О-хо-хо!!!!!!!!!!Кризис 2х лет застал нас нежданно и негаданно))))))
МоёПостараюсь написать не только про наш кризис,но и в целом о том,что такое кризис 2х лет, описать причины его возникновения,последствия и методы безопасного проживания этого периода.
Начнём с того,что этот кризис может проявиться в промежутке от 2 до 3,5 лет,но чаще всего начинается в 2,2-2,4.Если ваш ребёнок на всё отвечает категоричное "НЕТ" или"Я САМ",если манипулирует истериками,бьётся в конвульсиях на полу посреди магазина,командует вами как генерал,если ваш ангел начал драться и толкаться на детских плащадках - ПОЗДРАВЛЯЮ,вы счастливые обладатели ДВУХЛЕТКИ)))))) 
Чтобы мягко и безопасно помочь ребёнку пройти через данный кризис,стоит знать причины его возникновения,а также понять,как вести себя в данный период,чтобы избежать негативных последствий этого этапа взросления.
Первая причина - это появление новых страхов у ребёнка.Это не самая важная причина кризиса,далеко не у всех детей эти страхи появляются.Но я начала именно с неё,поскальку, страх стал спусковым механизмом для нашеко кризиса.
Как раз в этот период у детей появляется страх перед укладыванием - страх кошмарных сновидений(появляются именно в этом возрасте),и страх негативных персонажей(волк,бабайка).В нашем случае с Баженом - это сова.Изначально Бажен очень любил сов,но недавно стал их побаиваться,особенно их выпученных глаз,потом ему приснился страшный сон про сову,что добавило масло в огонь и кульминацией сего,стал поход в театр на представление в катором,совершенно случайно(а может и не случайно)))))был эпизод с совой у которой в темноте светились глаза...........Теперь Бажен не спит в своей кроватке,только на диване и засыпает только с кем-то из нас,а также утверждает ,что на люстре сидит сова((((((((ну и конечно появились все признаки кризиса 2х лет.Для тех,кто столкнулся с подобной проблемой,объясню откуда берётся страх негативных персонажей.Так вот,это не что инное,как негативный образ одного из родителей((((Поскольку в этом возрасте родители ещё не могут быть плохими для малыша,он легко может сделать перенос негативного поведения родителей на какой-либо персонаж.В нашем случае сова - это я!(((В связи с беременностью и сильнейшим гормональным всплеском,я стала раздражительной,нервной и крикливой - вот вам и сова с выпученными глазами...Конечно же,иногда,волк - это просто волк,который может появиться или в результате запугивания родителям(...укусит за бочок...,не будишь спать бабай прийдёт - очень популярно было у наших родителей) или банольно из мультфильма,что означает,что надо внимательней относиться к выбору мультфильмов и методов усмирения своего ребёнка.Но если всё-же вы поняли,что дело в родительской фигуре,то стоит бросить все силы,чтобы изменить своё поведение!!!!!А негативного персонажа надо заменить на пазитивного и доброжелательного.Например: сову прогнать далеко-далеко,а вместо неё пригласить добрую тётушку черепаху,которая будит оберегать малыша,ну и т.п..У ребёнка в этом возрасте всё ещё формируется базовое доверие к миру и родители являются залогом этого формирования.
Какие дети больше подверженны страхам?Я выделяю позитивные и негативные истоки страха:
ПОЗИТИВНЫЕ:
-- Первоночально и однозначно - это дети прошедшие через родовые пути!!!!Многие психологи и духовные акушеры утверждают,что ребёнок проходя родовой путь впервые сталкивается с сильнейшим страхом - страхом безисходности(уверенна вы понимаете весь ужас этого страха).Таким образам у ребёнка появляется навык испытывать страх и побеждать его(если роды заканчиваются хорошо).И это безусловно благоприятно для развития личности,ведь страх - это лучший инстинкт самосохранения,такой ребёнок более осторожен,хотя и более боязлив,к тому-же во взрослой жизни человек родившейся естественным путём более усидчив в достижении своих целей.Напомню,что психология не точная наука и многое зависит от индивидуальности семьи и самого ребёнка.
--Дети с ярким воображением.Такие дети чаще выдумывают,им сняться более яркие и правдоподобные сны,в том числе и кошмары.Кстати,как раз в этот период идёт активное развитие фантазии.
НЕГАТИВНЫЕ:
--Если вы любители страшилок,боевиков ,скандальных телепередач...Не смотрите всё это при ребёнке!!!!!!Даже если вам кажется ,что он не обращает на экран никакого внимания!!!!!Ребёнок может краем глаза увидеть кровь,агресивные лица,а также услышать крики.Даже если вашему малышу ещё нет года или он находится внутри мамы,помните,что ребёнок чувствует маму на энегретическом уровне,и если маме страшно и неприятно,то и у малыша формируются такиеже ощущения,а впоследствии и НЕНУЖНЫЕ страхи.
--Мультфильмы!!!!!!И хотя психологи и педагоги рекомендуют не показывать детям мультфильмы до 3х лет,мало кто из родителей способны отказаться от таких помошников))))Но всё же будьте внимательны при выборе мультиков для своего ребёнка,избегайти наличие агрессивных негативных персонажей и сцен насилия.

Вторвя причина - появления чувства стыда и вины.Эти чувства формируем именно мы -родители,когда говорим,нашему ребёнку,что он поросёнок ,потому-что испачкался супом,"как тебе не стыдно,теперь маме прийдётся тебя мыть и убирать под столом" - впоследствии ребёнок отказывается есть суп,а выбирает более безопасную еду,например сосиску.А вот ещё пример:"как тебе не стыдно,мама старается читает тебе книжечку,а ты бегаешь и не слушаешь" - ребёнок больше не хочет читать книжки,хотя до этого очень любил это дело.И от всего этого малыш откажется не из вредности,а потому-что не хочет огорчать маму...Я молчу про те случаи,когда мамы обвиняют детей в том что они заболели,лишились красивой фигуры,ушел муж и т.д. и т.п.Будьте осторожны с тем,что вы говорите своему ребёнку,ведь взрастить чувство вины очень легко,а во взрослой жизни это выльется в более серьёзные последствия,чем отказ от борща.
Третья причина - автономия и выстраивание границ,начало формирования воли.Вот именно в этой причине кроется всё то,что вы должны знать про этот возраст.
С 2х лет ребёнок начинает отделяться от мамы и становится более самостоятельным - начинает обретать личную автономию,выстраивать границы.Очень часто в этот период ребёнок убегает на улице,прячется за дерево.Делается это совершенно не на зло родителям,а из чистого любопытства.Ребёнку интересно,а как это без мамы,а как меме без него,а как мама отреагирует - кинется за ним или нет,а насколько далеко мама позволит уйти и т.д..Если ребёнку ничего не угражает,то позвольте ему проявить свою волю и наблюдайде из далека.
Далее ребёнок прощупывает границы дозволенного - что можно,что нельзя.Полная манипуляция родителями,слёзы истерики ,крики,топанье.Важно с самого начала формировать чёткие границы того что можно,что допустимо(например прыгать по лужам,но только в резиновых сапогах) и того что категорически нельзя(например отпускать мамину руку,когда переходишь дорогу).Чем больше правил,тем более тесные и жесткие границы будут у вашего ребёнка,а если правила совершенно отсутствуют,то и границ не будит ...И в том и в другом случае человек во взрослой жизни будит испытывать трудности в общении с людьми и в построении отношений.Постарайтесь придерживаться середины,не перегибайте палку не в ту,не в другую сторону.По моему мнению,категорическое "нет" может быть только там,где есть угроза здоровью и жизни.Конечно всегда есть непонятные ситуации,например:ребёнок хочет ложиться спать без пижамы - казалось бы и не смертельный случай,но всё же...Что делать?Да,надо любыми способами уговорить или найти альтернативу,но с двухлеткой наврятли что-нибудь прокатит)))))Если вы попробуете переспорить ребёнка,то в итоге это закончиться обоюдной истерикой,в конце концов вы сломлити ребёнка и насильно надените ему пижаму...Но вы ведь помните,что именно в этом возрасте начинает формироваться воля,потому дайте ребёнку проявить волю,позвольте спать голым и получить свой опыт.Скорее всего он подмёрзнет и вы уже ночью его одените,и вопрос будит закрыт навсегда.Но а что если он и на следующий день захочит так спать?По моему мнению,в таком случае,всё же волю стоит разрешить единажды,а на следующий день применить свою волю и авторитет.Таким образом вы и волю воспитаете в ребёнке и отношение к границам.А что же с истериками,так это однозначно ,надо дать ребёнку прокричаться,протопаться,а потом постараться отвлечь,других методов просто не существует.
Драчки и кусачки)))))Ко всему выше сказанному добовляем тот факт,что ребёнок становится ещё и агрессивным...Ребёнок начинает прощупывать ваши границы боли и терпимости.Наверника у всех так было:подходит,кусает,смотрит на реакцию,если реакции нет ,кусает ещё сильнее.В такие моменты важно не делать вид что вы не заметили,надо показать ребёнку,что вам больно,и укусить в ответ(без фанатизма),только в таком случае ребёнок поймёт что может причинить боль и что ему в ответ могут сделать больно.Очень важное значение в формировании агрессии у ребёнка имеет ваше проявление агрессивности.Если вы или ваш супруг или другой авторитетный для ребёнка человек,проявляет агрессию по отношению к членам семьи,к самому ребёнку или даже к чужим людям,не ждите позитивного прохождения этого этапа.В таких семьях ребёнок либо станет забитым и подавленным и будит позволять себя обижать,либо сам будит проявлять агрессию по отношению к другим(так формируется жертва и преследователь).
Если же в вашей семье нет агрессивных взрослых,а ваш ребёнок проявляет агрессию на детских плащадках,то следует обратить внимание на то в каком возрасте это происходит и какая степень агрессивности.Но если мы говорим о двухлетках,то для них это естественный и нужный этап.Что же делать вам,когда в песочнице завязалась драка,в которой участвует ваш ребёнок?Изначально посмотрите нет ли у детей в руках того,что может угрожать жизни и здоровью оппонента,и безопасна ли територия(старайтесь делать реальные выводы).Старайтесь выбрать наблюдательную позицию,если дети толкаются и кричат,то дайте им возможность разобраться,особенно это важно для мальчишек. Если же вы видете,что дети переходят границы просто толкания,то в идеале чтобы родители обоих драчунов улыбнувшись друг другу,молча развели детей по углам.Также можно поступить если вы видите что другой родитель изначально не согласен с подомными методами воспитания.Старайтесь не вступать в конфликт с другими взрослыми,помните,что вы являетесь самым главным примером для своего ребёнка.
Четвёртая причина - эгоцентризм и негативизм.Эгоцентризм в данном возрасте понимается,как полная уверенность ребёнка в том,что мир крутится вокруг него.Ваш ребёнок перебывает в полной уверенности в том,что вон тот мальчик в зелёной кепке пришёл на плащадку с трактором,чтобы поделиться с ним)))))и т.д. и т.п.)))))Опять работа с границами.Важно показать малышу разницу во взаимодействии с людьми,что есть более близкие люди,есть менее близкие,и есть совершенно чужие,что одни люди готовы с ним взаимодействовать ,а другие нет.Что родители действительно существуют для него и ради него,но и у них есть свои потребности не связаные с ребёнком.А мальчик в зелёной кепке поделится своим трактором только если сам захочет.
Негативизм. -Кушать будишь? -НЕТ!Хочу на улицу! -Пошли одеваться. -НЕТ!Не хочу на улицу,хочу в лего поиграть!............................и до бесконечности))))))))Вечное "НЕТ",постоянное "НЕ ХОЧУ",сопротивление на любое ваше слово - всё это опять про границы и волю и автономность,ищити индивидуальный подход к своиму ребёнку.Например нам помогли фразы :"Хорошо,но только один раз" и "Хорошо,но много нельзя",правда и Бажен любит их употреблять по отношению к нам)))))):"Много нельзя спать.Да мама?!" или "Я ещё один раз убегу.Да мама?!"))))))Но безусловно это способ договориться и это легче чем просто вечное "НЕТ".
Амбивалентная сторона кризиса,это всегда прогресс или скачок в развитии ,а значит любой кризис просто необходим для развития человека.А ещё помните,что всё это рано или поздно закончится))))А вот рано или поздно и какие последствия понесёт за собой кризис будит зависеть только от вас и вашего отношения ко всему происходящему.
За этот месяц мы уже со многим справились,но конечно же ещё многое осталось впереди.Бажен уже прекрасно спит сам в своей кроватке и не боится сову,истерики и капризы сошли на нет,появились способы договариваться и обсуждать.Кризис принял более мягкую форму,а от нашей родительской паники не осталось и следа)))))