Наши занятия. Насте 5 лет 5 месяцев
Привет дорогие мои. Потихоньку собралась с мыслями, чтобы написать о наших занятиях. Опять "вылезла" моя перфекционистка со словами "ну и о чем ты тут вообще, разве это занятия?". Но я ее затолкала подальше и пишу, как обещала, о том, как построено наше расписание с девочками на сегодняшний момент. В таком виде оно существует у нас где-то месяца три. Поначалу хотела запихнуть в этот пост еще и занятия с Катей, но решила вынести отдельно - пусть лучше будет короткий, но отдельный, чем все в куче.

Итак, с тех пор как разобралась с собой и научилась планировать свое время, все встало на свои места. Мы составили расписание занятий, которому стараемся следовать. Сразу еще раз отмечу, что мы НЕ ЗАВИСИМ от расписания, а РУКОВОДСТВУЕМСЯ им. Поэтому выдохнули. Заниматься, конечно, нужно максимально полезно, но прежде всего в свое удовольствие!
Успокоиться с занятиями помогло и маленькое "расследование" курсов подготовки к школе. Мы попробовали сходить в три места и поняли, что все это мы делаем и можем сделать сами - и ничуть не хуже, а даже лучше. Кроме того, я поняла, каков для Насти основной язык любви (это качественное время) - и это помогло мне вернуть ее интерес к занятиям с мамой, преодолеть "не хочу/не буду/не могу". Стоит признаться, что в группе она, конечно, работает эффективнее, потому что там есть элемент соперничества, а ей нравится побеждать. Поэтому мы не только занимаемся дома, но и посещаем кружки и секции.
Итак, наше расписание по основным занятиям. Как я уже упоминала, основными занятиями мы занимаемся, когда спит Катя. Каждый день, кроме выходных мы с Настей читаем (15-20 минут в день). Наш принцип чтения - одна страница в день! Сначала читали букварь Бахтиной.

Подробно про него я писала здесь. Занятия по букварю мы благополучно отложили до 5 лет и не зря. Во-первых, сама практика показала, что до 5 лет чтение у нас ну просто "не перло". Я рвала на себе волосы, переживала, психовала. Ради чего? Потом забила. Когда начала слушать и читать психологов, поняла, что торопить события - не самая лучшая вещь на свете. И расслабилась. В итоге с букварем Бахтиной мы уже справлись, причем часто чтение стало инициативой Насти, и по ее желанию мы могли прочитать и пару страниц в день.
Теперь у нас - букварь Жуковой. В ближайшее время приобрету и магнитную азбуку Жуковой.

Надо сказать, что очень много специалистов по детскому развитию (те же психологи, логопеды и т.д.) очень любят этот букварь и советуют начинать с него. Из своего опыта могу сказать, что я не жалею, что мы начала с другого букваря. Букварь Бахтиной плавно подготовил ее к букварю Жуковой. Потому что сначала мы знакомились с буквами, потом как буквы дружат (слоги), потом как дружат слоги и составляют слова. Букварь Жуковой для начинающих сложен тем, что там на странице сразу идут и буквы, и слоги и короткие предложения. И читать сразу их ребенку, который не знаком с буквами, слогами, на мой взгляд, было бы сложно. Вот пример.

Для нас сейчас букварь Жуковой - отличный второй этап. Потому что: мы тренируемся сразу читать слоги слитно (благодаря похожим друг на друга заданиям), мы знакомимся с короткими предложениями и знаками препинания - и Насте не сложно. А в самый раз. Сейчас уже Настя начала сама брать и читать названия книг, которые стоят на ее полке, названия продуктов и т.д.
Следующий этап - чтение обычных книг по принципу: один день - строчка. Второй день - две строчки, третий день - абзац, четвертый день - короткая история и т.д. Для себя я поняла - НЕ ТОРОПИТЬ и НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ! Девчонки, большинство из нас училось читать в первом классе! И если ребенок начинает читать в 5 лет - считаю, что это здорово! Хотя раньше без сомнения могу сказать, что я принадлежала к тому лагерю, который хотел, чтобы ребенок сам читал в три года.
_______________________________
Второе, чем мы занимаемся или стараемся заниматься ежедневно - это письмо. Но у нас нет прописей и прочей сопутствующей шушеры. Мы пишем конкретные вещи, пока печатными буквами. Цель - показать ПРАКТИЧЕСКУЮ ПОЛЬЗУ ПИСЬМА. Не красивые крючочки, а практическую пользу! Я сама пишу сейчас достаточно много (ежедневник и дневники девочкам, еще например, люблю в отдельный блокнот понравившиеся стихи переписывать, рецепты и т.д.) И в нас век информационных технологий крайне важно показать, что письмо - это не пережиток прошлого, а такая же необходимая вещь, как компьютер или мобильный телефон.
Какие тут особенности хочу отметить. Сразу оговариваем с ребенком, что русский язык - язык не простой, а с хитринкой и смекалкой. Не все слова мы можем записать так, как мы слышим! Например, слово "ракушка" - можем, а "молоко" - мы слышим "малако", а пишем "молоко". Надо сказать, эта вещь - предмет спора психологов, педагогов и т.д. Таже марина Озерова яро привествует, если ребенок записал сам то, что услышал (что для него достижение - записать "малако"). Возникает вполне закономерный вопрос - а как же потом ребенок перестроится на правильное написание? На что она отвечает - "я вам обещаю, что он перестроится!". "Многообещающе звучит", - подумалось мне. И тут натыкаюсь на пост о современной неграмотности как системной ошибке (Оля, спасибо!!!), где кандидат психологических наук Ясюкова Людмила Апполоновна - отвечает на все мои вопросы. На этом не останавливаюсь, ибо это отдельная тема.
Итак, письмо. На это у нас уходит 10 минут в день. Что же мы пишем:
1) Настя подписывает свои рисунки.
2) Пишет список продуктов, которые надо купить в магазине (у матери память девичья стала, продукты по списку теперь покупает 😁).
3) В незапамятные времена у Насти появился виртуальный друг Белка, который приносит ей вкусняшки. настя пишет письма Белке, спрашивает как дела, как зовут ее бельчат и т.д. Белку придумали мои родители. Сейчас дошло до того, что настя хочет встретится с ней вживую, я ломаю голову, как это организовать)). А еще Белка пишет Насте ответы.
4) Подписываем продукты в холодильнике. Где какое варенье, что в каком контейнере лежит. А также банки с крупами и специями.
5) с недавнего времени - если Настя и папа покупают маме вкусный сюрприз, Настя сначала записывает на ьумажке, что это, а потом я читаю).
6) Конечно открытки - папе, маме, бабушкам и т.д.
Что еще можно записать (просто идеи):
7) Сделать книжки-малышки:
a. Мои любимые фрукты
b. Моя одежда
c. Мои любимые овощи
d. Мои любимые зверята
e. Мои машинки и т.д.
8) Сюрпризик папе - завернуть папе конфетку в бумажку с запиской от малыша (например, «папа, я тебя люблю») и положить в рабочую сумку
9) Подписать предметы в ванной. Что-то вроде "Настин шампунь", "Катино мыло", "Папин шампунь" и т.д. А то когда папа голову Насте моет, путается в тюбиках. Надо его срочно "спасать" 😉
10) Подписать мамины части тела и куда возможно - приклеить бумажки на скотч. Это просто игра забавная.
11) Составлять для мамы карточки с рецептами.
12) Подписать горшки с цветами и т.д.
Но пожалуй, можно вообще забыть об этом списке, если начать делать одну вещь. Мы уже начали. Вести дневник успеха Насти! Каждый день записываем по три успеха. Важно, чтобы успехи не повторялись. Ребенку важно понимать, что то, что он делает, важно и правильно. Особенно с учетом того, что мы бываем склонны говорить, что ребенок что-то делает не так и не то (я склонна((, но я борюсь с этим). Пятилетки - возраст, когда особенно важно отмечать успехи. Мы закладываем сейчас это на всю жизнь.
Немного нашего писательства в картинках. На фото хорошо видно, что сначала Настя зеркалила буквы и цифры, но потом научилась писать правильно.









Все уверенее с каждым днем)
__________________________________
Третье - это английский. Вот уж с чем я сломала голову. После долгих мучительных поисков наша система по изучению английского выглядит так:
- 5-6 дней в неделю 1 час английского фоном (аудиокнига) (уже слушали Робинзона Крузо, Книгу Джунглей, теперь слушаем Гарри Поттера)). Цель - правополушарное восприятие языка как целостности.
- 2 раза в неделю (среда, воскресенье) уроки английского по системе Валерии Мещеряковой (про ее систему можно погуглить). Несомненный плюс, который увидела для себя - ребенок начинает говорить предложениями.
- дома учим слова. Каждые 3-4 дня на холодильнике появляются 4 карточки с новыми словами. Через какое-то время их повторяем. Пользуемся нашими карточками.
________________________________
Четвертое - дыхательные упражнения и гимнастика для пальчиков (3-4 минуты). Эта штука нужна "подзарядки" работа мозга. Вроде бы что там - 3 минуты в день, а Настя и правда стала собраннее и эффективнее. В качестве дыхательных упражнений используем:
- затушить свечу,
- дуем на уветные перышки, подвешанные к чему-нибудь (это время от времени, когда вешаю перышки),
- самое любимое - игра с шариком от пинг-понга: ставим детский стол, настя садится с одной стороны стола, я с другой, кладем шарик и дуем, чтобы он катился друг к другу. Потом можно это упражнение усложнить - поставить какие-нибудь препятствия для шарика.
- надувать воздушные шарики (но сложновато бывает)
Для пальчиков: пальчиковые стишки (любимые - мы делили апельсин, в прятки пальчики играются - открываются, закрываются), еще брали у Валентины Паевской отсюда.
____________________________________
Пятое - так называемая психологическая работа. Основа - проработка страхов ребенка. к пяти годам выходят основные возрастные страхи (страх темноты, страх потери родителей, страх смерти, страх несостоятельности (у меня не получится) и т.д. К возрастным часто добавляются приобретенные страхи (страх собак, врачей и т.д.) - не обязательно к 5 годам, а в большинстве случаев раньше. Так уж сложилось, что задумываться об этом я начала тольок ближе к Настиным пяти годам, послушала материал на эту тему. И сейчас наша основная работа сводится к проговариванию всего, что ее беспокоит и чтению терапевтических сказок. надо сказать, что сказки очень Насти нравятся. И главное, это вещь, которая реально работает. Например, после недели чтения таких сказок Настя избавилась от страха темноты. Книгу со сказками взяла по рекомендации Валентины Паевской - Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. "Лабиринт души. Терапевтические сказки". Я брала в Лабиринте. Но ее можно скачать в интернете. Могу подилиться. Для себя решила, что такую книгу хочу иметь именно в виде книги в твердом переплете.

Принцип работ с книгой. Читаем сказку по возрасту. Он указан для каждой сказки. Также указан страх, который прорабатывается. К книге делаем табличку из нескольких столбцов: номер сказки, дата прочтения, понравилась сказка или нет (если понравилась - ставим плюс, нет - минус), затем большой столбец, где мы отмечаем выбор реьенка (у меня он для удобства также разделен). В первый день читаем одну сказку, второй - другую, третитй - третью. С четвертого дня начинаем у ребенка спрашивать, какую сказку из прочитанных он хотел бы почитать (например, про гномика, про мышку, про белочку и т.д.) - читаем одну старую сказку и одну новую. Новые сказки обсуждаем в течение нескольких минут.
________________________________
С ежедневным расписанием закончили, теперь что добавляется у нас по дням недели.
1) Понедельник - математика. Вечером тренировка (Настя второй год занимается эстетической гимнастикой)
2) Вторник - рисование.
3) Среда - развитие речи. Вечером у Насти гимнастика и английский.
4) Четверг - шитье.
5) Пятница - ничего дополнительного дома. Вечером Настя занимается в керамическом кружке.
6) Суббота утро - тренировка по гимнастике. Суббота день - бассейн. Основную программу не выполняем (кроме сказок).
7) Воскресенье день - английский. Основную программу не выполняем (кроме сказок).
Кроме того в свободном полете мы старемся слушать классическую музыку, играть в настольные игры.
___________________________________
А теперь чуть подробнее про то, про что еще не рассказывала.
Математика. Прежде всего занимаемся по садовским тетрадкам (в сад Настя ходит 1-2 раза в неделю, тетрадки пропускаем). Это Колесникова Е. В. - рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

Задания там для Насти весьма простые. Делаем, как и в саду - 1 разворот в неделю. Дополнительно Насте нравится заниматься по тетради Жени Кац "Необычная математика" - тетрадь логических заданий для детей 5-6 лет.

Там уже задания значительно интереснее. И на порядок сложнее. Делаем, как захочется - 2-3-4-5-6 заданий в неделю. Иногда больше.
Параллельно решаем простенькие задачки и изучаем арифметические действия по книге Е. Бахтиной. Там все ярко, красочно, наглядно и для 4-5 адекватно.

Ну и когда бывает настроение, достаем Кумон.

______________________________
Рисование. С рисованием у меня проблема. Я ни разу не художник. Однажды для себя нашла спасение в том, чтобы включать Насте видеоурок (просто вбиваем в ютубе - рисуем дома - и вуаля). Но потом решила, что будем как-то вместе учиться рисовать. И теперь накануне вторника я смотрю видеоурок. Во вторник мы с Настей садимся, берем по лиску бумаги и рисуем каждая свой рисунок. Я показываю на своем листе - Настя повторяем на своем. Часто придумываем что-то свое.






А вот эту картинку мы нарисовали на конкурс в садик. 70% работы сделала Настя под моим руководством 😆. Ну и 30% - мои правки и подправки.

_______________________________
Развитие речи. Ну тут мы особо не паримся, потому что главная цель этих занятий - подготовка к чтению. Занимаемся раз в неделю по садовской программе - тетради для 5-6 лет Е. В. Колесниковой.

____________________________
Шитье. Летом Настя заявила, что хочет научиться шить. Я все никак не погуглю, как научить ребенка шить. Мы пробовали сначала разные стежки на фетре, ткани.. Плоховато шло. Я вспомнила свое детсво в деревне, где мы с бабушкой шили из открыток разные сундучки и шкатулки. Использовала этот опыт с Настей. Настина первая самостоятельная работа - сундучок для папиных мелочей.


Сейчас пришло время продолжать, а я все никак не придумаю, что. Ничего, до четверга успею что-нибудь погуглить).
***
Надеюсь, я вас не утомила. Спасибо, что интересуетесь нами! Очень приятно, правда). И надеюсь, вы найдете для своих занятий с детьми что-то интересное и полезное. Как видите, у меня нет тонны обучающего материала, прописей и прочего. Все учебники помещаются в одном канцелярском органайзере. Мне удобно держать его под рукой на кухонном окне. Все делаем максимально по ходу дела.

Про Катюшу расскажу в другой раз).
Кстати, из-за частой невозможности бегать за фотоаппаратом, я увлеклась мобильной фотографией. Вам интересно почитать статью на эту тему?
Обнимаю, всем удачи!