижу краем глаза – лицо явно удивленное. Начинает махать ногами еще сильнее. Я снова ноль внимания (понимаю, стул держится и упасть не должен, если начнет падать сам Никитос, поймать успею, так как рядом сижу). Наверное, целый день ребенок проводил испытания: что бы такое сделать, чтобы мама начала рассказывать, как это опасно. И крайне удивлялся, что мама эта самая никак не реагирует. Дошло даже до того, что он начал мне сообщать, в очередной раз стоя на стуле и мотая ногой, что когда так делают, падают. Я изобразила удивление: «Да? Кто падает?» В общем, пришлось поработать над собой. Но результат ждать себя не заставил: лазить на стулья Никитос, конечно, не перестал, но акробатикой больше не занимается. Максимум – встает. Но так как сзади того стула, на котором он это обычно проделывает, стоит его столик, приклеенный на двухсторонний скотч к полу так, что точно не поедет, я, в общем-то, спокойна. А за тем, чтобы не упасть со стула, он теперь следит сам – это я точно знаю.
Только не подумайте, что я призываю вообще не следить за ребенком – ни в коем разе! В нашей жизни полно опасностей, контролировать которые ребенок еще просто не в состоянии. Я утверждаю лишь одно: перед тем, как что-то говорить ребенку, нужно десять раз подумать, что сказать, как сказать и стоит ли в данной ситуации говорить вообще. Впрочем, и взрослому тоже – психологические механизмы то у всех одни.
Один из самых распространенных в нашей стране педагогических приемов можно назвать: «Ах ты так?! Тогда и я с тобой так же!». Ах, ты щипаешься? Ну, сейчас я тебя тоже как ущипну! Ах, ты меня не слушаешь? Тогда и я тоже демонстративно уши заткну и не буду на тебя внимания обращать! Ах, ты.. и т.д. и т.п. и пр.
На первый взгляд, очень прекрасный прием: родители предлагают ребенку побыть на их месте и почувствовать, что когда щипаются, это больно, а когда не слушают – не приятно. По идее, ребенок должен прочувствовать, понять и больше не делать. Но это только на первый взгляд.
Помню, когда у Никитоса выросли зубы, и он, как и многие дети, решил их на мн опробовать е, я задала вопрос в сообществе одном, что же делать. Знала, что многие советуют укусить в ответ, но кусать не сильно не помогло бы, а сильно жалко было. В сообществе много советов, как водится, дали, но самым ценным был вот этот: «Только ни в коем случае не кусайте его в ответ! Тем самым Вы дадите ему понять, что такое поведение вполне приемлемо».
И действительно, если подумать чуть получше, это же очевидно совершенно. Дети копируют поведение со взрослых, усваивают от взрослых социальные роли и нормы, глядя на взрослых, понимают, что можно и нужно, а что запретно. Тут дело даже не в эффективности приема «ты мне – я тебе»: вполне вероятно, если ребенка сильно укусить, кусаться он и перестанет – в следующий раз просто побоится. Но ясно запомнит: ага, мама тоже так делает. Значит, в принципе, можно. Можно с тем, кто слабее, с тем, кто ответить не сможет или не захочет. Ну, а тут уже к родителям вопрос: вы чего хотите: добиться, чтобы ребенок, поняв, что вы сильнее, перестал вести себя так, как вам не нравится, или чтобы он понял, что некоторое поведение совершенно неприемлемо – ни с кем и никогда, чтобы сам сделал вывод и сам для себя принял решение: так нельзя! В общем, это снова вопрос о том, хотите ли вы вырастить ребенка, который «слушается», или свободного человека, отвечающего за свои поступки. Свободного вырастить сложнее. Свободу, ту, что не вседозволенность, а ответственность, осознать сложнее. И привить ее сложнее. И, видимо, не каждому это и нужно: некоторых эта осознанная необходимость тяготит, другим «и без нее есть чем заняться». Но вот четкое понимание, а чего вы добьетесь, если будете делать так, а не вот так, а не простое использование штапмов – необходимо точно каждому.
Есть еще один постоянно используемый большинством воспитательный штамп. Звучит он так: «Если ты будешь ..(бросать еду на пол, оставлять игрушки посреди комнаты, не слушаться и т.п.), то я ..(еду у тебя отберу, соберу машинки все твои и выброшу, уйду, отдам тебя дяде – тут уж кто во что горазд)».
Казалось бы, прием должен работать весьма эффективно: взрослый явно сообщает ребенку о возможных неприятных последствиях его поступка, соответственно, ребенок должен начать вести себя подобающим образом, чтобы этих неприятных последствий избежать. Казалось бы, да нет, не особенно то работает прием. А дело все в том, что у детей есть некоторое врожденное чувство справедливости, и они очень четко реагируют на этой самой справедливости попрание. Нет, я не агитирую разрешать ребенку бросать еду на пол. Я тоже очень против. И тоже считаю, что еду в таком случае нужно забрать, но есть одно правило: любое наказание должно быть прямым следствием поступка. Причем следствием не в рамках нашей с вами логики, а в рамках, скажем так, общих законов бытия, физических законов жизни. То есть, например «Если ты будешь бить меня по голове машинкой, я с тобой играть не буду», – это, может, и просится на язык, но не совсем логично с точки зрения тех самых законов. А вот «Если ты будешь бить меня машинкой по голове, у меня голова болеть начнет, и я не смогу с тобой играть» - более сложная конструкция, но, как показывает практика, более работающая. Потому что, с точки зрения ребенка, более справедливая.
Очень часто так и хочется сказать: «Если ты немедленно не перестанешь!», и добавить что-нибудь такое веское, типа будешь играть один. Но чаще всего кроме настырного продолжения нежелательного действия это ни к чему не ведет. Просто потому, что ребенок чувствует: вы нарушаете какие-то естественные закономерности, и протестует.
Да, зачастую соблюсти эти самые закономерности бывает очень сложно. И найти прямое следствие поступка в качестве наказания тоже сложно. Но, если уж на то пошло, тарелку с едой можно просто убрать, безо всяких пугалок. Действенно и доходчиво. А еще можно использовать конструкции вот такого типа: «Если у нас не получится не кидать еду на пол, придется нам еду убрать». Сложная, но много раз опробованная и почти безотказно работающая конструкция.
Казалось бы, в чем разница то? А разница о-очень большая. Тут спасибо Юлии Константиновне Пироговой и нескольким ее прекрасным курсам в институте по языковым манипуляциям в рекламе, да Юлии Борисовне Гиппенрейтер за две прекрасные книги, многое ставящие на свои места. Разницы здесь, собственно, две: во-первых, не «если ты», а «если мы» – то есть вы не вешаете на ребенка штамп однозначно единственного виноватого, соответственно, не провоцируете его защищаться. А во-вторых, не «я заберу», а «придется нам убрать». То есть это не ваш произвол, с которым, конечно же, так и хочется поспорить, а закон жизни. А с законами жизни спорить как-то глупо – это даже ребенку понятно.
Возможно, фраза поначалу звучит несколько вычурно и сложно для постоянного употребления, но это лишь дело привычки. Достаточно несколько раз последить за собой, а дальше станет почти таким же штампом, как стандартная «если ты, то я». А произнося эту самую «если ты, то я» мы, знаете, в первую очередь чему ребенка учим? Шантажировать! «Если ты не будешь слушаться, я уйду» – это же самый что ни на есть натуральный шантаж. Используя подобные обороты не удивляйтесь, когда однажды ребенок скажет: «Если ты не купишь мне вот эту большую шоколадку, я упаду на пол и буду орать на весь магазин!». Хотя, вероятнее всего, он даже и говорить не станет – он сразу эту идею в жизнь воплотит. Хотите? Я как-то не очень..
...туши тоже...
я в таком шоке, что даже слёзы пропали...
Девочки, подскажите, можно как-нибудь восстановить удалённую информацию с фотоаппарат???
Сейчас пока готовила ребёнку обед, он с фотоаппарата все свои летние фотографии и кучу видео удалил(((
Осталось немного на айфоне, но там и качество хуже, да и мало совсем((( Сижу реву...