ЧТо такое на самом деле "наказание" для ребенка?
РазвитиЕФрагмент вебинара "Что делать, чтобы ребенок слушался без криков и наказаний".
Самая "вкусная" часть. Что такое наказания?
Многим родителям сложно признаться, что, порой цель наказания - это просто ОТОМСТИТЬ, а вовсе не НАУЧИТЬ.
• Происходит неожиданно, сообщается ребенку СРАЗУ ЖЕ после совершения нежелательного действия.
• Цель - «проучить ребенка».
Цель наказания - это проучить ребенка, сделать ему неприятно, плохо, больно психологически. Наказание - это применение неприятных, порой унизительных, мер в отношении ребенка за неповиновение, непослушание. Взрослый при этом использует свое превосходство в физической и психологической силе над ребенком. Иногда родители даже думают: «Надо бы выбрать что-нибудь построже, чтоб ему не было приятно, чтоб запомнил».
Очень часто между совершенным проступком ребенка и видом наказания нет абсолютно никакой связи, нет логики. Возникает вопрос: учится ли вообще ребенок после последуемого наказания? Делает ли он какие-то выводы для себя? Например: «Не убрал игрушки - не будешь смотреть мультик» (не убрался, но причем тут мультик?) «Разлил варенье - я тебя сейчас шлепну по попе за это» (в чем связь между попой и вареньем?) Важно!
Страх, стыд, обида, гнев, отчаяние, беспомощность - это те чувства, которые испытывает ребенок в момент, когда ему называют наказание и наказывают.
Вопрос: Может ли ребенок в момент испытания этих всех чувств научиться чему-то, понять суть, что случилось, можно ли оценивать здраво ситуацию и делать какие-то выводы? Попробуйте сами. И теперь представьте, может ли ребенок это сделать? Никакого обучения не происходит. Ребенок научается врать, скрывать, обманывать. То есть ребенок стремится всячески избежать наказания и не может научиться чему-то новому.
«Почему, чтобы сделать ребенкА лучше, родители пытаются делать АБСУРД, делать ребенку хужЕ»?
Какие бывают «классические» наказания? (причем, без обсуждений, без разъяснений чаще всего)
1. Отнять у ребенка игрушку.
2. Угроза: «Все, неделю ты не получишь это…то..»
3. Заставлять сидеть на стуле, стоять в углу. Даже порой с борьбой за власть (придавить ребенка стоять в углу, сидеть на стуле). Даже если ребенок смиренно стоит в углу и типа думает над своим поведением, на самом деле эта идея очень далека от реальности))). Это просто успокоение для взрослых , что : «Ну я же типа что-то сделал, я воспитываю!»
4. Игнорирование ребенка (это токсичное действие, ребенок от этого очень страдает, когда мама и папа не хотят связи с ребенком, избегают общения с ним, тогда ребенку приходится изыскивать возможности, как снова расположить родителей к себе и, тем самым, унижаться).
Вот и переходим к главному: Нужно не наказывать ребенка, а помочь ему понять, разъяснить ему, как правильно, сесть вместе с ним и сделать то, что он должен был сделать, а не то, что по факту получилось. Возвращаемся к теме «двух корзинок» (можно тут посмотреть , о чем речь: https://www.babyblog.ru/user/id1585051/314699)
из первой лекции, что нужно ребенку наполнять корзинку эмоций (положительных) и личной силы, чтобы ребенок имел с Вами доверительные отношения, мог Вам доверять и Вас слушать. Обратите внимание на ваши отношения. Если Вы стараетесь его уважать, говорить, проводить с ним время, обсуждать с ним что-то, то в РАЗЫ становится меньше ситуаций, где ребенка приходится наказывать.
Вы хотите, чтобы ребенок Вам шел навстречу, но так и Вы должны делать все ,чтобы идти ему навстречу. Оправдание, что "я устала, я не высыпаюсь, я нервная" - это не оправдание. Это есть "инвестиция" в ваши дальнейшие отношения в будущем.