Дети и Игрушки)))
Детская игрушка: развлечение или судьба?
Присмотревшись внимательно к детским играм, мы можем глубже и тоньше понять характер ребенка и отчасти предсказать его будущие увлечения и пристрастия.
Игра для ребенка важнейшая часть жизни, а его игрушки - важнейшая часть окружающего материального мира. Играя, ребенок учится действовать и мыслить, а всякая манипуляция с игрушкой - прообраз его будущих отношений с миром.
Давайте совершим небольшой анализ во взаимосвязи предпочитаемых игр и жизненного сценария детей.
Ребенок любит мастерить поделки из природного материала и охотно использует в игре бытовые предметы, наделяя их разными функциями. Например: карандаш становится градусником или деталью постройки, а обычная палка превращается в рыцарский меч и т.п. Это означает явное преобладание конструктивного творческого мышления, стремление приспособить окружающий мир к своим потребностям и интересам.
Если же игрушечный пистолет явно похож на настоящий, а спичечный коробок или наперсток не признается заменой игрушечной посуды и т.д., значит мышление ребенка более приземленное, конкретное, привязанное к заданным условиям. Люди такого склада часто бывают добросовестными исполнителями, умеющими приспосабливаться к требованиям жизни. Однако они нередко теряются при решении нетривиальных задач с отсутствием четко заданных условий.
Ребенок, который предпочитает игры с конструкторами, упорно и досконально следует схеме сборки конкретных сооружений, скорее всего, вырастет человеком, который предпочитает привычный ход событий и не любит неожиданностей.
Оригинальные постройки, наоборот, свидетельствуют о тяге к экспериментированию. К тому же ребенок, который задумывает какую-то постройку без схемы-опоры, вполне уверен в своих силах. Впрочем, такая уверенность может быть и чрезмерной.
Любители пластилина в детстве, во взрослой жизни будут стремиться к постоянному усовершенствованию, причем будут стараться, не ограничиваясь фантазиями, создавать своими руками новую реальность.
Равнодушие к пластилину выдает основательность мышления, стремление оперировать четкими, а не расплывчатыми формами.
Спортивные игрушки, главные среди которых мяч, предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям. Такие люди, что-то задумав, стараются действовать быстро и решительно.
Мягкие игрушки мишки, собачки, зайчата - а также всевозможные куклы считаются игрушками для девочек. Конечно, если мальчик проявляет повышенный интерес к игре в куклы, тут, возможно, есть повод насторожиться: в качестве мальчика (скорее всего по вине родителей) он чувствует себя не очень уютно. Однако многие мальчики, особенно в младшем возрасте, охотно играют с мягкими игрушками. И это нормально. Позднее их замен ять солдатики - по сути те же мальчишеские куклы.
Любовь к игрушкам - копиям живых существ и сказочных героев выдает активную ориентацию ребенка на эмоционально насыщенное общение. Ребенок, ориентированный на эмоциональную сторону отношений, как правило, имеет достаточно друзей. Не исключено, что судьбой ему предназначено изучать человеческую природу.
Особо выделим так называемые агрессивные игрушки, главным образом копии оружия. Мальчишки испокон веков играли в военные игры. Это естественно: в игре растущий человек стремится освоить формы поведения взрослых, приобщиться к образцам
мужественности. А воин - это утвержденный веками идеал мужчины.
Пластмассовый пистолет - это всего лишь игрушка. И манипуляции с ним в разумных пределах полезны для формирующейся личности мальчика. Однако выход за эти пределы должен настораживать. Чрезмерное пристрастие к стрельбе - пускай и понарошку - скорее всего свидетельствует о каких-то внутренних психологических конфликтах, не находящих иной разрядки, кроме как символического «пиф-паф, ты убит!».
Следует обратить внимание, в кого чаще всего целится юный стрелок. Если в сверстников, то, вероятно, он не вполне удовлетворен тем, как складываются его отношения с ними. Если в родителей, то, значит, их воспитательные установки он приемлет с напряжением и неудовлетворением. Если же вообще во все на свете, то тут мы имеем дело с общей неприспособленности к миру, который ребенок неосознанно воспринимает как враждебный и потому стремится ответить встречной агрессией.
Не имеет смысла ограничивать ребенка в одних играх и навязывать ему другие. Лучше присмотреться к его склонностям и интересам, которые и отражают его подлинную природу. 