Растить друга
РазмышленияО воспитании написано множество книг. Среди них есть хорошие и плохие, вдохновляющие и откровенно банальные, а есть и огненные. Конечно, их полезно почитать, взявшись за такое ответственное дело, как воспитание ребёнка, но они не заменят главного - того чувства, что появляется у нас, когда мы ждём своего малыша, и когда он у нас рождается... Когда смотрим на него и видим именно его, а не того ребёнка, про которого написано в воспитательных книгах, или того, каким он должен быть по нашим или чьим-либо ещё представлениям.
В первые дни после рождения малыша, когда буквально утопаешь в его созерцании, в восхищении и умилении им, становится понятно, что ребёнок по своей сути добр и он пришёл в этот мир, чтобы делать добро, чтобы стать лучше самому и сделать этот мир лучше. Он беззащитен, беспомощен, часто взывает к небу, как будто жалуясь на то, что ему здесь тяжело. Но проходят дни, и он осваивается. Становится всё спокойнее, и вот уже первый раз улыбается нам, своим родителям. Эту первую улыбку не забыть. И в ней видно всё: ребёнок - это чистый, обновлённый дух, он любит нас, любит этот мир и хочет творить добро...

И вот идут дни, месяцы, годы. А главный ориентир - это глаза ребёнка, его улыбка. В них по-прежнему видно всё. Есть ли в них то же добро, то же доверие и родниковая чистота? Если да, то всё в порядке, мы, как родители, на верном пути. Если же нет, это повод задуматься, всё ли мы делаем верно.
Когда, начитавшись воспитательных книг, я решила сформулировать для себя главное (ведь всех советов, что в них написаны, в ежедневной круговерти не упомнить, да и не все они подходят именно для вашего ребёнка), у меня получилась такая фраза: «Я ращу друга». То есть надо относиться к своему ребёнку не как к младшему, неопытному, глупому человечку, которого всему надо учить, а как к пришедшему к нам лучшему другу, отношения с которым нам очень дороги. При этом надо помнить, что дружба эта очень хрупка, и вся наша задача - это её сохранить и пронести через всю жизнь.
А то, что ребёнок - пришедший к нам друг, можно легко убедиться, если, опять же, понаблюдать за ним. Это бескрайнее доверие к нам, родителям, безусловная любовь и принятие нас такими, какие мы есть. Позже, уже с года, у детей появляется стремление помогать нам, быть похожими на нас. Им становится очень важна наша эмоциональная реакция на них, на их поступки, на окружающие явления. Что это, как не дружба?
Они смотрят на нас своими чистыми глазами, в которых отражаются небеса, море, космос - всё самое чистое и бескрайнее... Они улыбаются нам каждый день. Не сосчитать, сколько улыбок они нам дарят... А ведь порой мы не ценим этого, не замечаем, но что может быть важнее этих чистых улыбок нашего ребёнка, нашего друга? И разве есть цель более важная, чем сохранить эту чистоту, хотя бы постараться её не замутить?..
И вот так проходят дни, месяцы, годы. Рядом с нами растёт, смеётся, общается с нами наш маленький лучший друг. Он старается каждый день дарить нам радость. Конечно, не всегда это у него получается, некоторые поступки почему-то нас расстраивают, но если посмотреть в целом? Если посмотреть в целом, то с чем может сравниться то море любви, радости, яркости жизни, которое дарит нам наш ребёнок?..

Как же это нелепо - требовать от своих детей, когда они вырастут, чтобы они вернули родителям долги, так как те потратили на них много сил, времени и денег. Мы, как родители, выполняем свой долг. Ребёнок приходит к нам, и мы должны его вырастить. А он платит нам многократно большим каждый день. Если мы этого не замечаем или позже забыли - что ж, очень жаль... Но ребёнок, напитанный безусловной любовью, приятием, радостью, вырастая, отдаёт всё это обратно своим родителям без всяких требований. И его наполненность позволит ему позже отдать всё это и своим детям, а зачастую и другим людям. Он будет словно излучать заложенную в него любовь. А вопрос материальных величин - это уже совсем другой вопрос...
Так что же мешает нам замечать все эти подарки нашего ребёнка, этот поток радости, который он посылает нам изо дня в день? Ведь даже проснувшись, он первым делом улыбается нам, главное - это заметить. Он рад каждому дню, рад утру и тем делам и открытиям, что ждут его. А мы? Почему мы так часто этого не замечаем, а бывает, и портим настроение ребёнку? Почему мы всё время куда-то спешим, устаём, опаздываем, снова спешим? Потому что нам жалко времени. Мы хотим тратить его только на важные дела, а дела нашего ребёнка кажутся нам неважными, времени на них жалко. Мы бежим дальше, всё чаще говоря ребёнку «подожди», «потом», а то и «отстань»... И теряем его волну, сонастроенность с ним. Он отдаляется, и отдаляемся мы, и дальше начинается грустная история, когда ребёнок, получается, не нужен нам таким, какой он есть, со своим миром, своей радостью, любовью... От него нам нужно послушание, терпение и тишина. Но то ли это, что нужно ребёнку?..

Не надо жалеть времени на ребёнка. А много ему и не надо. Ему нужно только, чтобы пусть несколько минут, но мы были с ним, понимали его, смотрели на мир его глазами. Чтобы мы были с ним на одной волне. И как важно хранить эту тонкую путеводную ниточку, еле уловимую «одну волну», чтобы потом не мучиться вопросами: «Откуда в нём это взялось?», «Что за негодный ребёнок?», «Почему у всех дети как дети, а у меня...»
В конце концов, ребёнок - это шанс нам, взрослым, пережить второе (третье и четвёртое) детство, заново посмотреть на этот чудесный мир. Если с вниманием относиться к вопросам, которыми засыпает нас только что научившийся говорить малыш, то насколько может стать необыкновеннее и наш взгляд на мир, сколько нового мы можем узнать, задавшись теми же самыми вопросами. А если мы будем внимательно слушать его размышления вслух, то сможем узнать об этом мире ещё больше. Главное - видеть ребёнка, стараться понять его и ценить, как мы и ведём себя с лучшими друзьями.
Опубликовано в журнале «Дельфис» № 80 (1/2013). Иллюстрации - Donald Zolan