Неверояные годы. Игнорирование.
Incrediblе УearsГЛАВА 5. Игнорирование
Неприемлемое поведение - плач, поддразнивания, споры, ругань и приступы ярости - не опасны ни для детей, ни для окружающих, и часто могут быть устранены путем систематического игнорирования. Многим родителям может показаться, что игнорирование не является дисциплинирующим средством. На самом деле это одно из наиболее эффективных средств воздействия на детей. Логика игнорирования проста: поведением детей управляет уделяемое им внимание. Даже отрицательное внимание родителей - такое как наставления, крик и ругань - является поощрением для детей. Родители, которые игнорируют детей, когда те плохо себя ведут, не поощряют за продолжающееся плохое поведение. Если вести себя так последовательно, дети в конце концов перестают делать то, что делали. И поскольку они получают больше одобрения и внимания за хорошее поведение, то быстро усваивают, что выгоднее вести себя хорошо.
Хотя игнорирование очень эффективно, для родителей это, возможно, наиболее сложный в применении метод. Эта глава поможет вам справляться с главными проблемами, которые встают на пути взрослых, пытающихся игнорировать плохое поведение своих детей.
Не вступайте в дискуссии и не смотрите ребенку в глаза
Иногда родители полагают, что игнорируют плохое поведение ребенка, тогда как на самом деле они уделяют ему массу внимания. Возможно, они перестали разговаривать с ребенком, но продолжают пристально на него смотреть, строят гримасы или как-то иначе показывают, что плохое поведение не оставляет их равнодушными. Некоторые родители стараются не смотреть прямо в глаза ребенку, но продолжают сердито комментировать или критиковать. В обоих случаях ребенок, который плохо себя ведет, преуспел в получении внимания и, возможно также, мощной негативной эмоциональной реакции.
Игнорирование эффективно тогда, когда вы в состоянии не реагировать на действия ребенка. У вас должно быть нейтральное выражение лица, вам следует избегать его взгляда и прекратить всякие дискуссии. Игнорирование означает также физическое отдаление от ребенка, особенно если вы были в тесном контакте. Точно так же как максимальное положительное внимание включает в себя улыбку, поддержку взглядом, словесную похвалу и физическое прикосновение, так и самое максимальное игнорирование подразумевает нейтральное выражение лица и отсутствие визуального контакта.
Будьте готовы к тому, что сначала поведение ухудшится
Иногда родители с самыми благими намерениями начинают игнорировать такое поведение, как истерики или споры, не будучи подготовленными к реакции ребенка. Большинство детей сначала усиливают негатив, чтобы проверить, не удастся ли заставить родителей уступить. Например, пятилетняя Меган хочет выйти на улицу и несколько минут спорит об этом с мамой. Наконец, мама говорит ей, что выходить нельзя, и далее игнорирует всякие протесты. Меган усиливает свои требования, чтобы проверить, нельзя ли все же добиться своего. Так продолжается еще минут 10, пока ее мама, измученная и уставшая от спора, не говорит: «Ладно, иди!» Уступив ради быстрого выигрыша в спокойствии, мама создала долгосрочную проблему: Меган узнала, что если спорить достаточно долго и достаточно упрямо, она всегда добьется своего. Таким образом было поддержано неприемлемое поведение.
Не забывайте: когда вы только начинаете игнорировать плохое поведение, сначала становится только хуже. Нужно быть готовым выждать весь этот период, чтобы поведение улучшилось. Если вы уступите, дети поймут, что плохое поведение - эффективный способ добиться желаемого. Пример с Меган и ее мамой напоминает борьбу с автоматом по продаже напитков. Вы бросаете в щель монетки за напиток, не получаете его, но и деньги назад не возвращаются. Вы несколько раз нажимаете на кнопку возврата денег и, когда это не срабатывает, снова пытаетесь получить напиток. В зависимости от того, насколько вам хочется пить, и уровня вашего раздражения, вы будете продолжать нажимать на кнопки и даже стучать по машине. Наконец, если напиток не появляется, вы сдаетесь и делаете что-то другое, поскольку физические методы воздействия на автомат не приводят к желаемому результату. Однако если вам повезло, и напиток наливается, когда вы барабаните по автомату, вы будете знать, что в следующий раз, когда напиток не льется, нужно долго и сильно колотить по машине.
Дети могут научиться замечательно колотить по автомату. Именно поэтому родителям так трудно их игнорировать. Все дети испытывают взрослых, усиливая плохое поведение. Если вы решаетесь использовать этот метод, то должны быть готовы пережить этот период, не поддаваясь на провокации.
Игнорируйте и отвлекайте
Игнорирование плохого поведения не означает, что вы не можете ничего сделать для исправления ситуации. Если не сумеете найти, чем отвлечь детское внимание, или предложить какое-то более приемлемое занятие, то окажетесь вовлечены в противоборство, и плохое поведение ребенка затянется. Посмотрим на такой сценарий: Тони в магазине просит отца купить ему игрушку. Отец отказывается, и Тони начинает плакать и вопить. Его отец эффективно его игнорирует, уйдя от него, и через несколько минут плач прекращается. В этот момент отец Тони может попытаться его отвлечь новой деятельностью или чем-нибудь еще. Вместо этого он просто ждет, пока Тони подойдет к нему. Тони, чувствуя себя брошенным, снова начинает плакать, стараясь привлечь внимание отца.
Иногда можно использовать отвлечение, чтобы смягчить реакцию ребенка на игнорирование. Отвлечения особенно полезны для двух- и трехлетних детей, но срабатывают и с ребятами постарше. Посмотрим на такой сценарий: в магазине Тони просит отца купить ему игрушку. Как только Тони прекратил плакать, его отец мог бы сказать ему, что когда он накопит много карманных денег, то сможет купить любую игрушку. Идея заключается в том, чтобы игнорировать плохое поведение как ответ на то, что ребенок не может получить желаемое, и затем отвлечь его, как только поведение начинает улучшаться. Конечно, если после отвлечения поведение снова будет плохим, вам придется опять игнорировать ребенка.
Другой способ использования отвлечения с игнорированием состоит в том, чтобы самому отвлечься от неподобающего поведения ребенка. Вы можете сделать это, заговорив с кем-то или занявшись чем-то еще. Игнорируя ребенка, у которого истерика, можно отойти к кухонному столу и начать чистить картошку или комментировать происходящее за окном. Если ребенок поймет, что вы отвлеклись, он довольно быстро прекратит вести себя плохо.
Отдалитесь от ребенка, оставаясь с ним в одной комнате
Возможно, вам покажется, что разумно выйти из комнаты, игнорируя ребенка. Это может быть эффективным средством, если малыш цепляется за вас и физически требует внимания. Однако сложность состоит в том, что выйдя из комнаты, вы не сможете уделить ему внимание и поддержать хорошее поведение.
При игнорировании лучше всего отдалиться физически, встать и перейти в другую часть комнаты. В таком случае вы будете иметь возможность наблюдать за поведением ребенка и сможете поощрить его, когда плохое поведение прекратится. Если он следует за вами, хватая вас за руки или ноги, тогда необходимо выйти из комнаты. Однако нужно как можно скорее вернуться, чтобы оценить хорошее поведение, как только оно проявится.
Игнорирование учит самообладанию
Некоторые родители не хотят игнорировать детей, потому что находят, что это вредно для детского самоуважения. Их беспокоит, что этот метод повредит их взаимоотношениям. другие родители не игнорируют детей, потому что не считают это достаточно существенным наказанием. Они говорят: «Как можно игнорировать такое поведение, как брань и крик, с этим надо бороться дисциплинарными мерами».
Исследования показывают, что игнорирование является эффективным дисциплинирующим средством, потому что поддерживает позитивные отношения между родителями и детьми, основанные на уважении, а не на страхе. Если вы можете игнорировать плач и ругань, а не начнете кричать и ругаться сами, это продемонстрирует ребенку, что вы способны сохранить самообладание перед лицом конфликта и гнева. И поскольку вас не расстраивает такое поведение, ребенок увидит, что оно не приносит пользы, и усвоит, что нет смысла продолжать вести себя плохо.
Учите других игнорировать
Иногда наш метод не действует, если родитель игнорирует плохое поведение ребенка, а окружающие уделяют ему внимание, поддразнивая или пытаясь утешить. Игнорирование будет бесполезно, поскольку ребенку все же удается привлечь внимание к своему плохому поведению. Если окружающие «ведутся» на ребенка в этом случае, их нужно научить принципам игнорирования. Например, вы можете сказать: «Лучший способ помочь Рамону - не обращать на него внимания, пока он не придет в себя».
Ограничивайте количество игнорируемых поступков
В то время как для некоторых родителей проблема заключается в том, что они игнорируют детей слишком редко, другие делают это слишком часто. Последние эффективно игнорируют первоначальное плохое поведение, но затем продолжают лишать детей внимания, поддержки и одобрения несколько часов или даже дней подряд. Сходная проблема возникает и тогда, когда родители сталкиваются с несколькими проблемами сразу - например плачем, криком, воплями, возражениями и неумением вести себя за столом. Если игнорировать их все, то дети почувствуют себя брошенными, а у родителей появится чувство беспомощности. Им будет трудно не только сохранить последовательность действий, но и не забывать уделять внимание противоположному, хорошему поведению.
Очень важно выделить конкретный вид поведения, которое будет игнорироваться. Выберите одну или две проблемы, которые станете систематически игнорировать в данное время. Установив для себя такое ограничение, вы сможете уверенно и последовательно игнорировать проблему каждый раз, когда она проявится.
Некоторые типы поведения игнорировать нельзя
Некоторые родители игнорируют любое плохое поведение своих детей, независимо от степени серьезности и от окружения. Такой подход не годится в случаях разрушительного поведения, которое опасно для самих детей, других людей или имущества. Он также не подходит в некоторых ситуациях - например, истерика в автобусе, - когда ребенку уделяют внимание окружающие люди, или для такого поведения, как ложь, воровство, непослушание и невыполнение своих обязанностей.
В большинстве ситуаций с раздражающим поведением - хныканьем, криками, обидами, скандалами - можно справиться игнорированием. Но опасные и агрессивные поступки (драка, устные оскорбления, побег, поджог и причинение ущерба имуществу) игнорировать нельзя. Запугивание брата или сестры, воровство, действия, причиняющие неудобства или боль другим, также нельзя игнорировать. В подобных ситуациях нужно использовать более весомые методы: тайм-аут (см. далее), дополнительное задание по дому или лишение привилегий. Следовательно, важно тщательно выбрать проблемы, на которые вы не собираетесь обращать внимание, и помнить, что игнорирование неподобающего поведения эффективно только для тех детей, для которых родительское внимание является главным поощрением.
Примеры поведения, которое можно эффективно игнорировать у дошкольников:
· плач, обиды;
· припадки ярости;
· ругань;
· гримасы;
· мелкие стычки между детьми;
· плач по ночам;
· неряшливость и неразборчивость в еде;
· протесты и скандалы, связанные с запретами;
· ковыряние в носу и обгрызание ногтей;
· сосание пальца;
· сюсюканье.
Отмечайте положительное поведение
Некоторые родители так поглощены собственными делами, что не обращают внимание, когда их дети хорошо разговаривают, делятся друг с другом игрушками, решают сложную задачу или спокойно играют. Если такое поведение игнорировать, оно исчезнет. Внимание к детям, когда те ведут себя плохо, и игнорирование их, когда они действительно ведут себя как следует, способствует ухудшению поведения.
Если вы игнорируете плохое поведение, крайне важно хвалить положительное, особенно то, которое противоположно игнорируемому. Если вы решили игнорировать, например, хныканье, следует предпринять осознанное усилие и хвалить детей, когда они нормально разговаривают. Можно сказать: «Мне действительно нравится, когда ты говоришь вежливо». Важно переключить фокус на то положительное поведение, которым вы хотите заменить проблемное. Если вас беспокоит, что дочь хватает игрушки и бьет других детей, вы должны хвалить ее за то, что она хорошо играет и делится игрушками.
Другой эффективный метод заключается в сочетании игнорирования с похвалой в группе из 2-З детей. Когда один ребенок ведет себя плохо, уделите внимание тому, кто ведет себя хорошо. Представьте себе сцену за обедом, когда Питер бросает горошек на пол, а Дэвид ест аккуратно. Первый и естественный импульс - обратить внимание на ребенка, который ведет себя плохо: «Питер, перестань!». Однако это поддержит неподобающее поведение Питера. Если же вы вместо этого проигнорируете Питера и похвалите Дэвида, Питер, возможно, начнет вести себя хорошо, потому что увидит, что хорошее поведение привлекает внимание, а плохое - нет.
Будьте внимательны к позитиву
Иногда родители бывают так расстроены и сердиты из-за неподобающего поведения детей, что не могут сосредоточиться на хорошем поведении. Важно помнить, что как только ваш ребенок перестает себя плохо вести, вам необходимо незамедлительно обратить на него внимание (буквально в течение 5 секунд) и похвалить за хорошее поведение. Только сочетал игнорирование за неприемлемое поведение с общением в случае хорошего поведения, вы прервете замкнутый круг. Итак, как только плохое поведение прекращается, заговорите с вашим малышом и найдите то, за что можно похвалить.
Игнорируйте грамотно
Родители иногда чрезвычайно демонстративны в своем игнорировании. Если малыш начинает дуться или ругаться, они преувеличенно демонстративно отодвигаются от него и игнорируют плохое поведение. Это тоже может оказаться поощрением, поскольку ребенок видит, что ему удалось вызвать у родителей сильный эмоциональный отклик.
Хотя мы рекомендуем во время игнорирования избегать физического контакта, взгляда в глаза и разговора, также очень важно нейтрализовать ваши эмоциональные реакции. Если ребенок хнычет, вы должны с деловым видом смотреть в другую сторону и заниматься чем-то другим.
Не теряйте контроль
Сандра опаздывает на работу, а ее четырехлетний сын копается и не хочет надевать ботинки. Она так измотана, что в конце концов говорит: «Джимми, если ты не поторопишься, я уеду без тебя!» Когда он по-прежнему копается, она выходит из дома и садится в машину. Конечно, она ждет там, хотя, возможно, и спряталась или отъехала за угол.
Родители, которые доводят игнорирование до крайности и угрожают оставить детей, полагают, что страх заставит их чад быть более послушными. Возможно, подобная угроза и выманит Джимми из дома, но в этом есть и опасные для будущего последствия. Все угрозы должны подкрепляться обещанными последствиями. Когда ваш ребенок поймет, что вы только делаете вид, что уедете, он начнет отвечать схожими угрозами: «Давай уезжай, увидишь, мне все равно!». Тогда вы окажетесь беспомощны, потому что ребенок разгадал ваш блеф и ответил тем же. Если вы не уедете, то будете непоследовательными. Но уехать вы на самом деле не можете, потому что малыша нельзя оставить одного. Угрозы бросить ребенка вызывают у него ощущение ненадежности и в будущем создают проблемы с недостаточным самоуважением ребенка. Более того, вы учите ребенка мощной тактике манипулирования, которую можно использовать в отношениях с вами в случаях конфликта. Он может начать угрожать тем, что сбежит или уйдет из дома, чтобы испробовать эту тактику.
Никогда не угрожайте тем, что уйдете или оставите ребенка, как бы велико ни было искушение. Подумайте о других способах, которые заставят его послушаться. Возможно, если вам удастся проигнорировать поведение, так рассердившее вас, он начнет вести себя более приемлемо. Если нет, можно попробовать другие методики, например тайм-аут, дополнительные обязанности по дому или лишение привилегии. Хотя эти методы и потребуют больше времени в данный момент, они научат ваших детей, что ваши отношения надежны, независимо от случайных конфликтов. Эти методы гораздо предпочтительнее потому, что они основаны на уважении, а не на страхе.
Подводя итоги...
Если вы решились игнорировать поведение вашего ребенка в некоторых случаях, вы должны быть настроены использовать этот метод последовательно, чего бы это ни стоило, пока не прекратится плохое поведение. Последовательность - суть игнорирования. Когда ваша дочь устраивает истерику, у вас может возникнуть искушение уступить. Однако всякий раз уступая, вы учите ее тому, что она в состоянии вас «переиграть».
Не забывайте, что игнорирование, скорее всего, не окажет воздействия на поведение ребенка, если между вами не выстроены положительные взаимоотношения. Первая задача заключается в акцентировании внимания на положительном поведении. Игнорирование уменьшит количество проблемных ситуаций, но оно не увеличит число положительных поступков. Для этого игнорирование должно сочетаться с социальным одобрением хорошего поведения и объяснением того, какое поведение считается хорошим.
Помните:
· Избегайте встречаться с ребенком взглядами и дискутировать во время игнорирования его поведения.
· Физически отдалитесь от ребенка, но оставайтесь в той же комнате, если это возможно.
· Проявите тонкость в игнорировании.
· Будьте готовы к испытаниям.
· Будьте последовательны.
· Верните ваше внимание, как только прекратится плохое поведение.
· Переключайте внимание ребенка совместно с игнорированием.
· Выберите конкретные плохие поступки детей для игнорирования и убедитесь, что их вы можете игнорировать.
· Ограничьте количество типов поведения, подлежащих игнорированию.
· Отмечайте положительное поведение вашего ребенка.
К содержанию