Техника "переворачивания" речи,если ребенок говорит о себе ТЫ вместо Я
Нашла на просторах инета,может кому пригодится:-)
Техника - «Я», это техника «переворачивания» речи, дополняет технику «безусловного принятия» и технику «интерпретации» в том случае, если ребёнок мутичный, если ребёнок говорит о себе в третьем лице (путает «Я» и «ТЫ»), если ребёнок плохо понимает обращённую речь. С помощью техники - «Я» формируют речь от первого лица, а в случае отсутствия речи - формируют внутреннюю речь от первого лица. Применение техники - «Я» улучшает понимание обращённой речи у детей с РАС.
На биологическом уровне за неспособностью зеркально отражать обращённую речь ( «Я-Ты») находится дефицит зеркальных нейронов у аутистов. На личностном уровне - несформированность, недосформированность ядерных структур «Я». Это проявляется в том, что ребёнок не говорит о себе в первом лице. Это проявляется в том, что без способности «переворачивать речь», ребёнок «застревает» на эхолаличной стадии речевого развития (повторяет только так, как слышит). Это проявляется в том, что не ребёнок не понимает обращённую речь, не пользуется диалогом, в том числе речевой диалоговой структурой «вопрос\ответ», не пользуется трёхкомпонентной схемой:
1.ОБРАЩЕНИЕ К ДРУГОМУ +2.ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ «я», «мне» + 3.СМЫСЛ (первые два компонента «выпадают, например, вместо «мама, дай мне яблоко» , ребёнок говорит только «яблоко»). Если ребёнок на уровне базисного импульса/рефлекса сам не может зеркально отражать, то подача обращённой информации должна от Другого (специалиста, родителя) к аутичному ребёнку быть изначально « прямой", то есть, по сути, специалист (родитель), «переворачивая» фразу, будет выполнять функцию повреждённой сети зеркальных нейронов. Говорить/обращаться к аутичному ребёнку нужно так, как если бы он сам говорил\думал "из центра своей личности», тогда он научится и научится очень быстро. Раннее и последовательное применение этой техники всегда приводит к эффективному результату.
Описание техники.
Что вы можете делать? Вы можете :
1. исправлять ребёнка с третьего лица на первое, делайте это столько раз, сколько он ошибается;
2. говорите за него в первом лице, как бы озвучиваете его:
а) очевидные действия - я иду, я пью, я бегу, я одеваюсь, я кричу, я злюсь и т.д. ;
б) скрытые мысли и намерения - это посложней, но через некоторое время начнёт получаться, например, ребёнок с грустным видом сидит над тарелкой каши, вместо «ешь кашу, а то не пойдем гулять», скажите: "как мне хочется пойти погулять, но мама говорит, что надо сначала съесть кашу" или вы заметили намерение малыша - облить кошку водой. Вместо фразы - «нельзя лить воду на кошку», скажите: "вот бы вылить эту воду на кошку, но папа говорит, что нельзя" или "как я злюсь, как я громко кричу, потому что мне не разрешают смотреть мультики три часа подряд". Это - вместо фразы "перестань кричать, я не включу тебе мультики".
в) в случае своего обращения к ребёнку - вместо «иди сюда», нужно сказать: « мама говорит мне: «иди сюда»».
г) когда вам нужно выразить своё отношение к происходящему, то вместо фразы «нельзя биться головой», скажите «я бьюсь головой, маме не нравится, когда я так делаю».
Это надо делать постоянно, до тех пор, пока ребёнок не заговорит о себе в первом лице. Формирование "Я" - это базисная структура, которая интегрирует, гармонизирует, синтезирует все "я-опыты", без этого полноценно не встроится, не удержится ни один когнитивный навык. Это универсальная техника, которая не зависит от диагноза. Особенно хорошо работает в аффективно-заряженных, эмоционально значимых для ребёнка ситуациях. Если он с чем-то справился, чего достиг в своём (а не в вашем, не по социальным меркам) мире ценностных достижений, например, выкрасил маминым лаком для ногтей папин спортивный кубок, вложите всё чувство гордости и кричите за него : "Ура! Это я сам!" Ключевые слова - глаголы - "я могу", "я хочу", "я буду", "я люблю". Важное слово "САМ". Подставляйте их, озвучивая мысли и поступки своего ребёнка, чем чаще, тем лучше, представьте, что вы озвучиваете персонаж из мультфильма. Кстати, многие мамы так разговаривают со своими детьми в первые полгода жизни, а потом перестают и это правильно,но в случае с детьми с РАС процесс может затянуться.