Нечитающий ребенок: что делать?
Нечитающий ребенок: что делать?
Ваш ребенок любит читать? Если да, то вам повезло. Не нужно насильно усаживать ребенка за книгу и уговаривать его «прочитать хоть чуть-чуть». Вам не нужно обещать за это подарки или, наоборот, отказывать в прогулке или игре «пока не прочитаешь главу». Вы не должны контролировать и присматривать за тем, чтобы ребенок не отвлекался от книги. И, конечно, вам не жалуются учителя на то, что ребенка невозможно заставить взять в руки учебник.
А если ребенок не любит и не хочет читать? Как с этим бороться? И почему так произошло?
Современные дети читают меньше. Телевидение, Интернет, приложения для телефонов и планшетов постепенно вытесняют книги. Книга перестала быть единственным источником знаний. Сейчас все большее количество информации идет через видеопродукцию и Интернет.
Яркие, двигающиеся, мигающие, всплывающие картинки – все это привлекает и удерживает внимание ребенка гораздо эффективнее, чем книга.
Ускорение темпа жизни приводит к тому, что ребенок привыкает к определенному количеству информации на единицу экранного или книжного времени. Если брать в расчет детские мультфильмы и книги, то количество единовременно воспринимаемой детьми информации велико.
Порой взрослому сложно уследить за погонями, драками на экране, а ребенок не испытывает с этим никаких трудностей, ему нравится. Привыкнув к такой плотности информации, современные дети уже с трудом читают рассказы, в которых неспешное описание природы может занимать несколько страниц, а события разворачиваются медленно и постепенно.
Тем не менее, важность чтения сложно переоценить. Правильно подобранная книга оказывает огромное воздействие на интелeктуальное развитие, на становление личности и на формирование системы ценностей. Книга учит думать и анализировать, развивает рефлексию. У читающего ребенка кругозор шире, а суждения более вдумчивые и глубокие, чем у его нечитающих ровесников. Ну и, конечно, без сформированного навыка чтения учеба становится каторгой.
Так что же сделать, чтобы ребенок взял в руки книгу и не отложил ее через пару минут?
Начните с личного примера! Больше читайте сами, чтобы ребенок видел: чтение может быть удовольствием. Нехватка времени в данном случае не может служить оправданием, ведь если ребенок замечает, что на телевизор у родителей время есть, а на книгу – нет, он сделает для себя однозначные выводы в пользу телевидения.
Устраивайте семейные чтения. Вместе можно не только играть и делать уроки, вместе можно читать, а потом обсуждать прочитанное или ставить спектакль по прочитанной книге. Это прекрасная традиция исчезает в современном мире, а ведь совместное чтение с родными людьми не только стимулирует у ребенка интерес к книге, но и способствует поддержанию близких отношений в семье. Вспомните свое детство: время, проведенное вместе с родителями – самое дорогое и теплое воспоминание.
Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть небольшую, но чтобы в ней не было случайных или «проходных» книг. Отлично, если каждая книга будет иметь свою историю и вы сможете включить в библиотеку книги, которые сами читали в детстве. Давно изданные, старые книги с пожелтевшими страницами имеют свое очарование. Иногда рассказ о том, как попала к вам эта книга и как вы тайком читали ее под одеялом, может стать дополнительным стимулом к чтению.
Заведите свою аудиотеку. У вас в детстве были пластинки со сказками? Найдите несколько аудиокниг. Пусть ребенок сначала просто слушает, потом слушает и следит за текстом по книге, а потом дочитывает все самостоятельно. Постепенно ребенок втянется и чтение станет более простым и понятным процессом.
Проявите хитрость. Если ребенок уже умеет читать, но медленно, неохотно и только вместе с вами, проявите хитрость: начните читать ребенку книгу, а потом на самом интересном месте прервитесь. Пусть у вас появятся важные и неотложные дела. Вряд ли эксперимент удастся с первого раза, но в какой-то момент ребенок устанет ждать и возьмет дело в свои руки.
Оставляйте книги для ребенка на видном месте. Лучше избегать прямых рекомендаций, и делать это ненавязчиво: пусть книги «просто появляются» у вас в доме. Для начала это могут быть книги именно того жанра, который нравится ребенку больше всего. «Волшебник изумрудного города»? Вот вторая книга из этой серии! Книга про тайны египетских пирамид? Вот еще энциклопедия про Древний Египет. Постепенно ребенок войдет во вкус, само чтение перестанет быть трудным и будет ассоциироваться только с удовольствием. А палитра жанров расширится.
Избегайте формальностей. Чтобы школьная программа по литературе не была скучной, старайтесь сделать ее менее формальной. Рассказывайте детям интересные факты из жизни или творчества писателей, смотрите разные экранизации книг, которые сейчас читает ребенок. Cравнивайте и обсуждайте фильмы и книги, сходите на спектакль по изучаемой пьесе. Прочтите другой рассказ этого же автора, более веселый. Прочтите вместе ту вещь у автора, которая нравится вам самим.
Будьте острожны! В редких случаях нелюбовь ребенка к книге объясняется нейрописхологическими причинами. Чтение – это сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, и если одна из зон «пробуксовывает», отстает в развитии, то нарушается весь процесс. Такие дети, как правило, никак не могут запомнить и долго путают буквы, «не чувствуют» правильное окончание слова, с трудом составляют предложения. Если механическое складывание слогов ребенок в конце-концов как-то осиливает, то смысл прочитанного от него ускользает и чтение превращается в наказание. В таком случае необходимо как можно раньше обратиться к нейро-психологу.
Дорогие родители, будьте уверены: нет нечитающих детей. Вы можете острожно и с любовью приучить ребенка читать. Познакомьте ребенка с книгой правильно и у вас все получится.
Ваш ребенок любит читать? Если да, то вам повезло. Не нужно насильно усаживать ребенка за книгу и уговаривать его «прочитать хоть чуть-чуть». Вам не нужно обещать за это подарки или, наоборот, отказывать в прогулке или игре «пока не прочитаешь главу». Вы не должны контролировать и присматривать за тем, чтобы ребенок не отвлекался от книги. И, конечно, вам не жалуются учителя на то, что ребенка невозможно заставить взять в руки учебник.
А если ребенок не любит и не хочет читать? Как с этим бороться? И почему так произошло?
Современные дети читают меньше. Телевидение, Интернет, приложения для телефонов и планшетов постепенно вытесняют книги. Книга перестала быть единственным источником знаний. Сейчас все большее количество информации идет через видеопродукцию и Интернет.
Яркие, двигающиеся, мигающие, всплывающие картинки – все это привлекает и удерживает внимание ребенка гораздо эффективнее, чем книга.
Ускорение темпа жизни приводит к тому, что ребенок привыкает к определенному количеству информации на единицу экранного или книжного времени. Если брать в расчет детские мультфильмы и книги, то количество единовременно воспринимаемой детьми информации велико.
Порой взрослому сложно уследить за погонями, драками на экране, а ребенок не испытывает с этим никаких трудностей, ему нравится. Привыкнув к такой плотности информации, современные дети уже с трудом читают рассказы, в которых неспешное описание природы может занимать несколько страниц, а события разворачиваются медленно и постепенно.
Тем не менее, важность чтения сложно переоценить. Правильно подобранная книга оказывает огромное воздействие на интелeктуальное развитие, на становление личности и на формирование системы ценностей. Книга учит думать и анализировать, развивает рефлексию. У читающего ребенка кругозор шире, а суждения более вдумчивые и глубокие, чем у его нечитающих ровесников. Ну и, конечно, без сформированного навыка чтения учеба становится каторгой.
Так что же сделать, чтобы ребенок взял в руки книгу и не отложил ее через пару минут?
Начните с личного примера! Больше читайте сами, чтобы ребенок видел: чтение может быть удовольствием. Нехватка времени в данном случае не может служить оправданием, ведь если ребенок замечает, что на телевизор у родителей время есть, а на книгу – нет, он сделает для себя однозначные выводы в пользу телевидения.
Устраивайте семейные чтения. Вместе можно не только играть и делать уроки, вместе можно читать, а потом обсуждать прочитанное или ставить спектакль по прочитанной книге. Это прекрасная традиция исчезает в современном мире, а ведь совместное чтение с родными людьми не только стимулирует у ребенка интерес к книге, но и способствует поддержанию близких отношений в семье. Вспомните свое детство: время, проведенное вместе с родителями – самое дорогое и теплое воспоминание.
Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть небольшую, но чтобы в ней не было случайных или «проходных» книг. Отлично, если каждая книга будет иметь свою историю и вы сможете включить в библиотеку книги, которые сами читали в детстве. Давно изданные, старые книги с пожелтевшими страницами имеют свое очарование. Иногда рассказ о том, как попала к вам эта книга и как вы тайком читали ее под одеялом, может стать дополнительным стимулом к чтению.
Заведите свою аудиотеку. У вас в детстве были пластинки со сказками? Найдите несколько аудиокниг. Пусть ребенок сначала просто слушает, потом слушает и следит за текстом по книге, а потом дочитывает все самостоятельно. Постепенно ребенок втянется и чтение станет более простым и понятным процессом.
Проявите хитрость. Если ребенок уже умеет читать, но медленно, неохотно и только вместе с вами, проявите хитрость: начните читать ребенку книгу, а потом на самом интересном месте прервитесь. Пусть у вас появятся важные и неотложные дела. Вряд ли эксперимент удастся с первого раза, но в какой-то момент ребенок устанет ждать и возьмет дело в свои руки.
Оставляйте книги для ребенка на видном месте. Лучше избегать прямых рекомендаций, и делать это ненавязчиво: пусть книги «просто появляются» у вас в доме. Для начала это могут быть книги именно того жанра, который нравится ребенку больше всего. «Волшебник изумрудного города»? Вот вторая книга из этой серии! Книга про тайны египетских пирамид? Вот еще энциклопедия про Древний Египет. Постепенно ребенок войдет во вкус, само чтение перестанет быть трудным и будет ассоциироваться только с удовольствием. А палитра жанров расширится.
Избегайте формальностей. Чтобы школьная программа по литературе не была скучной, старайтесь сделать ее менее формальной. Рассказывайте детям интересные факты из жизни или творчества писателей, смотрите разные экранизации книг, которые сейчас читает ребенок. Cравнивайте и обсуждайте фильмы и книги, сходите на спектакль по изучаемой пьесе. Прочтите другой рассказ этого же автора, более веселый. Прочтите вместе ту вещь у автора, которая нравится вам самим.
Будьте острожны! В редких случаях нелюбовь ребенка к книге объясняется нейрописхологическими причинами. Чтение – это сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, и если одна из зон «пробуксовывает», отстает в развитии, то нарушается весь процесс. Такие дети, как правило, никак не могут запомнить и долго путают буквы, «не чувствуют» правильное окончание слова, с трудом составляют предложения. Если механическое складывание слогов ребенок в конце-концов как-то осиливает, то смысл прочитанного от него ускользает и чтение превращается в наказание. В таком случае необходимо как можно раньше обратиться к нейро-психологу.
Дорогие родители, будьте уверены: нет нечитающих детей. Вы можете острожно и с любовью приучить ребенка читать. Познакомьте ребенка с книгой правильно и у вас все получится.