Неверояные годы. Естественные и логические последствия.
Incrediblе УearsГЛАВА 7. Естественные и логические последствия

Одной из наиболее важных и сложных задач воспитания является подготовка детей к самостоятельным действиям. Обучение этому начинается в самом раннем возрасте. Важным способом воспитать способность к принятию решений, чувство ответственности и умение извлекать уроки из ошибок является использование естественных и логических последствий. Естественные последствия - это все то, что является результатом действий ребенка, если не вмешаются взрослые. Например, если Райан проспал и пропустил школьный автобус, ему придется идти в школу пешком. Если Кэтлин не хочет надевать пальто, она замерзнет. Логические последствия придуманы взрослыми как негативные следствия, внутренне связанные с плохим поведением. Для малыша, который разбил мячом соседское окно, логическое следствие будет заключаться в возмещении стоимости стекла. Логическим последствием мокрой постели будет необходимость заменить постельное белье и положить грязное в стирку. Другими словами, когда родители пользуются этим методом, они перестают охранять детей от неприятных последствий их поведения.
Примеры естественных последствий
· Если ребенок от злости сломает свою игрушку, ему будет нечем играть.
· Если одежду не складывать в бельевую корзину, вся она будет грязной.
· Если малыш шлепает по лужам, ему придется ходить в мокрых ботинках.
· Если ребенок опоздал к обеду, еда остынет, а все члены семьи уже встанут из-за стола.
· Если ребенок не ест со всеми, ему не дадут есть до следующего приема пищи и он останется голодным.
Примеры логических последствий
· Если ребенок рисует мелками не только на бумаге, но и на столе, у него отберут мелки.
· Если ребенок отказывается есть обед, ему не дадут никаких сладостей.
· Если ребенок играет с жевательной резинкой, а не жует ее, резинку отнимут.
· Если из ванной расплескивается вода, купание заканчивается.
· Если ребенок не может тихо разговаривать в библиотеке, ему придется уйти.
· Если ребенок не может оставаться во дворе, придется играть в доме.
· Если стаканы остались в гостиной, детям не разрешается пить сок перед телевизором на следующий день.
· Если ребенок не съел полдник до 16:30, ему не дадут перекусить до ужина.
· Если ребенок смотрит телевизор больше времени, чем ему позволено, на следующий день время просмотра телевизора уменьшится.
· Если ребенок не убирает велосипед на место, пользование велосипедом вечером будет ограничено.
Естественные и логические следствия наиболее наглядны, если проблема возникает неоднократно. В таком случае родители заранее принимают решение, как именно они доведут дело до конца. Этот метод может помочь детям научиться принимать решения, нести ответственность за свое поведение и учиться на своих ошибках. На следующих страницах мы обсудим некоторые из тех сложностей, которые возникают при определении естественных и логических последствий, и эффективные способы их преодоления.
Убедитесь в том, что ваши ожидания соответствуют возрасту ребенка
Большинство естественных и логических последствий лучше всего срабатывают с детьми от 5 лет и старше. Их можно использовать и с младшими детьми, но родители должны предварительно решить, понимает ли малыш связь между последствием и поступком. Например, если Александра еще не готова учиться пользоваться туалетом, но ее уже заставляют стирать штанишки или менять постельное белье, у нее может возникнуть чувство, что к ней придираются и унижают. Более того, логическое последствие станет незаслуженным наказанием. Однако не давать десерта или бутербродов ребенку, который отказался от еды за обедом, правильно, поскольку ребенок узнает, что отказ от обеда означает голод. Конечно, естественные последствия не должны быть использованы, если они могут причинить детям физический вред. Например, нельзя допустить, чтобы дошкольник испытал естественное последствие, сунув палец в электрическую розетку, дотронувшись до горячей плиты или бегая по проезжей части.
Поскольку здесь задействованы когнитивные умения, естественные последствия лучше действуют на детей школьного возраста, чем на дошкольников. Логические последствия, понятные малышам, выражены заявлениями «если - то». Например: «Если ты не можешь держать жевательную резинку во рту, то мне придется ее отобрать». Или для ребенка, который направляет ножницы на другого: «Если ты не умеешь осторожно пользоваться ножницами, тогда я их заберу». В этих примерах логическим следствием того, что ребенок неправильно использует предмет, является его удаление.
Будьте уверены, что сможете осуществить намеченное
Пытаясь осуществлять естественные и логические последствия, многие родители сталкиваются с трудностями.

Они так сочувствуют своим детям, что ощущают себя виноватыми, если не приходят к ним на помощь и не вмешиваются в происходящее до наступления последствия. Например, Карла говорит своей дочери Зиджи, что естественным последствием ее медлительности по утрам будет выход из дома в пижаме. Когда же приходит время осуществить свою угрозу, она оказывается не в состоянии позволить Энджи идти в пижаме, и вместо этого сама ее одевает. Такая гиперопека может помешать детям научиться решать свои проблемы самим.
Используя следствия, очень важно подумать обо всех «за» и «против» этого метода в отношении конкретного вида плохого поведения. Убедитесь, что последствия вас устраивают, и ваши слова не будут пустыми угрозами. В приведенном выше примере Карле следовало сначала подумать, захочет ли она довести дело до конца и отправить Энджи в школу в пижаме, если она по-прежнему будет копаться по утрам. Неспособность довести до конца оговоренное подорвет ваш авторитет и лишит детей возможности учиться на своих ошибках.
Последствия должны быть немедленными
Метод естественных и логических последствий не действует в том случае, если плохое поведение и его следствие разведены во времени. Естественным следствием того, что ребенок не чистит зубы, будет появление кариеса. Однако поскольку это произойдет только лет через 5-10, в качестве последствия это событие будет неэффективным.

Точно так же переедание может иметь отдаленные последствия, которые не могут повлиять на поведение детей в настоящем. Позволять детям не делать уроки, а вместо этого каждый вечер смотреть телевизор с тем, чтобы показать по оценкам в табеле, что они остались на второй год - еще одно последствие, которое слишком далеко по времени, чтобы оказать воздействие на повседневные учебные навыки ребенка. Такие отдаленные во времени наказания способны привести к появлению у ребенка чувства беспомощности и неверия в собственные возможности.
Для дошкольников и школьников очень важно, чтобы последствия быстро следовали за плохим поведением. Если Дэниель сломал чужую игрушку, ее нужно заменить как можно скорее, а он должен будет помочь ее оплатить из своих карманных денег или исполняя какие-то домашние дела. Если Лайза не кладет грязную одежду в бельевую корзину, она должна надеть грязную одежду на следующий день. Таким образом, Лайза и Дэниель извлекут урок из своего плохого поведения и, возможно, в следующий раз будут вести себя лучше.
Заранее предоставляйте детям выбор
Иногда родители пользуются этим методом как наказанием, не давая своим детям знать о возможных последствиях заранее. Отец Линды входит в ее комнату утром и говорит: «Ты не оделась, а уже пора уходить, так что ты сейчас пойдешь в пижаме». Раньше ее об этом не предупреждали, и у нее не было выбора: быть готовой к восьми утра или переодеться в машине по пути в школу. Неудивительно, что Линда почувствует обиду, а не ответственность за последствия своего поведения.
Заранее обсуждайте с вашими детьми возможные последствия их поступков для того, чтобы у них была возможность их обдумать и знать, что ответственность за решение несут они сами. Папа Линды мог бы сказать: «Поскольку тебе, по-видимому, трудно собираться утром, нужно поставить будильник или ложиться спать на полчаса раньше». Или он мог бы сказать: «Или ты будешь одета к восьми часам, или ты не успеешь позавтракать и тебе придется одеваться в машине», другим примером предоставления ребенку выбора была бы фраза: «Если игрушки не будут убраны до семи часов, не будет ни бутербродов, ни сказки». Такие методы могут помочь детям понять на примере положительных последствий, что лучше реагировать позитивно, чем негативно.
Последствия должны быть естественными или логическими, но не являться наказанием
Иногда родители придумывают следствия, которые не связаны с проступком ни логически, ни естественно. Посмотрим, например, на маму, которая моет рот своего сына мылом, потому что он сказал что-то нехорошее. Хотя она, конечно, может доказывать, что логично вымыть рот малыша, который говорил грязные слова, ее сын почувствует себя грязным, униженным и сердитым. Другие родители создают последствия, которые наказывают. «Поскольку ты вчера напрудил в постель ночью, тебе сегодня нельзя ничего пить после полудня» или «Раз ты ничего не ел за обедом, тебе не дадут есть до завтрака», или «Ты меня ударил, и я тебя укушу». При таких последствиях дети чувствуют обиду и могут даже восстать. Они будут фокусировать свое внимание на жестокости родителей, а не на изменении своего поведения.
Спокойные, деловые, дружеские отношения в семье важны для решения вопроса о следствиях и их реализации. Естественное следствие отказа надеть пальто, когда на улице холодно, - простуда. Логическим следствием невыполнения домашних заданий может быть запрет просмотра любимой телевизионной программы. Естественное следствие того, что грязная одежда не сложена в корзину, - тот факт, что она не будет выстирана. Такие следствия не унижают и не причиняют физической боли. Зато они помогают детям учиться делать выбор и быть ответственными.
Привлекайте детей к принятию решений при любой возможности
Некоторые родители составляют программу естественных и логических последствий, не привлекая детей к принятию решений. Это вполне может вызвать у последних чувство обиды и упрямство. Вместо этого вам стоит использовать эту возможность, чтобы вместе с детьми поработать над этим вопросом, давая им почувствовать, что их ценят и уважают. Например, если ваши дети спорят из-за телевизора, вы можете сказать: «Кажется, вам трудно мирно решить, какую программу смотреть. Мне не хочется на вас кричать и я хочу сделать вечера более приятными для всех нас. Вы можете решить: или выбирать программы по очереди или не смотреть телевизор вообще. Что лучше?» Привлечение детей к выбору последствий уменьшает их стремление испытать ваши силы при возникновении проблем и поощряет сотрудничество.
Будьте дружелюбны и позитивны
Иногда родители подрывают эффект метода последствий, сердясь на детей и критикуя их за отсутствие ответственности. Это препятствует достижению цели, состоящей в том, чтобы дети получили возможность посредством опыта открывать негативные последствия своего поведения. Более того, гнев и неодобрение могут усилить плохое поведение.
Важно быть дружелюбным и положительным, готовым довести следствия до завершения и игнорировать протесты и просьбы детей. Если они отказываются принять последствия, вы должны использовать тайм-аут или лишение привилегий. Помните, ваши дети попытаются испытать границы допустимого - будьте готовы к такому испытанию. Важно не читать нотации, не критиковать детей и не выражать им сочувствия после наступления следствия. Вместо этого, когда оно совершилось, детям нужно предоставить новую возможность добиться успеха.

Последствия должны быть подходящими
Иногда родители изобретают последствия, которые длятся слишком долго и имеют характер наказания. Например, семилетний Бен катается на своем велосипеде по дороге, хотя ему было сказано туда не выезжать и кататься перед домом. Логическое последствие его поведения состоит в том, чтобы убрать велосипед под замок.
Однако запереть велосипед на месяц - это слишком. И это обязательно вызовет у Вена чувства обиды и упрямство. Более того, это лишает его новой возможности быть ответственным, катаясь на велосипеде. Хотя большинство родителей считает, что чем длиннее и строже наказание, тем оно действеннее, на самом деле все наоборот.
В данном случае лучше было бы запереть велосипед на сутки и затем предоставить Бену возможность добиться успеха в обращении с ним. Если четырехлетняя Кэти рисует мелками и начинает раскрашивать кухонный стол, логическим следствием может быть ультиматум: «Если не можешь рисовать только на бумаге, я отберу мелки». Если она будет по-прежнему раскрашивать стол, тогда родителям придется это сделать. Однако мелки необходимо ей вернуть спустя полчаса, тогда у нее будет возможность пользоваться ими правильно. Принцип состоит в том, чтобы следствие было немедленным, коротким и существенным, а затем нужно быстро дать ребенку возможность сделать новую попытку и добиться успеха.
Не забывайте, что метод последствий как всякая воспитательная методика требует времени, планирования, терпения и повторения. Больше всего для этого нужно спокойное, уважительное отношение к ребенку.
Подводя итоги...
· Последствия должны соответствовать возрасту ребенка.
· Убедитесь, что вы можете осуществить намеченное.
· Последствия должны быть немедленными.
· Заранее предоставьте ребенку выбор последствия.
· Последствие должно быть естественным и не превращаться в наказание.
· При любой возможности привлекайте ребенка к принятию решений.
· Будьте дружелюбны и позитивны.
· Применяйте короткие и существенные последствия.
· Быстро предоставьте ребенку новые возможности чему-то научиться и добиться успеха.
К содержанию