Изучение противоположностей
Изучение противоположностей мы начали с наиболее распостранённых и доступных для малышей понятий большой-маленький, затем длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий. Как и большинство занятий каждую тему мы обыгрывали неделю. В начале недели на двери в детской появлялась заготовка с изображениями по данной теме и я просто рассказывала малышке, что изображено на рисунке и какие свойства данных предметов. Кое-какие листы делала сама, некоторые с готовых печатных изданий. Вот что висело у нас на двери.
Большой-маленький.Высокий-низкий Широкий-узкий. Длинный-короткий. Листы вешала повыше, так как ребёнок после года всё очень быстро "читает руками". Поэтому в первый день подносила к двери и проговаривала сама, на второй день подносила и показывала пальцем например, эта рыбка длинная, а какая короткая? Если дочура затруднялась с ответом или просто не хотела показывать, я сама показывала и отвечала за неё, что вот эта рыбка короткая. На третий день подносила и говорила: "Длинная рыбка это у нас .... (пауза)", - и ребёнок сам показывал на правильную рыбку.
К каждой теме я готовила тематическую коробку. В коробку от обуви собирала по дому все предметы с противоположными значениями которые есть на заданную тему. С этой коробкой мы играли вместе доставая по очереди предметы и находя им пару. Наигравшись прятала коробку до следующего дня. Если предметов по теме насобиралось много лучше разделить и показывать каждый день по несколько пар. Вот пример коробки по теме большой-маленький. Обязательно поделки, будь-то аппликация, рисование, раскраска, лепка, но всё время акцентируем внимание на изучаемую тему. Вот например большой-маленький. Творчество по теме высокий-низкий. Посыпали гречкой зверей раскрашивали красками цветы, наносили пластилин на высокую и на маленькую ёлочку. Вешали на высокую большие шишки, а на низкую -маленькие. Потом была моя просьба: раскрась того, кто ниже. Показала правильно, а раскрашивали вместе. Творчество по теме длинный короткий. Проведи зайчика к морковке по длинной дорожке, а котика по короткой. Аппликация из гербария, нужно было приклеить одни листочки на длинную ветку, а другие на короткую. Аппликация широкий-узкий. Игры большой-маленький.
- играли в животных и их детей, проговаривая мама кошка большая, а котёнок маленький и т.д.;
- раскладывали крышки по размеру большие отдельно, а маленькие отдельно. Рассаживали большие игрушки-зверушки и давали им большие тарелки ( крышки), а маленьким зверушкам- маленькие. Тоже самое проделывали и с кухонными ложками. Подбирали крышки к кастрюлям. Большую кастрюлю закрой большой крышкой, а маленькую - маленькой;
- на листе бумаги я нарисовала две корзины и мы помогали кукле Маше собирать яблоки сортируя их по размеру;
- на листе нарисовали 2 ёжа большой и маленький и лепили им с пластилина грушки, грибочки. Мама большая лепила большие грибы, а Мирочка маленькая - лепила маленькие;
- подбирали по размеру матрёшку; - самодельная рамка -вкладыш;
- подбирали прямоугольники одинаковые по размеру или к большему- меньший;
- раскладывали цепочку последовательности от большего к меньшему и наоборот. Для самых маленьких нужно начинать с 2-х картинок разительно отличающихся по размеру и постепенно увеличивать количество картинок; - игра большой-маленький; - параллельно с понятиями большой-маленький и изучение овощей и фруктов; Игры длинный-короткий.
- сортировали карандаши на короткие и длинные, строили из карандашей 2 забора длинный и короткий;
- на полу из изоленты я делала две дорожки короткую и длинную. По ним бегали, прыгали сами и с участием зверей;
- аппликации гусениц и поездов длинных и коротких;
- из пластилина делали дождевых червяков 2 видов, змеек;
- сравнивали у кого из зверей длинные уши, а у кого короткие, тоже самое и хвосты;
- угощали зайцев морковкой; - на прогулке находили палки длинные и короткие. На длинной веточке дома выросли вишни (из пластилина), а на короткой жёлтые черешни;
- к двум одинаковым воздушным шарикам привязывали нитки, одну длинную, другую короткую. Я просила принеси мне шарик с длинной ниточкой или наоборот;
Игры высокий-низкий.
- сравнивали всех членов семьи по росту;
- строили их кубиков башни, замки, дома высокие и низкие. Во время прогулки на улице тоже сравнивали высокие здания и низкие, деревья и кусты, как летают птицы;
- лепили из пластилина ёлочки, на высокую вешали красные шарики, а на низкую- синие;
- рисовали и раскрашивали грибочки;
Игры широкий- узкий.
- куклам завязывали бантики, той которая большая - широкий бант, а та что по-меньше -узенький бантик;
- сравнивали листочки с деревьев или гербарий раскладывали;
- сравнивали стволы у деревьев во время прогулки;
- на улице я рассказывала, что машины ездят по дороге она широкая, пешеходы ходят по тротуару он узкий. Дома из кубиков строили дорогу и тротуар;
- садили зверей на построенные из кубиков широкие и узкие лавочки;
- выбирали каким полотенцем вытираться после ванны: широким или узким;
Сейчас мы любим играем в такую игру.
Вот так весело мы изучили основные понятия противоположностей. Если кому надо игра как на последнем фото или другой материал по этой теме пишите свой ел. адрес я вышлю. А может кто научит меня вставлять материал сюда, к своему стыду не умею.
Приятных всем игр!