Николка
НиколкаС Колей мне очень повезло. Я познакомилась с ним через неделю после его рождения. Думала, что когда первый раз встретимся, я буду осторожна. Надо, чтобы он ко мне привык, новый запах, новая тетка. Как отреагирует. Но через час я поняла, что на привыкание времени нет. Колина мама была совершенно неумелой, бабушка еще более неумелой. Он ревел, ревел, они его качали, качали. Пришлось брать его в свои руки. Одно движение, другое. Лягушечка, массажик, теплая пеленочка, газоотводная трубочка и все стало отлично. Реветь перестали быстро. Я искала, что ему больше всего понравится, какое положение, движение. Так что мы быстро с ним подружились.
Вот одна из моих любимых фотографий того времени
Так вышло, что нам пришлось прожить с Колей и его мамой в одной квартире целый год, вместо запланированного месяца. Не могли оформить долго российское гражданство. Только на подачу документов очередь была в несколько месяцев. А жили мы в ПМР (Приднестровская Молдавская республика, Бендеры). Я детский психолог, работаю с детьми всю жизнь. Хотя первое образование несколько иное - инженер преподаватель строительных дисциплин. Но в 18 лет я встретилась с Б,П. Никитиным и это перевернуло все мои представления о развитии детей.
Первый мой эксперимент - моя племянница - был удачный. Игры Никитина оказались мощным фактором развития. Так что, когда родился сын, я уже точно знала, что надо делать. Но не все было так гладко, как хотелось бы. Знаний было мало, общения мало. Когда сыну было полтора года, оказалось,что у него бронхиальная астма. Аллергия на все, что только можно придумать. О садике сразу пришлось забыть. А ведь это время было голодное, муж ходил на работу, только ничего не получал. Да и общение сыну было нужно.
Так и получилось, что сначала приходили дети, чтобы было общение, потом, чтобы заниматься. А потом пошла уже получать второе образование по психологии. Так что Коле уже повезло гораздо больше. Игрушек у меня залежи, всякие карточки. Все, что я знала, все было в его распоряжении. А он готов все поглощать.
Я с ним попробовала очень многое и гораздо раньше, чем можно было предположить. Раньше не подозревала, что неваляшка, это игрушка для ребенка до 6 месяцев. Именно тогда она интересна и полезна. Юла лучше всего подходит от 6 до 8 месяцев. Во всех умных книжках, которых я прочитала целый вагон, написаны вещи, которые не совсем соответствуют действительности.
Коля читает и считает, но на мой взгляд, это совершенно не самое главное, что он может. Намного важней - его игра. Я редко встречаю детей, которые могли бы так развернуто, долго, полноценно играть. Его игры - вот то чудо, которое можно наблюдать, вот то, чего мы достигли. Он может построить из кубиков целый город, возить машинки, машинки перевозят разные товары, могут появиться в игре звери, они едят, потом происходит что-то, сегодня прилетел самолет, что-то привез. Он все это обговаривает. А ведь ему завтра будет только 2 года и 9 месяцев.
Второе - его вопросы. Они выстраиваются в целую цепочку. Это не вопросы по привлечению внимания. Это вопросы о самых разных явлениях. Почему? - вот самый частый вопрос последнее время. Сегодня вышли из дома, смотрит на дверь и спрашивает: - Почему дверь так медленно закрывается?
- Там стоит доводчик, поэтому медленно. - ответила я.
- А зачем медленно, пусть бы быстро закрылась.
- Чтобы не хлопала и чтобы была закрытой, ведь стоит кодовый замок.
- А зачем замок?
- Чтобы чужие не заходили.
- Почему не надо, чтобы чужие заходили?
- Чтобы был порядок в подъезде.
- А зачем нужен порядок?
Вопросы бесконечны. Сегодня мне повезло, проехала машина и отвлекла на себя. Но про машины он уже знает много и вопросов меньше. Но именно вопросы меня радуют больше всего.
Детские вопросы, это огромная отдельная тема. Как отвечать так, чтобы не затух интерес ребенка? Можно отвечать подробно, но ребенок не поймет всего того, что ему говорят. Можно отмахнуться и ребенок перестанет спрашивать. Можно всегда отвечать в меру подробно, но ребенок не научится сам искать ответы. Получается, это сложная тема - как отвечать на детские вопросы. Чувство меры, вот что должно быть у взрослых. В меру подробно. Иногда вопрос надо вернуть ребенку: "А ты как думаешь?" Но не слишком часто, пока ребенок мал.
Мы придумали разные пути нахождения ответа. Можно даже сделать карточки.
- спросить маму, папу, взрослого
- посмотреть в книге, в энциклопедии (мама же не все знает)
- посмотреть в интернете
- посмотреть презентацию (у нас их целая коллекция по разным темам)
- подумать, провести эксперимент.
Коля очень интересный и я надеюсь, что дальше все будет только интересней.
А это Коля сегодня, уже такой большой