Невероятные годы. Детское непослушание
Incrediblе УearsПРОБЛЕМА 5. Детское непослушание
Половина девятого, четырехлетней Ли пора идти спать. Ее родители в гостиной разговаривают с друзьями, а Ли играет на полу кубиками. Ее отец говорит: «Лапушка, время идти спать». Она продолжает играть, как бы не слыша его. Он повторяет свое требование более строго: «Уже поздно, тебе давно пора спать. Пожалуйста, иди укладываться». «Нет, я не устала, - отвечает Ли, - я не хочу спать!» Отец Ли чувствует свою беспомощность и думает: «Если я буду настаивать, она устроит скандал. Может, надо ей позволить остаться здесь до ухода друзей». Но он решает убедить дочь: «Ты знаешь, что если не ляжешь спать сейчас, то не выспишься. Давай, будь умницей, иди готовиться ко сну». Ли отвечает: «Я не устала. Не пойду!» Тогда ее мама сердито говорит: «Если ты сейчас же не пойдешь спать, тебе будет плохо!» А сама при этом думает: «Если бы Рэймонд не уступал ей все время! Нужно, чтобы она усвоила, кто в доме командует». Тем временем заупрямившаяся Ли, у которой слипаются глаза, кричит: «Но я не устала. Я не хочу спать».
День Ли заполнен подобными стычками с родителями. Они вспыхивают в связи с любыми простыми делами: сборами в садик, надеванием носков и ботинок, выходом из дома или уходом из парка. К середине дня Рэймонд обычно совершенно измотан и то уступает ей, то наказывает, в зависимости от ситуации и наличия у него сил. Мама Ли, которая обычно приходит домой за час-два до того, как дочь ложится спать, не понимает, почему он не вводит жесткие санкции за непослушание. Критика жены ухудшает ситуацию, заставляя отца чувствовать еще большую злость, отсутствие поддержки и собственную некомпетентность.
Почему это происходит?
Непослушание или невыполнение требований является отказом выполнить просьбу или приказ другого человека. Такое поведение - часть обычного и нормального развития ребенка. Временами все дети не слушаются и отказываются выполнять правила, установленные родителями. Пик непослушания приходится на «ужасных двухлеток» и обычно снижается в последующие годы. Тем не менее исследования показывают, что нормальные дети четырех-пяти лет выполняют примерно два родительских указания из трех. Поэтому надо смотреть на непослушание как на здоровый признак того, что ребенок стремится к независимости, а не как на отражение беспомощности родителей или намеренное манипулирование со стороны детей. Однако слишком часто случайное непослушание приводит к длительным схваткам и противоборству, которые могут приучить детей противиться почти всем требованиям взрослых.
Некоторые дети, упорствующие в непослушании, живут в семьях, где мало правил. Их родители могут быть в высшей степени покладистыми, не любящими говорить «нет» и не следящими за исполнением своих требований. С другой стороны, непослушание может расти в семьях, где слишком много правил или требований и необоснованно сурова дисциплина. В таких домах дети каждую минуту получают команды от родителей, большинство из них не нужны, а их выполнение не отслеживается. Другой тип ситуаций, когда непослушание превращается в проблему, касается родителей, которые мечутся между уступками непослушному ребенку и упрямым настаиванием на своем. В приведенном выше примере отец Ли уступает, тогда как ее мать реагирует чрезмерно. Любой из этих подходов приводит к усилению непослушания. В сочетании они не дают ребенку возможности научиться послушанию.
Что делать
Сократите количество требований до самых необходимых. Заранее решите, какие указания необходимы. Решив отдать указание, обязательно будьте готовы довести его до конца, пока дети не сделают того, что им велено. Более того, убедитесь, что ваши правила, указания или ожидания реальны и соответствуют возрасту ребенка. Избегайте напоминаний, поскольку это приучает детей к тому, что вы не ожидаете быстрого послушания.
Отдавайте четкие, конкретные, позитивные указания. Формулируйте ваши требования четко и уважительно, точно и ясно укажите, какое поведение вы ожидаете от ребенка. Хорошими примерами могут быть такие команды: «Иди медленно», «Пожалуйста, иди спать», «Говори тихо» и «Пиши фломастерами только на бумаге, пожалуйста». Команды типа «делай» конкретизируют поведение, которое вы ждете от ваших детей.
Избегайте отдавать нечеткие, негативные указания и требования, содержащие критику, например: «Будь умницей», «Успокойся», «Посиди спокойно хоть раз в жизни», «Не ешь как поросенок» и «Заткнись». Если дети чувствуют, что вынуждены защищаться, или что их считают неумехами, они будут менее склонны вас слушаться. Также избегайте придавать требованиям форму вопроса: «Ты не хочешь пойти спать сейчас?» или «Почему бы тебе не вынести мусор?» Здесь присутствует выбор, и в таких случаях дети предпочитают не слушаться. Пробуйте отдавать указания с четко обозначенными альтернативами или выбором: «Тебе нельзя смотреть сейчас телевизор, но ты можешь помочь мне испечь хлеб» или «Играй в доме тихо или пойди играть на улицу». И не забывайте произносить требования позитивно, как будто вы уверены, что дети их исполнят. Когда подается такой сигнал, более вероятно, что дети будут сотрудничать.
Если есть возможность, давайте детям запас времени. Некоторые родители ждут от детей мгновенного послушания. Однако дети, как и взрослые, вряд ли могут резко прервать интересующую их деятельность. Если вы прокричите свое требование сыну, который полностью чем-то поглощен, скорее всего, он запротестует и расстроится. Напоминание или предупреждение, сделанное до того, как требование поставлено, помогает детям осуществить такой переход. Например, вы можете сказать: «Через пять минут настанет время идти спать» или «Когда дочитаешь эту страницу, надо будет накрывать на стол».
Хвалите послушание. Не воспринимайте послушание, как нечто само собой разумеющееся, и не игнорируйте его. Каждый раз, отдан указание, подождите 5 секунд. Если дети делают то, о чем вы попросили, выразите удовольствие и одобрение. Характерно, что родители обращают внимание, когда дети не слушаются, и игнорируют их послушание. Хитрость заключается в построении ситуации так, чтобы дети получали больше внимания, когда выполняют требования, чем тогда, когда они их не выполняют.
Составьте поддерживающие программы. Вы можете помочь детям быть более послушными, составив программу поощрений, по которой они будут получать очки или наклейки за каждое исполненное требование. Эти очки или наклейки можно собирать и позднее обменивать на вещи из списка поощрений. Можно выбрать какое-то время дня для осуществления программы, например, от пяти до восьми вечера, когда у вас есть возможность контролировать поведение детей, или вы можете составить программу для конкретной ситуации, например при укладывании спать или уборке игрушек.
Используйте тайм-аут как следствие. Тайм-аут является эффективным методом обучения послушанию детей, особенно в возрасте от 2 до 8 лет. Сначала объясните детям, за какие проступки будет назначаться тайм-аут. Например, родители Ли могли бы представить программу так:
«Ли, ты многое хорошо делаешь дома, но у нас есть одна проблема с тобой; ты часто не делаешь того, что мы просим тебя сделать. Мы собираемся помочь тебе, отправляя тебя в тайм-аут каждый раз, когда ты не слушаешься. Тебе нужно будет просидеть на стуле в углу комнаты четыре минуты в тайм-ауте. И ты должна как минимум две минуты из них просидеть тихо перед тем, как слезть со стула. Мы хотим также давать тебе наклейку каждый раз, когда ты сделаешь то, что тебе говорят. Потом ты сможешь обменять свои наклейки на то, что захочешь.»
В такой программе родителям придется следить, когда дети не выполняют требования, и затем осуществить тайм-аут как последствие. Допустим, что вы родители Ли. Начните с точного позитивного указания и затем подождите 5 секунд, послушается ли она. Если да, похвалите и дайте наклейку. Если нет, повторите требование и предупредите, что ей придется уйти в тайм-аут, если она не послушается. Подождите еще 5 секунд и посмотрите, как она поведет себя. Если она послушалась, поощрите ее послушание похвалой и наклейкой. Если она не послушалась, отведите ее в тайм-аут. Когда тайм-аут закончится, повторите начальное требование. Если она на этот раз его выполнит, похвалите и дайте ей наклейку. Если она опять не послушается, повторите всю процедуру с начала.
Будьте готовы к испытаниям. Помните, все дети подвергают испытанию требования и правила родителей, особенно если раньше они проводились непоследовательно. Это нормальная часть поиска независимости и самоуправления. Поэтому будьте готовы к некоторому сопротивлению и пытайтесь игнорировать мелкие протесты, иначе вы можете увязнуть в контраргументах. Позвольте детям поворчать, когда они подчиняются правилу, которое не доставляет им удовольствия. Хотя вы и можете помочь детям научиться исполнять то, о чем их просят, но не можете ожидать, что они всегда при этом будут безмерно счастливы.
Создавайте образец послушания с другими взрослыми и с вашими детьми. Ключ к воспитанию сотрудничества у детей заключается в том, чтобы родители сами не были ни слишком уступчивы, ни авторитарны. Не бойтесь устанавливать необходимые правила, отдавать указания и прослеживать их до конца в уважительной манере. Конечно, правила и требования должны уравновешиваться теплотой, похвалой и отзывчивостью к нуждам ребенка. В сцене, открывающей главу, Рэймонд должен знать, когда стоит отдавать указание, как избежать занудства и как довести требование до конца, если Ли не слушается. С другой стороны, его жене необходимо понять, что непослушание является частью нормального поведения ребенка, а не свидетельством воспитательской некомпетентности ее мужа. Это может помочь ей быть менее строгой и не требовать от ребенка немедленного послушания. Обоим родителям следует больше поддерживать друг друга и знать, когда стоит откликнуться на потребности ребенка. Помните: создание модели нужного вам поведения является одной из лучших обучающих методик. Например, если мать зовет семью к столу, а ее муж не идет, потому что ему нужно сначала закончить свои дела, то он создает модель непослушания. Или если отец просит семью помочь ему сгрести листья во дворе, а жена говорит, что придет через минуту, но так и не приходит, она демонстрирует непослушание. Если один родитель игнорирует просьбы другого, дети тоже усваивают это. Поэтому важно, чтобы вы давали образец послушания в отношениях со своим партнером и детьми, а также создавали позитивное настроение при исполнении требований.
Учитывайте темперамент вашего ребенка. Некоторые дети более своевольны, упрямы и импульсивны, чем другие. Иногда такие дети вызывают у родителей чувство беспомощности. Однако они вырастают и часто становятся творческими, энергичными и целеустремленными людьми. Если у вас есть такие дети, вам надо почаще уединяться, устраивать себе личный таймаут и подзаряжать себя энергией, чтобы ее хватало на удовлетворение особых запросов таких детей.
С дугой стороны, от 8 до 10% нормальных мальчиков и примерно 3% девочек дошкольного и раннего школьного возраста являются «трудными по темпераменту - то есть они очень активны, импульсивны, невнимательны, возбуждаемы, легко отвлекаются, быстро поддаются разочарованию, не способны ждать иди работать ради будущего поощрения. Возможно, некоторым из этих детей ставят медицинский диагноз - синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). СГДВ - одно из распространенных нарушений развития, особенно для мальчиков: на каждую девочку приходится 4 мальчика с диагнозом СГДВ. Ученые полагают, что плохой самоконтроль и гиперактивность вызваны отставанием в развитии мозга или нервной системы. Часто взрывной темперамент и малый объем внимания являются наследственными. В большинстве случаев эти проблемы не зависят от стиля воспитания или среды. Только очень небольшой процент детей с СГДВ реагирует таким образом на хаос в доме или строгую дисциплину. Из-за своих недостатков таким детям несколько дольше, чем другим, нужен контроль родителей и четкие правила поведения.
К содержанию