Комплексные развивающие игры дома с мамой
Как весело и насыщенно занимаются профессиональные педагоги с малышами в развивающих центрах. Каждое занятие, как правило, посвящено одной теме. И герои помогают малышу проделать массу упражнений по разностороннему развитию. Но это все относится, конечно, к действительно качественному занятию и действительно профессиональному педагогу, который может и должен обеспечить индивидуальный подход к каждому из малышей, способен заинтересовать и мотивировать ( а не пытаться заставить !) каждого ребенка на выполнение упражнений.
Мне удобно такие комплексные развивающие занятия включать в план нашего развития дома. Безусловно, такое занятие требует подготовки, но оно значительно упрощает возможность связать важные упражнения и превратить их в игру. И для того чтобы было легче составлять такие комплексные игры вот некоторые рекомендации, которые мне очень помогают составить занятие, которое нравится и мне и ребенку.
- Длительность каждого задания должно определяться интересами вашего малыша, и главное – упражнение важно закончить до того, как малыш устанет и потеряет интерес.
- Упражнения должны быть малышу под силу.
- Для усвоения какой-либо информации желательно использовать по возможности все органы чувств ребенка (зрение, слух, тактильные ощущения, вкус и обоняние).
- Важно преподносить материал эмоционально, с искренним интересом.
- Соблюдать чередование работы и отдыха, подвижных игр со спокойными.
Вот, например, предлагаю вам содержание одного из наших занятий на тему «домашние животные». Для удобства я каждое занятие делю на части, чтобы не упустить основные направления развития. Отмечу, что на тот момент (примерно 2 года), Игнат уже имел представления о домашних и диких животных, мог самостоятельно определить и назвать их, знаком был с тем, как называются детеныши животных, и знал, что едят животные. Также знаком со многими понятиями, такими как больше — меньше, крупнее – мельче. Цели каждого блока занятия я пропишу отдельно.
1. Часть. Приветствие. (цель – обозначить начало игры, сконцентрировать внимание).
Пришла к нам гости девочка Машенька (кукла):
- Здравствуй, Игнатка. Меня зовут Машенька. Давай споем песенку.
(Мы пели Железновы «Я хочу построить дом» и показывали движениями рук слова песни)
2. Часть. Окружающий мир. (цель — Сенсорное развитие. Развитие мышления – анализ и обобщение, развитие речи).
Материалы: набор пластиковых фигурок «Домашние животные» и «Дикие животные», карточки и изображением домашних животных и диких животных.
- Я живу в большом доме, а во дворе у нас есть домики, там живут наши домашние животные. Ты знаешь, почему животные называются домашними? *
- А какие животные домашние? (Маша предлагает выбрать из многих животных только домашних)
- Давай посмотрим, что ОБЩЕГО между этими животными, которые ты выбрал?
- Да, все эти животные живут рядом с человеком и приносят ему пользу, а человек их кормит и за ними ухаживает.
- еще что общего?
- У всех есть лапы
- у всех есть хвосты
- у всех есть уши.
- Давай рассмотрим животных? (Закрепляем понятия «длинный – короткий»)
- У кого хвост самый длинный?
- А у кого хвост самый короткий
- А у кого самые длинные ушки.
- А какое животное самое большое?
- А самое маленькое.
3. Часть – подвижные игры. (цель – развитие координации движений, моторики, смена деятельности, развитие подражания). Материалы – массажная дорожка (у нас это ортопедические коврики). Туннель – два стула поставленные друг за другом, и канат через который нужно перепрыгнуть.
Задание: пройти через препятствие в поле, чтобы принести животным еду.
Я показывала движения, имитирующие как косят траву для коров, коз и лошадок. Потом мы «приносили» мешки с зерном для курочек и кроликов и воду, чтобы напоить животных.
4. Развитие крупной моторики
Материал: Игра рыбалка на магнитах.
Взяли удочки и ловили рыбку для котика.
5. Игра «Угадай животное» -(развитие крупной моторики и подражания, развитие речи).
Сначала я характерными движениями и позой показывала животное (курочка, гусь, корова) сынуля угадывал, потом он показывал – я угадывала.
6. Сенсорное развитие. Тренировка памяти и внимания
А теперь мы поиграем в игру «Кто пропал?»
Я раскладывала перед Игнатом фигуры 5-ти животных, Игнат их называл.
Потом я накрывала животных салфеткой и убирала одну из фигур. И Игнат говорил, какая фигурка пропала.
7. Мышление. Математика. Сенсорное развитие. Мелкая моторика.
Материал: Карточки с изображением животных и их детенышей. Набор палочек Кюинзера.
Машенька предлагала Игнату назвать животных и их деток, посчитать, сколько деток у каждого животного.
Одна большая курочка и пять цыпляток – правильно – шесть. Давай покормим их зернышками. Для курочки найдем зернышки побольше, а для цыпляток, поменьше.
Показывает пальчиками, как курочка клюет зернышки.
8. Логоритмика
Танцуем, подражая маминым движениям под песенку «Цып-Цып мои цыплятки»
9.Сенсорика, закрепление понятий короткий-длиный, повторение цветов.
А теперь нам нужно вернуться в домик, чтобы заняться очень интересным занятием.
Для того, чтобы пойти домой, мы построим дорожку.
Ребенок складывает по образцу две дорожки длинную и короткую и пробегат по ним пальчиками.
9. Творчество. Аппликация из ваты «Овечка». (ВИДЕО НЕ ЗАГРУЗИЛОСЬ(((
Машенька говорит, что сейчас на улице холодно, а у овечки после стрижки не успела отрасти шерстка, нам нужно ее утеплить.
Ребенок отщипывает маленькие кусочки ваты, катает комочек и приклеивает комочек ваты внутри контура. Во время занятия мы поговорили о том:
- как пасется овечка на лугу летом и что кушает зимой;
- как называется овечка – мама, овечка – папа и детеныш;
- какую пользу приносит овечка человеку (цепочка «шерсть – ниточки – одежда»);
- рассказали короткие стишки про овечку.
10. Прощание (цель: обозначение окончания урока).
Машенька сказала, как ей было интересно поиграть вместе с Игнатом, и она обязательно вернется еще.
Уффф, вот примерно так.
Главное, чтобы интересно было и вам и ребенку, и тогда фантазия вам подскажет, какой набор упражнений включить в занятие, на какие познавательные темы поговорить и какие песенки послушать.