Вечность во временное пользование?
Разговоры вокруг детских книгУже почти год я таскаю в своих мыслях одну книгу.
Это как с бывшим другом, с которым вы были очень близки, а потом вдруг случилось что-то, чего нельзя простить и вы не вместе. И даже если вина не ваша, вы все равно переживаете и заново прокручиваете в голове.
Книга, к счастью, не друг, но тем не менее ,вопрос остается, а вопрос такой:
Имеет ли право книга предавать своего читателя?
Мне хочется поразмышлять и послушать чужие размышления и все это будет на примере романа Инны Шульженко "Вечность во временное пользование", поэтому если вы планируете когда-нибудь читать эту книгу, то имейте в виду, что сюжет я раскрою. Я не люблю так делать, но тут без этого не обойтись.
Инна Шульженко "Вечность во временное пользование"
Сначала история.
Прошлым летом инстаграмм и лента вк буквально пестрели этой новинкой издательства Livebook. Естественно, книгу все хвалили причем хвалили так, что слюнки текли: Париж, магия, одинокие сердца, атмосфера, язык ,секреты. Все как я люблю! Заверните, беру.
И вот я читаю. И прямо чувствую, как таю от удовольствия, ну прямо как пломбир в вафельном стаканчике. Повествование ведется от лица многих героев и вот прямо кожей чувствуешь, что все окажутся связаны, еще не знаешь как, но уже в восторге. А слог, какой слог, таким языком только кружева прячь и автор прядет ,еще как прядет! Я влюблена, я мечтаю, я в Париже.
Мне оставалось где-то треть книги и я уже начинала растягивать удовольствие и даже начинала рецензию, вот прямо сюда, в кидслиб. Дай, думаю, людям расскажу-посоветую, что это я одна радуюсь! И тут.
Трах-бабах, полный трындец, моего любимого героя убивают террористы. Это как есть бланманже на унитазе, разрыв шаблона.
Верите ,я дочитывала только в надежде, что она одумается и как-то его оживит. Ну мало ли какая фигня в книгах не бывает. Не оживила. Там дальше вообще трэш пошел, того посадили, тот головой тронулся, с кем-то еще нехорошая история случилась, но меня, честно говоря, это уже не трогало. Да горите вы огнем, они в принципе и горели. Что самое обидное, с самыми бесячими героями оказалось все хорошо. Т.е. в принципе, это с натяжкой можно назвать даже любовным романом с хорошей концовкой, при условии, что вы болели за правильных ребят.
Ближе к концу книги, когда эмоции перегорели и включился критицизм, стало очевидно, что автор связала свой роман вокруг одной темы - террактов в 2015 году. Я помню, да и все помнят эти ужасы, когда все и везде говорили только об одном и с ужасом включали телевизор, боясь узнать какие-то новые ужасы. И да, как бы становится понятно, что в ТАКОЙ книге не могло быть все хорошо и гладко. И вроде я должна устыдиться своему мелочному желанию всех поженить, когда тут такие вещи поднимаются. Но я не устыдилась.
И вот почему.
Во-первых, если это не сентиментальное чтиво в духе "одно прекрасное лето в Париже" для скучающих домохозяек, а серьезный роман, претендующий на что-то серьезное, то блин, об этом надо предупреждать!
В аннотации прописывать, обложку там без любовников в кафе, не знаю.
Издательство ведет серьезную пиар-компанию книги, какого черта они пишут про какую-то Карусель ,которой места отведено три страницы, но не пишут, что "роман крайне серьезен и поднимает непростую, бескомпромиссную и болезненную тему". Почему? Боятся провала? Да фига с два, народ хлебом не корми, дай только что-нибудь злободневно-острое, да еще и грамотно написанное. При правильной подаче это была бы книга года, ее бы обсуждали, критиковали и сравнивали.
Ее бы читали. Но не я.
И тут мы походим к во-вторых. В наше время смешно говорить, что литература кого-то там чему-то учит. Я понимаю, во времена Пушкина писало их там десять человек и всех один Белинский критиковал, тут хочешь-не хочешь, или газета или роман "Евгений Онегин" с его практически эротичным письмом Татьяны. И впарить читателю можно было любую мораль, потому как выбора у читателя не было.
Но сейчас ! 2018 год! Рынок не просто завален, он перенасыщен. Прям пачками и издают. Хотите про вампиров добрых? Направо? Про злых? Налево? Триллеры прямо, психологические романы на центральной стойке. А, вам что-нибудь на тему дня! Так вот, обернитесь же.
И я считаю просто недопустимым впихивать мне под видом атмосферной сказки социальный ужастик.
Я понимаю, Зулейха. Ну там просто жопой, простите, чувствуешь, что все не будет хорошо. Ну не будет. Ну тема такая, герои такие, да и музыкальное сопровождение на уровне. И ты переживаешь, конечно ,надеешься, ты в итоге ужасно зол и расстроен (а я зол и расстроен), но ты знал.
И такое вот надувательство встречается сплошь и рядом, не часто, конечно, но встречается. Мэри Чемберлен, "английская портниха". Тоже обещают про платьица, а там насилие и моральное падение. А первая начала Мюриэль Барбери со своей "Элегантностью ёжика", тоже ,кстати, про Париж хотела почитать.
Во многом это вина издательств, но и авторы, я тоже считаю, при чем.
Это когда пытаешься в одну книгу впихнуть просто всё! И мысли о несправедливом устройстве мира, и любви немного хочется ,и герои такие атмосферные, и пускай будет девочки как из ангелов чарли и надо еще про проблемы гомосексуалистов не забыть. О! И пускай все будет в Париже.
Цинично?
Да самой аж противно.
Понимаете, самое обидное, что роман очень хороший. Плохой никогда бы меня так не задел. Прикипеть за 624 страницы к героям так, чтобы оплакивать их погибель - это надо уметь так писать еще. Может, он и был так задуман, может, это не ошибка, может в этом весь смысл -оставить читателя растерянным и оглушенным. Может, меня хотели воспитать.
Но я читатель и я против.
Вы скажете, что в жизни так и бывает. Все хорошо еще утром, а вечером ты уже не знаешь, как собрать свою жизнь по кусочкам.
Мне ли не знать ,отвечу я вам.
Когда я беру книгу, я прячусь. Иногда это оплаченное путешествие, иногда это побег. Иногда мне нужна в книгах чужая жизнь, чтобы полюбить свою, а иногда мне хочется увидеть счастье, чтобы поверить в то, что все-таки во всем есть смысл.
Если я люблю героев, то я хочу, чтобы они были живы. В жизни и так мы теряем слишком много, пускай хотя бы где-то будет все хорошо.
А вы так не считаете?