разговоры, и чтения стали интересовать Игната примерно в два года. Теперь ему все интереснее и интереснее становится узнавать о других материках, странах, народах.
География бесспорно очень многогранна, и связана с другими областями знаний. Одним словом, играть и не переиграть))))
Если крупными мазками и последовательно, то изучение географии для нас началось с рассмотрения карты мира и сейчас Игнатка на начальном уровне освоил такие понятия как:
- Земной шар, планета Земля;
- Поверхность;
- Суша;
- Океан, море, река, озеро, гейзеры, подземные воды;
- Горы (лавины, вершины….), вулканы;
- Материки, острова;
- Города и страны, разные народы и материки...
Игра в географическую матрешку помогла мне объяснить, как устроено пространство, и как одни понятия зависят от других. Идея географической матрешки не нова, и вам могут быть известны разные варианты ее исполнения, будь то обычная матрешка с наклеенными на нее картинками. Или это могут быть круги разного диаметра, которые "вкладываются" друг в друга. Но суть уловить ребенку гораздо проще, опираясь на уже освоенные понятия о размерах.
Еще у нас прижилась игра в географический пазл.
Для этого я «заламинировала» скотчем карту мира (из старого сборника карт). Вырезала материки (без подробного соблюдения деталей, просто очертания материков).
И теперь мы собираем пазлы, запоминаем формы и названия материков, узнаем материки по их форме. Сопоставляем кусочки пазлов с бОльшой картой, закрепляя понятие «масштаб».
И еще спонтанно у нас произошла игра в «Географический твистер». Карта лежала на полу, и я попросила Игната положить правую руку на Австралию а левую на Африку, попу поместить в Антарктиду…. Потом мы поменялись ролями. Так весело запоминаются наименования и расположение материков, и еще закрепляются понятия пространственного ориентирования «правый» и «левый», «север» и «юг», «запад» и «восток».
Мой календарь ожидания нового года - супер ленивый. Но работает очень-очень хорошо. Мы вместе с Игнатом украсили небольшую коробку. И каждый день готовим для Дедушки Мороза какой-нибудь сюрприз. А на утро, вот уже два прекрасных дня, оказывается в этой коробке подарочек для Игната от Деда Мороза. Причем в воспитательных целях как же прекрасно мне удается манипулировать с помощью этой коробочки, ведь Дедушка Мороз не только любуется на подарок, но и смотрит за тем, как детки себя ведут. В итоге у нас повысилась скорость и возросли навыки в раздевании одевании, например.
В первый день (накануне первого декабря) мы смастерили овечку.
К цилиндру из картона (мы использовали рулон от туалетной бумаги) приклеили шею и мордашку, вырезали копытца и обклеили все ватой.
(здесь наша прошлогодняя овечка)
и еще Игнат нарисовал зайцев и жука.
Сынуля очень беспокоился, что Дедушка Мороз унесет его поделки. Но в итоге поверил мне на слово, что Дедушка Мороз может и рад подарки себе забрать, да ему их складывать уже некуда, он просто полюбуется и порадуется. "Ну хорошо. - сказал Игнат - А зайцев моих пусть он вырежет". И на утро, когда он увидел в коробке вырезанных зайчиков с восторгом сказал: "Мама, он существует!".
Вчера мы сделали снеговика. Дедушка Мороз оставил в коробке лист бумаги и на первый взгляд он был совершенно обычным. Но оказалось, что когда Игнат (мне пришлось ему помогать) мы на него нанести краску, то увидели волшебный рисунок - снеговика рядом с елкой, месяц и снежинки, танцующие в воздухе. Чтобы порадовать Дедушку Мороза мы раскрасили елку и месяц и сделали ватного снеговика. Игнат нарисовал еще ему уши и рядом боксерскую грушу.
Вот план наших поделок:
1. Овечка, которую уже сделали.
2. Снеговик (из ваты).
3. Сказочный картонный домик
4. Елочка из фетра
5. Фонарики из бумаги
6. Вкусная снежинка-печенье
7. Открытка с сюрпризом
8.Гирлянды из снеговиков
9. Слепить зиму из пластилина
10. Сделать сказочные узоре на окне
11. Елочка на конусе
12. Украшение игрушек (декупаж)
13. Вырезать снежинки
14. Шарики из ниток и клея
16. Украсить зеркало
17. Сделать елочную игрушку из ваты (как делали в начале 20-го века)
18. Рисунки из ладошек
19. Снежинки их деревянных палочек
20. Игрушки на елочку из сосновых шишек
21. Елочки из пуговиц (или макарон)
22. Фонарики- светильники в банке
23. Слепить игрушки из соленого теста и Написать письмо Деду Морозу
24. Гирлянды из бумажных колечек
25. Поставить и украсить елку
Это конечно адвент календарь приблизительный, наверняка в какие-то дни мы будем творить по настроению или ловить идеи в воздухе (или еще где-нибудь)). Но главное каждый день радоваться приближению праздника, волшебного, уютного и светлого.
О пользе ортопедических ковриков и массажных дорожек для маленьких ножек известно всем. Я хотела бы рассказать, как мы играем с нашим ковриком, чтобы массажные минутки проходили интересно и весело.
У нас ортопедический коврик «Пазл». Причем у нас коврик «микс» (спасибо за это нашей Тимошкиной маме) - 4ре квадратика с жесткими «выпуклостями- камушками» и 4ре с мягкими. Но мой малыш одинаково охотно играет с обоими этими видами квадратиков, и в игре я просто стараюсь чередовать их.
И вот как мы играем:
Раскладываем сложенные близко друг к другу квадратики на входе в комнату, чтобы каждый раз наступать на приятную массажную поверхность.
Прыгаем по элементам коврика по команде на квадратик заданного цвета.
Играем в «болото», как будто вокруг все мокрое и зыбкое, и шагать можно только по квадратикам.
Строим мостик через «речку» и иногда просто перебегаем по нему, а иногда спрыгиваем в «воду».
Играем в насекомых (бабочек и пчелок). Выкладываем квадратики в форме цветочков и порхаем, перепрыгивая и шагая с одного лепестка на другой, собираем нектар.
Составляем дорожки заданной длины и заданной последовательности цветов.
Раскладываем по цветам предметы и игрушки. Например, на красный квадратик складываем все красного цвета и т.д.
Передвигаемся, используя только два квадратика: на одном стоим другой кладем перед собой, перешагиваем и снова освободившийся кладем вперед.
Берем с собой в ванную во время купания и там играем в «морское дно».
Используем для разметки территории в играх с машинками и для строительства сложных трасс с кочками. Выкладываем элементами коврика пешеходный переход.
Но главное, чтобы коврик всегда был в свободном доступе вашего малыша, и тогда он сам придумает массу вариантов веселых и интересных ему игр.
Я постаралась вспомнить, какими играми развлекала Игната, когда ему было от годика до полутора лет
Тема игры «Строим дом»
1.Введение (обозначим начало игры).
К нам гости приехал грузовичок. И он хочет с нами познакомиться.
«Привет, малыш, меня зовут Фыр-фыр, я умею быстро ездить, вот так (мама толкает грузовичок, чтобы он проехал немного). И я работаю на стройке. Помогаю перевозить грузы. А как тебя зовут?» (если кроха еще не может ответить, то отвечает мама, показывая ребенку пример общения).
Я умею громко гудеть когда еду, повторяй за мной «Брррр»! Да, здорово у тебя получается». А еще у меня есть волшебная кнопочка, когда шофер на нее нажимает, я говорю «Би-би». Давай поиграем!
2. Логоритмика, развитие крупной моторики и общего подражания.
Садимся рядом с ребенком на пол, возьмем сами и дадим малышу «руль» (что-то круглое, например, кольцо от пирамиды) Напеваем песенку и крутим «руль», на словах «би-би» нажимаем ритмично на середину кольца, побуждая малыша произносить звук.
Сидим с шофером рядом -
Би-Би
Помочь шоферу надо!
Би-би.
Машинам всем и людям -
Би-би,
Бибикать громко будем!
Би-би.
(Железновы «В машине»)
3. Сенсорное развитие, геометрические фигуры, цвет, развитие мышления (обобщение по сходному признаку).
Предлагаем ребенку выбрать одинаковые по форме, цвету и размеру кубики и загрузить в машину. Сложность задания (разнообразие цветов, форм) зависит от того, какие цвета и формы знакомы малышу.
(для примера, в возрасте 1 год и 3-4 месяца Игнат знал 4 цвета (желтый, красный, синий, зеленый) мог из двух разных по размеру фигур выбрать бОльшую или мЕньшую, и три фигуры (треугольник, квадрат (кубик), круг (шар)).
Вот как здорово мы покатались на машине! А теперь нужно немного поработать. Грузовичку на стройку нужно отвезти кирпичики, только чтобы строители построили красивый дом, кирпичики должны быть одинаковыми.
4. Логоритмика, моторика, умение выполнять задание, играть по правилам.
Наш грузовичок нагружен, Теперь поехали на стройку!
Сначала рассказываем стишок и показываем движения, просим ребенка повторять (делаем медленно, если у ребенка есть желание повторяем дважды)
Мы в машину сядем, - садятся на пол и кладут руки на колени
Заведём мотор. - вращают кулачками на уровне груди
Повезёт машина нас - «держат и крутят» руль
За большой забор! - поднимают руки вверх
Затем вместе поднимаемся, и говорим малышу правило: Когда мама хлопает в ладошки - мы бежим, а когда мама гудит (или голосом или бубном, или бьет в барабан, дует в дудочку) останавливаемся. В зависимости от интереса малыша продолжаем игру, показывая ,прежде всего, своим примером как нужно выполнять правила игры.
5. Развитие мышления, моторика.
Предлагаем ребенку собрать из кусочков заранее приготовленные грузовички с кузовами разного цвета. На одном грузовичке написана цифра «1», а на другом - «2».
Теперь давай немного отдохнем, и поможет отремонтировать еще два грузовичка. Посмотри, какая беда с ними произошла - они рассыпались на кусочки!
6. Мышление, математика (счет до 2).
Рассматриваем с ребеночком грузовички, называем части (колесо, кабина, кузов…), обращаем его внимание на цифры. Обводим цифры маленьким пальчиком.
Заранее рядышком кладем отдельно один кубик и два кубика.
Ура! Мы справились с заданием, сложили грузовички. И они хотят помочь нашему Фыр-фыр отвезти груз для строительства домика. Вот этот грузовичок повезет один кубик, а вот этот справится с двумя кубиками.
7. Массажная дорожка, смена деятельности.
Предложите малышу немного побегать по массажной дорожке, пролезть через туннель из стульев, перепрыгнуть через веревку, пройти по наклонной плоскости или по маленьким подушкам. Делать это веселей под музыку (например «Я хочу построить дом» Железновы).
8. Развитие речи, пополнение словарного запаса, расширение представлений об окружающем.
Рассматриваем нарисованный домик на картинке, обводим пальчиком, называем части.
Вот какой домик будут строить строители. Это фундамент, это крыша, это окошко, это труба.
9. Сенсорное развитие, мышление.
Из кубиков или плоских фигур двух цветов вместе строим два домика. Обращаем внимание, что красному домику нужна красная крыша, и синему - синяя. Но сначала даем возможность ребенку самому построить домик по вашему образцу.
Давай попробуем построить тоже домики. Смотри, какой у меня домик. Построй такой же!
10. Подвижная игра. Смена деятельности, умение играть по правилам.
Вот строители уже построили стену дома. Давай вместе с грузовичком поиграем в прятки! Когда музыка играет, ты должен бегать и гудеть, шуметь, бибикать, а когда музыка стихает - прячьтесь за стену, а мама будет искать.
11. Творчество.
Пальчиковыми красками нарисовать машину. Вам понадобятся штампики в форме прямоугольника и круга, палитра с краской. Штампики можно изготовить, вырезав из картофеля или моркови, и надев на спичку.
Покажите малышу как нужно штампик обмакнуть в краску, а затем отпечатать на бумаге.
Чтобы не огорчаться, заранее настройтесь на то, что ребенку совершенно не важен результат, ему нужен сам процесс, и если хотябы один раз штампик попадет в краску и будет перенесен малышом на бумагу - это отлично!
Я очень надеюсь, что хотя бы часть игр заинтересуют детишек и порадуют мам! Веселой вам игры и замечательного настроения!
Совсем скоро-скоро моему малышу три годика. Очень хочу организовать яркий и красивый праздник, подарить радость и весело поиграть с детками. И представляю вам сценарий праздника, который я готовлю.
В этом году, я думаю, что деток будет организовать легче, чем в прошлом, ведь опыта в проведении игр у меня больше на целый год. Тема планируемого праздника возникла так. Мы с Игнатом в наших познавательных занятиях часто читаем энциклопедию, в которой герои Волшебного леса – Вини Пух, Тигруля, Хрюня, Кролик и Филин – знакомят нас с разными интересностями о растениях, животных и неживой природе. Игнату нравится и мне подумалось, что знакомые и милые персонажи заинтересуют деток.
Итак, сценарий праздника для Игнатки и друзей:
За несколько дней до праздника подготовлю для Игната веселый паровозик. Пять вагонов (коробочек) с сюрпризами на каждый день.
Встречаем гостей: В игровой комнате подготовим полянку для пикника (надеюсь, Игнат мне поможет). На полу яркие цветочки и травинки, скатерть, чашечки и бочонок с медом. Вокруг праздничного стола на полянке – наши друзья — Вини Пух, Тигруля, Хрюня и Ослик Иа. Игрушки весело приветствуют гостей. Вокруг летают мыльные пузыри. Тигруля раздает гостям праздничные колпачки и шарики, на шариках написаны цифры. Попрошу деток забросить шарики в коробку – и взамен они получат маленькие сувенирчики – выберут сами, в соответствии с циферкой на шарике.
Ой, кажется что-то происходит, все слышат какой-то странный рык. Оказывается, Вини Пух сильно проголодался и у него урчит в животике. Чем бы нам его угостить? Что больше все на свете любит наш медвежонок? Правильно – мед! Давайте посмотрим, в каком горшочке у нас мед. Попрошу деток по запаху определить, в каком горшочке мед. Предложу на выбор несколько горшочков – с клубничным вареньем, горячим шоколадом, медом, банановым муссом. Вот, теперь наш мишка сыт и доволен.
Детки, посмотрите, кто-то рассыпал пуговицы, но я вижу, что они не обычные. Давайте соберем их и посмотрим, в чем же их волшебство. Включу веселую музыку, Детки будут бегать, собирать пуговички. На полу ортопедические коврики, маленькие подушки (под ними тоже пуговки) и веревочки (их нужно перепрыгивать, наступать нельзя). Когда все пуговки будут собраны, я покажу фокус по превращению пуговок в шоколадные медальки. Крибли — крабли – бумс…
А теперь давайте приготовим печенье. Печенье мы с Игнатом приготовим заранее из песочного теста. Деткам предложу вырезать из соленого (или крахмального) теста фигурки. Разложим «печеньки» на противень и я заменю их готовыми печеньями. Предложу деткам разрисовать их творожком и фруктами.
Отправляемся на кухню. Там предложу деткам на ощупь угадать, какой фруктик лежит в мешочке. И теперь к столу! На столе немного «серьезной» еды, печенье, которые приготовили детки, фрукты. И еще ингредиенты для торта – заранее приготовленные коржи, воздушная творожная масса, фрукты. Детки (с помощью мам) украсят и соберут торт. Конечно, я не забуду про свечи!
Когда малыши перекусят, чтобы дать немного времени покушать мамочкам, я займусь с детками. Вместе, из заранее вырезанных деталей, сделаем картинку - медвежонка и маленький кусочек Волшебного леса. Картинка будет одна большая, и детки по очереди должны будут приклеить элементы.
Потом будет какой-нибудь фокус, например «вулкан».
Поиграем в угадалики. По очереди малыши покажут (по моей просьбе) как прыгает Тигруля, как летают пчелки, как топает слонотоп, как идет грустно ослик… А другие малыши и мамы отгадают.
Напоследок предложу гостям поискать сувениры, запрятанные в нарядной коробочке среди игрушек.
В прошлом году нашими гостями были две замечательные девочки – Сонечка (ей тогда было 2 годика и 3 месяца) и София (ей было тогда 1 годик и 9 месяцев) и их мамочки, конечно. Праздник для наших почти 2х- леток получился, на мой взгляд, приятным. По крайней мере, все были заняты и увлечены игрой. Хотя развлечений удалось мне провести не так много.
Я хочу коротко описать один наш день и поделиться нашим распорядком. А точнее, коротко распишу, какие развивающие занятия нам удается Обычно наш день выглядит так.
Пробуждение (потягушки, обнимашки, легкий массаж). Раньше (примерно с 1 года и 2 месяцев и до 2 лет и 5 месяцев) у нас была утренняя зарядка (Игнат вместе со мной делал наклоны, учился приседать по команде, поднимать и вытягивать ручки, ходить на носочках, пяточках, стоять на одной ножке …). Но сейчас никак не получается организовать сынулю, все заканчивается тем, что мама прыгает, делает наклоны, а Игнат начинает заниматься своими делами (конструктор, машинки или лезет по лесенке вверх-вниз и висит на турнике). Видимо нам придется что-то придумать.
Умывание (артикуляционная гимнастика перед зеркалом, маленькие игры с водой (покапать, побрызгать, переливание, развитие навыков самообслуживания).
Уборка/переодевание (стараюсь привлекать Игната к уборке его кроватки).
Завтрак — раньше мы совмещали завтрак с разными играми типа «покорми гостей», «налей водичку по уровню», «угости пряником» (в роли пряника выступали геометрические фигуры разного размера и цвета), сейчас я стараюсь приучать Игната к правилам поведения за столом (пока не могу похвастать результатом) и самая частая для нас игра — это «день рождения зверюшек» — Игнату очень нравится задувать праздничную свечку и поздравлять зайчат.
Самостоятельные игры. Пока я привожу кухню в порядок, предлагаю Игнату развлечения — например, самые популярные у нас сейчас игры — это дуть мыльные пузыри в плоской тарелке через трубочку для коктейля, или Игнат лепит из теста (или пластилина), или тренирует навыки в использовании ножниц.
Затем мы вместе отправляемся играть. В первой половине дня перед прогулкой я стараюсь провести запланированную комплексную игру или поиграть комплексно, подстроив свои планы под желания и инициативы сынули. На эти занятия у нас обычно около 40-50 минут.
Затем мы приводим квартиру в порядок (совмещая это с подвижными играми под музыку или без) и идем на прогулку.
На улице Игнат большую часть времени занимается «своими играми» — копает, собирает камешки и палочки (делает «костер»), мы вместе играем в догонялки и немного можем (по настроению) повторить математику (пишем цифры и раскладываем камешки, или рисуем фигуры и прыгаем в домики по команде). Проводим познавательные беседы, наблюдаем за природой.
После прогулки у нас обед. Мы беседуем, играем в слова («продолжи слово», «съедобное — не съедобное», «антонимы», «ассоциации», загадки …).
Потом укладываемся спать (читаем, рассматриваем картинки (с заданиями), карточки). Игнатка спит около двух часов.
После сна некоторое время Игнат играет самостоятельно или смотрит мультики, пока я готовлю ужин.
Затем ужин и снова немного самостоятельной игры — мне нужно время, чтобы покушать и убрать кухню.
После этого в зависимости от погоды мы либо собираемся на прогулку, либо играем вместе (около полутора-двух часов). Во второй половине дня у нас самые разнообразные занятия — это математика, геометрия, чтение книг, может быть творчество (лепка, аппликации, рисование, развитие мелкой моторики), игры на развитие воображения, эмоциональной сферы, мышления (когнитивной сферы). В последнее время все больше Игнату интересны познавательные игры и беседы. Здесь мне очень помогают мои шпаргалки, в которых я расписала идеи игр на развитие той или иной сферы.
Поиграв, мы вместе идем на кухню. Игнат помогает мне накрыть на стол к приходу папы. Затем мы встречаем папу и вместе ужинаем.
Пока папа играет и общается с ребенком, у меня есть немного времени чтобы, если необходимо, сделать какие-то домашние дела, или мы проводим немного времени вместе.
Еще немного чтения, игр в математику, геометрию, тренировка мышления, памяти и внимания, пальчиковые игры.
Затем у нас купание (20 — 30 минут), подготовка ко сну и чтение перед сном. Это важный для ребенка ритуал, который помогает настроиться на сон.
В наших занятиях нет какой-то одной определенной методики, у нас само — собой сложилась своя методика развития, которая учитывает интересы ребенка, его потребности и способности. Я научилась пользоваться известными понятиями педагогики – «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития» — и это мне здорово помогает в планировании занятий.
В некоторые эти игры я играла с сынулей уже с 1,5 лет и сейчас они для нас очень актуальны - на прогулке, в машине, в очереди в поликлинике или дома (если мама занята)
Дорогие мамочки! Предлагаю дополнить наш список и поделиться, какие игры любят ваши детки.
«Продолжи слово». Вы называете первые несколько слогов, а малыш заканчивает слово. Например: Мама: Маши- Ребенок: — на Мама: Каче… Ребенок: - ли. У нас с Игнатом иногда забавно получается, если я задумываю одно слово, а сынуля – другое. Так, я задумала «Мяч», сказала: – «Мя…», а Игнат молниеносно продолжил: — «…со»!.
«Что ест?». Вы называете животное, а ребенок говорит, что ест это животное. Вариантов этой игры можно придумать очень много: «Где живет?», «Какую пользу приносит?».
«Кто (что) больше?». Вы называете пару предметов или животных, ребенок должен сообразить, что больше (или меньше). Например, «Слон-кот» или «Велосипед- машина».
«Съедобное- не съедобное» . В эту игру весело играть и с мячом и без мяча.
«Назови общее». Вы называете (обдуманно) несколько слов, например, «кит, корабль, медуза», а ребенок выделяет общий признак — «плавают в море».
«Убери лишнее». Вы называете ,например, «машина, велосипед, дерево», ребенок называет не подходящее слово, и объясняет свой выбор.
«Кто знает больше». Эта игра имеет много вариантов — Кто знает больше ягод, фруктов, овощей, животных, птиц, насекомых…
«Угадай по описанию». Здесь важно придумывать задания, которые под силу вашему малышу, и тогда играть будет весело.
«Пропущенное слово». Вы называете два слова (например «девочка, мяч»), а малыш — составляет предложение («играет»).
«Овощи, фрукты, ягоды» (или как вариант «животные, рыбы, насекомые» или «вода, воздух, земля». Вы говорите «Овощ», ребенок — говорит например «кабачок».
«Скажи в рифму» — эта игра у нас пользуется большой популярностью, Игнат придумывает интересные сочетания слов, например, из недавнего, я сказала «звезда» — сын срифмовал – «метла», часто бывает, если не придумывает реального слова, обходится каким-то набором букв («идут» – «самотут»).
«Один – много». Вы называете предмет в единственном числе, ребенок – во множественном, или наоборот. Для усложнения взрослый может сознательно ошибаться, чтобы ребенок исправлял.
«Девочка или мальчик» - здесь правильнее, конечно, сказать «Какого рода: мужского иди женского», но для малышей это будет непонятно. А игра очень простая, я называла предметы, а Игнат говорил «он» или «она». И к моему удивлению быстро сообразил, что окно, зеркало, солнце – это не он или она, а оно.
«Снежный ком» — это очень известная игра. Мы играем так: договариваемся о теме. Например, животные, и называем новое животное, повторяя, то, что раньше говорили.
Как весело и насыщенно занимаются профессиональные педагоги с малышами в развивающих центрах. Каждое занятие, как правило, посвящено одной теме. И герои помогают малышу проделать массу упражнений по разностороннему развитию. Но это все относится, конечно, к действительно качественному занятию и действительно профессиональному педагогу, который может и должен обеспечить индивидуальный подход к каждому из малышей, способен заинтересовать и мотивировать ( а не пытаться заставить !) каждого ребенка на выполнение упражнений.
Мне удобно такие комплексные развивающие занятия включать в план нашего развития дома. Безусловно, такое занятие требует подготовки, но оно значительно упрощает возможность связать важные упражнения и превратить их в игру. И для того чтобы было легче составлять такие комплексные игры вот некоторые рекомендации, которые мне очень помогают составить занятие, которое нравится и мне и ребенку.
Длительность каждого задания должно определяться интересами вашего малыша, и главное – упражнение важно закончить до того, как малыш устанет и потеряет интерес.
Упражнения должны быть малышу под силу.
Для усвоения какой-либо информации желательно использовать по возможности все органы чувств ребенка (зрение, слух, тактильные ощущения, вкус и обоняние).
Важно преподносить материал эмоционально, с искренним интересом.
Соблюдать чередование работы и отдыха, подвижных игр со спокойными.
Вот, например, предлагаю вам содержание одного из наших занятий на тему «домашние животные». Для удобства я каждое занятие делю на части, чтобы не упустить основные направления развития. Отмечу, что на тот момент (примерно 2 года), Игнат уже имел представления о домашних и диких животных, мог самостоятельно определить и назвать их, знаком был с тем, как называются детеныши животных, и знал, что едят животные. Также знаком со многими понятиями, такими как больше — меньше, крупнее – мельче. Цели каждого блока занятия я пропишу отдельно.
1. Часть. Приветствие.(цель – обозначить начало игры, сконцентрировать внимание).
Пришла к нам гости девочка Машенька (кукла):
- Здравствуй, Игнатка. Меня зовут Машенька. Давай споем песенку.
(Мы пели Железновы «Я хочу построить дом» и показывали движениями рук слова песни)
2. Часть. Окружающий мир.(цель — Сенсорное развитие. Развитие мышления – анализ и обобщение, развитие речи).
Материалы: набор пластиковых фигурок «Домашние животные» и «Дикие животные», карточки и изображением домашних животных и диких животных.
- Я живу в большом доме, а во дворе у нас есть домики, там живут наши домашние животные. Ты знаешь, почему животные называются домашними? *
- А какие животные домашние? (Маша предлагает выбрать из многих животных только домашних)
- Давай посмотрим, что ОБЩЕГО между этими животными, которые ты выбрал?
- Да, все эти животные живут рядом с человеком и приносят ему пользу, а человек их кормит и за ними ухаживает.
- еще что общего?
- У всех есть лапы
- у всех есть хвосты
- у всех есть уши.
- Давай рассмотрим животных? (Закрепляем понятия «длинный – короткий»)
- У кого хвост самый длинный?
- А у кого хвост самый короткий
- А у кого самые длинные ушки.
- А какое животное самое большое?
- А самое маленькое.
3. Часть – подвижные игры.(цель – развитие координации движений, моторики, смена деятельности, развитие подражания). Материалы – массажная дорожка (у нас это ортопедические коврики). Туннель – два стула поставленные друг за другом, и канат через который нужно перепрыгнуть.
Задание: пройти через препятствие в поле, чтобы принести животным еду.
Я показывала движения, имитирующие как косят траву для коров, коз и лошадок. Потом мы «приносили» мешки с зерном для курочек и кроликов и воду, чтобы напоить животных.
4. Развитие крупной моторики
Материал: Игра рыбалка на магнитах.
Взяли удочки и ловили рыбку для котика.
5. Игра «Угадай животное» -(развитие крупной моторики и подражания, развитие речи).
Сначала я характерными движениями и позой показывала животное (курочка, гусь, корова) сынуля угадывал, потом он показывал – я угадывала.
6. Сенсорное развитие. Тренировка памяти и внимания
А теперь мы поиграем в игру «Кто пропал?»
Я раскладывала перед Игнатом фигуры 5-ти животных, Игнат их называл.
Потом я накрывала животных салфеткой и убирала одну из фигур. И Игнат говорил, какая фигурка пропала.
Материал: Карточки с изображением животных и их детенышей. Набор палочек Кюинзера.
Машенька предлагала Игнату назвать животных и их деток, посчитать, сколько деток у каждого животного.
Одна большая курочка и пять цыпляток – правильно – шесть. Давай покормим их зернышками. Для курочки найдем зернышки побольше, а для цыпляток, поменьше.
Показывает пальчиками, как курочка клюет зернышки.
8. Логоритмика
Танцуем, подражая маминым движениям под песенку «Цып-Цып мои цыплятки»
Машенька сказала, как ей было интересно поиграть вместе с Игнатом, и она обязательно вернется еще.
Уффф, вот примерно так.
Главное, чтобы интересно было и вам и ребенку, и тогда фантазия вам подскажет, какой набор упражнений включить в занятие, на какие познавательные темы поговорить и какие песенки послушать.