Что нужно всегда помнить каждому родителю (из книги Ш.А.Амонашвили)
Из книгШалва Амонашвили - такой педагог, который очень вдохновенно умеет выражать мысли. И всё, что он говорит, проникнуто любовью к детям. И книги его такие же: вдохновенные, зовущие, напоминающие об истине, о сути.
Вот и в книге "Баллада о воспитании" нашла такие абзацы, которые так и хочется объединить под одним заголовком: "ВСЕГДА ПОМНИТЬ!": 
ОБ ОЧИЩЕНИИ
Начнём с того, что успешное воспитание Ребёнка нуждается в нашем возвышенном настроении. Раз мы вызвали Ребёнка для рождения, значит, мы должны принимать его достойно. Ребёнка надо принимать:
– с чувством трепетного ожидания,
– с чистой любовью и мудрой радостью,
– с восхищением и удивлением,
– с чувством долга и ответственности,
– с чувством благоговения перед Творцом.
Ребёнка надо принимать как напоминание о будущем и как нашего воспитателя и учителя.
Мы должны готовить себя быть родителями – быть мамой или папой. Мы несём первые жертвы очищения.
У кого сварливый характер, пусть исправит.
Если в семье разлад, пусть восторжествует лад.
Кого мучит грубость, пусть избавится.
Кто не умеет ласкать, пусть научится.
Кто не любит тишину, пусть полюбит.
Кто болен, пусть излечится.
Кто курит, пусть бросит.
Кто алкоголик или наркоман, пусть лечится.
Кто привык к сквернословию, пусть отвыкает.
Кто любит праздность, пусть разлюбит.
У кого ссора с соседом, пусть помирится.
Кто труслив, пусть наберётся смелости.
Кто пессимист, пусть станет оптимистом.
Кто злой, пусть станет добрым.
У кого не хватает ума, пусть набирается.
У кого нет времени, пусть найдёт.
Кто не знает, что есть служение, пусть узнает...
ЗАПОВЕДЬ
Мама, ты же чувствуешь смысл моего лепетания? Так пойми, о чём я толкую, чтобы твоя долгая забота о моём воспитании увенчалась успехом, дарю заповедь:
ВОСПИТЫВАЙТЕ МЕНЯ В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ И ТЕРПЕНИИ.
В ЛЮБВИ – но не всякой, а в такой, которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
В КРАСОТЕ – но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному; которая движет и облагораживает жизнь во мне и вне меня.
В ТЕРПЕНИИ – но не всяком, а в таком, которое творит, созидает, сорадуется, сопереживает, устремлено и готово на самопожертвование.
О МАТЕРИНСКОМ МОЛОКЕ
...То, что мама кормит своего Ребёнка грудью, не только кормление, это самое настоящее воспитание – питание духовной оси Младенца.
Вообразим, как происходит процесс кормления:
– Младенец сосёт грудь – это его грудь, его собственность, от неё он впитывает не только молоко, но и саму жизнь; его рука всегда лежит на груди матери.
– Он сосёт молоко – это материнское молоко, организм матери вырабатывает его только для него, а не для кого-либо другого; в нём состав, который соответствует его развитию, его здоровью.
– Ухо его прижато к сердцу матери, и он слышит биение сердца, воспринимает чувства и переживания матери.
– Его взор устремлён на лицо и глаза матери – в них умиление, ласка, любовь, восхищение, благоговение, надежда – вся Божья благодать.
– Он чувствует теплоту тела матери – оно согревает его; он воспринимает запах тела матери – оно благоухает и умиротворяет его.
– Видит мысли матери – в них он уже взрослый, он благородный и великодушный; слышит слова матери – они как возвышенная мелодия, дарующая наслаждение.
Как мы всё это назовём? Кормлением?
Нет, конечно.
Происходит нечто неуловимое, но великое: в Младенца перетекает необычная духовная энергия матери, которая пропитывает всю его сущность – и тело, и душу. Тельце Младенца наполняется здоровьем и возможностью выжить. А в душе Образ Творца получает духовную влагу для своего проявления. Там же, в глубине души, остаётся подсознательная память, которая в дальнейшем, спустя годы и десятилетия, может проявиться как благородство, как ответственность, как великодушие...
СИЛЫ ТЬМЫ
...Вот какое мощное противодействие возникает перед нами. Последствия этой опасности чувствует родительское сердце. Не тревожиться об этой опасности – значит навредить будущему. А преодолеть её нелегко.
Но разве есть другой выход?
Что же нам делать?
То, что в наших силах и выше наших сил:
– Делать нужно всё, чтобы между нами и ребёнком возникли доверительные отношения, возникла духовная общность. Ребёнок иначе не поймёт и не примет наши наставления, предупреждения, советы, просьбы, не будет делиться с нами своими переживаниями.
– Делать нужно всё, чтобы наши чувства и наш взор не упустили ни одну тень от сил тьмы, которая может лечь на наши светлые тропинки воспитательного процесса; делать всё, чтобы тень оттуда исчезла.
– Делать нужно всё, чтобы Ребёнок с нашей помощью осознал, что есть Свет и что есть тьма, и сторонился последней, проявлял устойчивость против неё.
– Делать нужно всё, чтобы наполнить Ребёнка светом до той степени, чтобы в нём не осталось места для тьмы.
– Сделать нужно всё, чтобы защитить Ребёнка от пагубных желаний, от чувства собственности, от праздной жизни, ото лжи.
– Делать нужно всё, чтобы Ребёнок понял и поверил: он есть носитель своей миссии, он обязан открыть её в себе и служить ей.
Надо делать всё это и всё остальное, чтобы Ребёнок мог сам защитить себя от всего недостойного и нечистого, имел своё мировоззрение, идеалы и цель и стремился к ним.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
...Нам нужна цель, которая содержит в себе вечное начало и поведёт Ребёнка, а может быть, нас тоже, к поиску в себе своего высшего Образа, который и является благом для человечества.
Такая цель воспитания существует, педагогическая классика давно бережёт её для нас.
Это есть: Воспитание Благородного Человека.
Цель эта вбирает в себя всё самое лучшее и возвышенное, что только может украсить человека.
Благородный – это:
великодушный,
духовный,
любящий,
добрый,
честный,
бескорыстный,
справедливый,
без чувства собственности,
без чувства мщения,
щедрый душой,
терпеливый,
самостоятельный,
прекрасномыслящий,
трудолюбивый...
Благородство направит человека на его дальнейшее совершенствование.
Благородство поощрит устремления человека к общему благу.
Благородство поведёт человека ко всем успехам, достойным его способностей.
Мир беден благородными людьми и из-за этого страдает. А ребёнок для того и родился, чтобы стать благородным, стать благодетелем мира.
Но таким он станет только через наши воспитательные усилия. Кто-то скажет: «Это слишком высокая цель, не достигнем!»
Но попытаемся стать героями духа для наших детей, попытаемся свершить чудо. До какого бы уровня в воспитании благородства в Ребёнке мы ни поднялись, всё равно, это будет достижением нашим...
О ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
...Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:
– погрузим Ребёнка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания...
– направим его взор на свой внутренний, духовный мир и поможем найти и постичь там свой Путь, свою Миссию, своё Предназначение, своё богатство духа, которые нужно будет проявить;
– пробудим в нём чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;
– разовьём добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за своё слово;
– научим жить духовной жизнью в своём внутреннем мире: размышлять, желать, воображать себя героем и свершать достойные поступки, мечтать, созидать, молиться, общаться;
– разовьём волю, смелость, самостоятельность, будем утверждать в нём искренность, желание говорить правду, быть внимательным к мыслям других;
– поможем вникнуть в смысл понятия «совесть» и жить по совести;
– возбудим и разовьём познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность...
Это есть намётки той содержательной воспитательной деятельности, которую мы могли бы продумать для нашего Ребёнка. Всё это содержание может уместиться в двух понятиях:
сердце и разум...
...
Наш воспитательный процесс станет гуманным и личностным, если мы:
– будем строить отношения с Ребёнком сообразно его природе, его естеству;
– примем его таким, какой он есть;
– будем искать пути дружбы и сотрудничества, пути духовной общности с ним;
– будем восполнены пониманием и творящим терпением;
– в случаях нарушения Ребёнком норм поведения и оговорённой условности научимся создавать такие духовно-нравственные ситуации, которые породят в нём переживания и чувства раскаяния, исповеди, извинения, сожаления, самонаказания...
...
Наш воспитательный процесс станет гуманным, если мы поймём, что:
– смысл нашей любви к Ребёнку не только в том, что мы не можем иначе, но и в том, чтобы он отозвался заботливой любовью к нам и проявил её к другим;
– смысл заботы о Ребёнке не только в том, чтобы уберечь его от разрушительного влияния среды, но и в том, чтобы наша забота обернулась в его душе заботой о нас, об окружающих;
– смысл нашей доброты к Ребёнку не только в том, что нам для него ничего не жалко, но и в том, чтобы в душе его родилась ответная доброта к нам и ко всем;
– смысл всех наших деяний не только в том, что мы живём и совершенствуемся, но и в том, чтобы Ребёнок принял их как норму для своих жизненных деяний...
...
Наша любовь, наша доброта, наша забота, наша преданность и всё остальное, что мы дарим Ребёнку от всего сердца, должны быть, прежде всего, воспитательными, а не услужливыми. Мало, чтобы Ребёнок за всё это каждый раз говорил нам спасибо. Разве для «спасибо» мы трудимся?
Надо нести Ребёнку все наши дары духа так педагогически красиво и с таким чувством надежды, чтобы он воспринимал не их, эти дары, а нас с ними вместе, и чтобы он восхищался не столько ими, сколько нами...
Источник: Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. М.: Амрита-Русь, 2013.