Неделя в деревне
Заказав в Лабиринте новую книгу З. Суровой "Лето в деревне", черпаем идеи для занятий на ББ. Уже познакомившись с замечательными ТН Светланы, не могли отказаться и от летних прогулок, тем более, что первую неделю лета провели с дочкой у бабушки и дедушки в деревне. Природа там подтаежная и очень располагает для совместных прогулок и занятий на природе.
Я поступила предусмотрительно, прочитав сразу все прогулки первой недели, так как начали обучение внезапно, когда пошел дождь. Однажды, собравшись на вечернюю прогулку, обнаружили, что пошел дождь только выйдя на крыльцо. Не теряя времени даром, вспомнили сказку про капельку-путешественницу, объясняющую круговорот воды в природе. Поставили всю посуду, которая была поблизости под струи дождя, сидели обнявшись на крылечке и разговаривали. Рассуждали, в каких случаях дождь - благо ( для растущих цветов, овощей на грядке, травы в природе), старалась развенчать непонятно откуда взявшийся стереотип у ребенка, что дождь " плохой". Набранной водой поливали цветы в подвесных кашпо, подтверждая тем самым, что дождь - хороший. После окончания дождя наблюдали появившуюся на небе радугу, повторяя её цвета. Так как было поздно, эксперимент с дождем в банке оставили до следующего раза. Дома читали сказку Сутеева "Под грибом" и собирали одноименный пазл. Пазлы в последнее время вызывает огромный интерес и стали для Оли более легкими для самостоятельного составления.
Прогулку, раскрывающую понятия семени, частей растения и деревьев, провели в огороде, рассматривая данные понятия непосредственно на природе. Игры с одуванчиками были по душе Олечке, правда, на мой взгляд, для нее осталось непонятным, что белые парашютики одуванчика - это его семена. Хотя, что такое семечко, мы изучали раньше, садя их на грядках. В лексиконе ребенка укрепились понятия " корень", "кустарник", стало понятным отличия последних от деревьев. Прогулка в парке позволила рассмотреть деревья и кустарники, их отличия друг от друга. Поиграли в игру на поиск деревьев и кустарников. Пособие " Окружающий мир" содержит задания на поиск деревьев, кустарников, цветов, грибов, после моих рассказов о них, дочь с легкостью выполняла все задания.
С удовольствием играли в игру под названием "дед или бабка" с одуванчиками. Рассуждали, что животные и ветер способствует распространению семья растений в природе. Так как ветер мешает прогулкам, дочь решила, что он плохой. Рассказывала на примерах ветряных мельниц и мореплавания, что ветер может быть во благо людей. Определяли если не направление ветра, то хотя бы его наличие или отсутствие по близлежащим деревьям. Выдували мыльные пузыри.
Изучали лиственные и хвойные деревья. В данной тематике были нами использованы flash-карточки на тему деревья, листья разных деревьев, виды шишек хвойных деревье и непосредственно разновидности хвои. Посмотрели также грибы, кустарники, цветы, насекомых и птиц. Поговорили о грибах, съедобных и несъедобных.
Разговаривали о понятия живой и неживой природы. Часто возвращаемся в разговорах к данной теме, так как понимания с первого раза не достигли.
Отличная погода начала июня позволяет много гулять, ездить на природу. В поездках видели природный пруд с турпанами, смотрели плотину бобров, к сожалению, самих животных не увидели.
Один день привели на Красноярском водохранилище, Ольга с удовольствием наблюдала, как папа и дед ловят рыбу, принимала посильное участие. Также деревня была хороша в плане наблюдений за домашними животными: коровами, гусями, овцами, кошкой и собакой.
По возвращении домой прогулки продолжились в парке. Рассматривали кору на деревьях, различия во внешнем виде коры у разных деревьев, муравьев, ползающих на деревьях и по земле. Мхов, лишайников в парке обнаружено не было, равно как и нашей знакомой белки на этот раз в парке не было. Из нового рассмотрели скворечник, обсудили его предназначение. Поговорили о том, что дятел долбит дупло, в котором потом могут жить белки, в парке дупла не нашли, равно как и птичьих гнезд. Данную тему планирую повторить во время просмотра карточек, только надо выкроить время, чтоб их найти.
Понятие "тени" Ольга знает давно, еще когда мы жили в многоэтажке, любили, поднимаясь по лестнице, рассматривать тени на стенах и изображать руками разные фигурки. Сейчас вспомнили эту игру. Обратили внимание, что тень движется вместе с человеком. Когда Оля качалась на качели, кричит: "Мама, смотри, тень!" Дома поиграли с тенями, сравнили, чья тени больше. Ольга самостоятельно определила, что её тень ниже. Спрятались обе вместе с тенями в большую тень дома. Давно планирую сделать фигурки и проиграть театр теней дома. Надо выкроить время.
Муравьев в своей жизни встречаем много и часто, их очень много на нашем участке. Муравейников, конечно, нет, но есть их маленькие домики в земле. С муравьями боремся, чтоб они не вредили посадкам и не съедали ягоды на грядке. Рассматриваем. Наблюдаем. Один раз накормили сахаром. Посмотрели, как они быстро реагируют на лакомства.
Прогулку про березу и ель проводили более широко, как лиственные и хвойные деревья. Смотрели кору березы, садили голубую ель на своем участке. В парке набрали сосновых шишек, применили в качестве декора при ствольного круга для своей елки. Стараемся запомнить, что правильно листья ели называются хвоинки, дочь часто говорит "иголки".
Осталось поговорить про гнезда и птенцов, откуда они берутся. Так как в природе посмотреть ни того, ни другого не удастся, надо подобрать материал на картинках. Оле, как наверное, и любому ребенку, важно, чтобы у всех и всего были родители. В играх они часто наделяет как кукол, так и другие объекты мамой и папой. Пока на словах учим как называются детеныши животных и домашних птиц и их родители.
Очень нравится такая форма занятий, как прогулки с разговорами на определенные темы. Они позволяют структурировать разговоры, тематически наполнить ребенка информацией, как теоретической, так и по возможности, на практике её закрепить. Огромное спасибо Светлане за её труд и за то, что делится информацией. Летом на занятия времени меньше, большую часть времени проводим на улице, больше времени уделяем физической активности. Дома как и прежде, с удовольствием читаем, играем в ролевые игры чаще на бытовые темы, строим из кубиков и собираем пазлы.
Собираясь на море, планирую продолжить летние прогулки на морскую тематику, изучить "содержимое" аэропорта теоретически и рассмотреть "вживую".