Делаем книжкку-развивашку
Самодельные пособия 1. Стихотворение Р.Мухи в соавторстве с В.Левиным «Короткое стихотворение про длинное путешествие» (
2. Фотографии ребенка и членов семьи, которые будут фигурировать в
книги. Ими могут быть: мама, бабушка, дедушка, папа, - в общем, все те,
кого вы посчитаете нужным «вплести» в сюжет стиха. Файл с разбивкой и
подготовленный для печати на темы:
- пингвин мальчик и бабушка пингвин;
- пингвин девочка и бабушка пингвин (переработанный стих);
- пингвин мальчик и мама пингвин (переработанный стих);
- пингвин девочка и бабушка пингвин (переработанный стих),
переработанные стихи идут в комплекте полного МК, так же как и личные консультации по созданию альбома.
3. Альбом ( не менее 40 листов). Можно просто заменить бумагой для печати. Рекомендую брать по плотнее офисных;
4. Скотч или плёнка для обклеивания обложек, ламинирования;
5. Фломастеры, карандаши, акварельные краски, гуашь, акриловые краски
(лучше перламутровые) и т.п. в зависимости от вашего желания, фантазии и
творческого порыва;
6. Вата, фольга, сода, соль, салфетки бумажные или полотенца, цветная бумага или бумага, сделанная из акриловых красок (
7. Картон и т.п. материалы, ножницы, клей ПВА или клей-карандаш.
8. Водный маркер или фломастер.
Сразу оговорюсь:
список материалов условен и приведен только для примера.
При подготовке книги для своего ребенка на это стихотворение я учитывала ряд факторов:
- ребенок читает: текст распечатывался крупно, чтобы ребенок мог его
прочесть, но чтобы он не занимал всё пространство на листе;
стихотворение очень легко заучивается, поэтому не рекомендую стремиться
сделать акцент на тексте, т.к. он идёт как бы основой для всего того,
что будет создано исходя из его содержания;
- разбивка мною текста на части условна и индивидуальна. Подбирайте
части исходя из того, чему и как вы хотите на основе этого кусочка стиха
научить, поиграть или выполнить сами, с ребёнком.
- книга предполагалась не только для чтения, даже не столько, более как
фундамент для творческих и географических игр с ребенком;
- при изготовлении книги я привлекала ребенка к помощи: вырезание из
цветной бумаги, измятие салфеток, обрывание цветной бумаги, намазывание
клеем. Но! Изготовление книги – это в первую очередь работа родителя, не
надо стремиться к тому, чтобы ребенок стал активным участником
сотворения данного «шедевра» с первых минут работы вашей домашней
типографии (ибо я надеюсь, что опыт данного МК позволит вам создать
множество самодельных пособий по иностранным языкам, чтению, математики и
т.п.). Я не вижу ничего страшного в том, что ребенок мой в большей
части именно читатель книги, а не её издатель. Поверьте опыту 4 месяцев
работы над подготовкой и тестированием данной книги с сыном: все ваши
труды окупятся сторицей, если при подготовке и подборе иллюстраций,
творческих заданий вы учтете ИНТЕРЕСЫ СВОЕГО РЕБЕНКА и его физические
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛЬНОГО участия при изготовлении данного продукта.
Какие моменты мы отрабатываем конкретным данным примером книги:
1. большой - маленький,
2. вверху – внизу,
3. справа – слева,
4. карта мира, материки, полюса,
5. компас,
6. планета Земля,
7. полушария планеты,
8. форма планеты,
9. базовые цвета и формы,
10. работа с ножницами,
11. работа с клеем,
12. работа с сыпучими материалами,
13. обрывная аппликация, аппликация разными материалами,
14. рисование карандашами, фломастерами, красками,
15. разные техники рисования,
16. чтение,
17. счет,
18. упражнения для подготовки руки к письму, рисование различных линий и узоров,
19. знакомство с различными линиями (геометрическими);
20. знакомство с животным миром,
21. игры на внимание и интуицию,
22. Повторение частей тела,
23. Игры на иностранных языках.
Распечатка текста, как и сам процесс изготовления книги, знакомства с ней может быть сделан двумя способами:
1. Как делала я (с частичным привлечением ребенка к изготовлению пособия):
• печатаем файл и вырезаем слова, предложения, вклеиваем их на пустые листы,
• производим знакомство ребенка с текстом: чтение вместе,
самостоятельное чтение без иллюстраций, чтение с иллюстрациями в виде
только фото малыша ( так, где это к месту и смыслу),
• постепенное иллюстрирование страницы с текстом, игры с иллюстрированными страницами,
• изготовление дополнительных материалов к книге вместе с малышом,
• вклеивание фотографий всех участников (бабушки, мамы и т.д.),
• заполнение пустых страниц подготовленными материалами,
• полноценная работа с книгой.
2. Изготовление пособия родителем и дальнейшие игры с малышом;
3. Изготовления книги самим ребенком, если возраст и физические возможности позволяют ему это сделать.
Титульная страница.
Оформить её достаточно просто:
она содержит название стихотворения, авторов и намёк – пингвинчика,
который позволяет подогреть интерес ребёнка. Для того, чтобы обратить
внимание малыша, я нарисовала стрелочку – как мотиватор для дальнейших
действий: открыть книгу и начать игру.
При иллюстрировании я использовала пример и схему рисунка:
Она очень простая. Рекомендую сначала делать набросок слабо,
карандашом, пользоваться хорошим ластиком, в конце работы – обвести
основные линии фломастером, стереть дополнительные (вспомогательные).
Страничку скотчируем или покрываем защитным слоем, по которому затем
можно рисовать водным (стираемым фломастером), к примеру, выделяя
одинаковые буквы, подчеркивая слова и т.п. работе с этой страничкой.
Страница 1.0-1.1.
На данном развороте мы даём понятия: большой-маленький, позволяем сравнить и поиграть ребенку.
Игры на иностранных языках - пальчиковая гимнастика и песенки на английском и немецком языках:
НЕМЕЦКИЙ
АНГЛИЙСКИЙ
Изготовление:
• Вклеиваем (впечатываем, распечатываем текст);
• Вклеиваем фото ребенка в полный рост;
• На левом развороте рисуем 5 различных пингвинов: по росту и по
внешним данным. Цель этого: дать понятия общего – пингвин, дать понятия
различий: рост, внешние признаки, тренировка счета (1-5, 5-1),
• Покрываем всё защитной плёнкой,
• Играем: пронумеровать (провести линии): от самого маленького (№1) до
самого высокого (№5), наоборот; обвести тех, кто смотрит направо,
налево; посчитать крылья у всех пингвинов и т.п. Я не буду писать весь
ассортимент игр, который можно провести. Просто включите фантазию и
подумайте, какой именно навык вы хотите потренировать: внимание, счет,
чтение (самостоятельное или с ребенком). Фото ребенка позволяет включить
его в персонализированную игру – сюжет.
При иллюстрировании данного разворота я использовала файлы и образцы, а так же изображения (фотографии) пингвинов.
Хочу обратить внимание:
В данных иллюстрациях я старалась изобразить именно реалистичнее различных пингвинов.
Вы можете выбрать другие иллюстрации, скачать их с интернета, распечатать из мультфильмов и т.п.
2.0-2.1 Понятия компас и стороны света
На этом развороте, с учетом текста, предлагаю познакомить малыша со сторонами света, компасом:
• Рисуем шар – изображение нашей планеты с материками.
• Указываем на изображении экватор и нулевой меридиан.
• Подписываем стороны света.
• Вклеиваем на др. страницу текст и иллюстрируем пингвином и льдиной.
• Делаем подвижный компас.
Изготовление подвижного компаса:
• Рисуем круг на страничке книги,
• Указываем стороны света,
• Из картона вырезаем стрелку с кругом, 3 одинаковых по размеру круга: 1
для лицевой стороны компаса, 2 круга – для обратной стороны компаса,
• Накладываем на середину титульной стороны компаса круг со стрелкой,
• Прокалываем – узелок остаётся с титульной стороны,
• С обратной стороны компаса прокалываем ещё один круг-картонку, пришиваем к этой картонке всю конструкцию.
• Узелки и швы маскируем, наклеив на них сверху ещё оп одному кружку, вот наш подвижный компас и готов.
• Получаем вот такое с лицевой стороны,
С обратной стороны листа
Компасом очень весело играть: игры не привожу - они часть полного МК.
3.1. Аппликация ватой и фольгой
Для работы с этой страничкой нужны:
• Фото ребенка в полный рост,
• Вата
• Фольга
Порядок работы:
• Подготовили текст,
• Вклеили фото ребенка,
• Прочитали текст: вместе или самостоятельно
• Нашли пояс, повторили др. части тела, можно в т.ч. на иностранных языках,
• Давай покажем: пусть вата будет снег (можно так же использовать соду – отлично хрустит! Или соль…)
• Нашли пояс: сделали аппликацию.
• Теперь давай сделаем снежные сугробы под ногами: клей пва+фольга.
Предложите ребенку её помять: ещё ни один от этой затеи не отказался.
Описание и назначение использование разных материалов: в полном МК.
БЫЛО
4.0-4.1 Следы, отпечаток на память и полюса.
На данных разворотах я предлагаю вам поиграть в следы различных животных, которые могли остаться на снегу. Предложите своему маленькому путешественнику определить где чьи следы и провести от них различные линии к соответствующим словам. Поле ближе к развороту или около трети правой части оставьте свободной: тут можно сделать на память отпечаток ножки ребенка. Не забудьте подписать когда и в каком возрасте оставлен данный отпечаток –след.
Другую страничку можно посвятить введению нового героя (бабушки или мамы):
• Оформляем текст,
• Рисуем карту в виде шара,
• Указываем на ней северный и южный полюса,
• Вклеиваем фото ребенка-пингвина на северном полюсе, бабушку-пингвина на южном.
Поделюсь опытом: у нас любимая игра – размышлять о том, откуда шёл пингвин и почему он заблудился.
От этой части плавно переходим к подведению наблюдений о форме нашей
планеты. Обратите внимание, мы ещё не вводили понятие материки, а только
использовали понятия полюса. Можно их заменить на вверху, внизу.
5.0-5.1 Форма планеты. Полушария.
Изготовление:
• Оформляем текст.
• Вырезаем геоид – это форма земли. Чтобы проще было представить,
слепите себе шар из пластилина, помните его с разных сторон: не такая уж
у нас Земля шарообразная )))
• Полученный геоид режем на половинки и приклеиваем на заранее
заламинир оованную (заскотчированную) страничку. Половинки крепим вверху
и внизу скотчем.
• Под ними рисуем круг и отмечаем на нём экватор пунктиром еле заметным, но чтобы ребенок мог по нему провести линию.
В итоге получаем вот такое произведение:
Кстати! Можно предложить ребенку самому определить на что больше похожа наша планета: когда вы получите ответ, что при такой картинке она похожа на круг, взяв скотч, предложите ребенку самому нарисовать круг. Для этого можно просто обвести круг внутри бабины скотча на вашем листе или рядом.
Для
пущего эффекта, рекомендую делать это на другом листе, пусть малыш
обведет и назовёт форму, а вы предложите ему приоткрыть полушария и
проверить – правильно ли вы ответили. Представьте радость крохи, когда
под полушариями он найдет точно такой же круг! Не забудьте похвалить
вашего юного географа!
Оформляем далее:
• Оформляем текст,
• Рисуем круг, оформляем пингвина (можно вклеить фото ребенка),
• Указываем полюса,
• Экватор и меридианы.
На этом развороте можно проводить игры на тему того, зачем людям нужны
обозначения экватора, полюсов, а так же сетка координат на глобусе.
6.0-6.1 Игра с цветами и эмоциями
Для работы с этой частью текста предлагаю вам:
• Оформить текст и иллюстрацию с фото ребенка,
• На левой части сделать кармашек с пингвином: распечатываем или рисуем
пингвина, вырезаем часть его одеяния, которая должна быть черной,
ламинируем, получаем карточку размером приблизительно 5 на 8 см., делаем
из неё кармашек, чтобы сверху можно было вставлять карточки цветного
картона. Крепим на листок.
• Весь листок покрываем скотчем или плёнкой.
Теперь, вы можете прочитать текст, изобразить эмоции и состояние пингвина, а так же прочитав стихотворение:
Ходит целый день пингвин,
Он по Арктике гулял
(можно «По Антарктике» – для любителей точности)
Да цвет шкурки потерял.
Мы же карточки возьмем –
Цвет ему с тобой вернём!
поиграть с ребёнком в замечательную игру: «Подбираем цвет».
Для этого нужно взять или карточки комплекта «
Другой разворот – там, где фото ребенка и текст, можно оформить вместе:
• Нарисовать пингвина,
• Нарисовать волны,
• Нарисовав льдины,
• Можно сделать различных пингвинят, с разными эмоциями – фото вашего
ребенка: где он радуется, где он задумчив, где он грустит. И просто
нарисовав пустую льдину, разложите разные вариации чувств-фото перед
ребенком, предложите ему выбрать те, которые подходят по смыслу.
7.0-7.1 Тренировка руки. Достопримечательности севера.
На этих страницах предлагаю вам на основе приведенного текста ниже провести ряд упражнений:
• Тренировка руки – подготовка её к письму. Рисуем 4 одинаковых малыша пингвина: в левой части листа. Образец:
• На другой, правой части листа рисуем пингвинов-бабушек (мам),
• Между ними прорисовываем разные виды линий: пунктир, прямую, волну, зиг-заг и т.п.
• Покрываем всё защитным слоем: можно давать ребенку на рисование – тренируем руку.
На другом развороте предлагаю вам нарисовать две самых ярких достопримечательности Севера: белого медведя и северное (полярное) сияние – Аврора Мориалис, кажется.
Полярное сияние можно так же выполнить методом обрывной аппликации из цветной бумаги, гуашью и губкой, наклеиванием ваты и дальнейшим её раскрашиванием, посыпную – крашенной содой или солью. На ваше усмотрение. При изображении белого медведя вам могут пригодиться вот эти подсказки профессиональных художников:
Это МК по созданию персонализированной книги-творческого пособия для и со своим ребенком, точнее её части. Данный материал является моей авторской разработкой, работой, проведенной для того, чтобы вы потратили минимум времени на изготовление аналогичной книги. Буду рада, если мои идеи вам пригодятся.
В данной публикации я привожу только часть идей, которые могут вас сориентировать: с чего начать и как это воплотить.
Если вы не хотите тратить время на подготовку и подборку игр, тем, творческих заданий, то можете воспользоваться моим полным МК, но сразу поясню - он платный, т.к. время, потраченное на его описание, подготовку и формирование дополнительных материалов тоже имеет свою ценность для меня, как для автора и мамы. Благодарю и надеюсь на ваше понимание. Полный МК(включающий не только описание игр, техник, но и комментарии по изготовлению, дополнительные материалы к нему и прочее) можно приобрести