Б - чтение детям 4- 10 лет?
Мощным строем надвигаются на наш кошелёк любимые книги детства.
Детские издательства идут на принцип: "Что ни есть в печи, всё на стол мечи!"
Уточнение: давайте сразу устраним возможное недопонимание и продолжим метафору - в печи помои не держали. Так что на стол попадает самое-самое.
Расширяют программы переизданий детских книг и те издательства, что ранее не заморачивались детлитом, но умеют держать нос по ветру.
А здравый смысл всё твердит читателю/ покупателю: "Много хорошего - это не к добру"
Разберёмся по порядку.
Что именно хорошо?
У книги есть вечные, неотменимые развитием читалок, достоинства:
- вещность (текстура, цвет, запах, формат, расположение текста и рисунка и сотня других особенностей),
- неизменность (никакая читалка не даст такого надёжного чувства контроля: ты решаешь, какую страницу открыть, и она будет именно такой и на том самом месте в книге, какой и где ты её оставил в последний раз, т.е. все качества вещности изменяешь только ты сам. Потому-то человек с трудом делится той книгой, которую он читает. И чем младше человек, тем труднее ему поделиться),
- удобная для запоминания постраничная организация (прокручиваемый на экране тест хуже запоминается, т.к. в книге запоминается не только текст, но и его расположение на странице),
- дети контактируют через книгу не с каким-то читателем, а с тем близким, кто им читает. А он может спорить с текстом, задавать вопросы, приводить примеры со сходной ситуацией, но решаемой как-то иначе - т.е. взрослый расширяет пространство текста, учит ребёнка пользоваться книгой по-взрослому, как средством постижения реального мира.
П.Басинский, например, в одном интервью сказал: "Литература - основа сложного мышления человека"
Те книги, что мы любили в детстве и от которых не плюёмся при перечитывании, вполне способны стать такой основой для наших детей.
Чем именно хороши переиздания книг времён очаковских и покоренья Крыма нашего детства?
Количество книг порождает требования к качеству.
Качество печати переизданий обычно отличное, детлит -это вам не детективы, где бумага ещё вчера была сортирной, поэтому сегодня буквы под пальцами смазались: родители строго следят за безопасностью детских изданий.
Иллюстрации напечатаны даже лучше, чем помнится с детства.
Почему же тогда есть тревожное предчувствие, что это не к добру?
Переиздадут сейчас классику с мелкими огрехами и останутся эти огрехи лет на 30-40, до нового вала переизданий. И это в лучшем случае.
Худший случай: "кому они будут нужны, эти книги, хоть с огрехами, хоть без?" - сегодня не рассматриваем.
О каких огрехах речь? Как ни смешно, об отсутствии новых достоинств, необходимых при конкуренции с компьютером.
У разумных родителей книга с компьютером за их детей до детсадовского возраста (3-4 года) не конкурирует, т.к. именно для малолеток так важны перечисленные выше достоинства бумажной книги.
Для них ещё нет деления книг на познавательные и развлекательные: если дитя родителю доверяет, а тот читает ему книгу, значит, делает вывод дитя, для родителя важно, чтобы я это знал. То есть, книга несомненно познавательная. Дитя, конечно, так не формулирует, но что-то подобное ощущает.
Сказки, былины - тоже познавательные, позволяют познать самого себя, людей вокруг. Например,
Это же сколько ерунды печатается для детей, и родитель не должен купиться на красивую обложку, яркие картинки, необычный формат и другие завлекалочки, чтобы не опозориться перед ребёнком! Утешает то, что дитя снисходительно к нашим мелким глупостям. Вот станет подростком, тогда всякое лыко в строку; может, даже припомнит случайные дурацкие книжки из своего детства.)
Для детей такого возраста то, что было хорошо для нас маленьких, тоже вполне пригодно.
Только детство у наших отпрысков уже не советское, родители уже знакомы с качеством детских книг, издаваемых в других странах ("Отсюда с левшой и пошли заграничные виды").
Можно ли, например, улучшить необыкновенной красоты книгу ?
Для нас маленьких - нет. А для наших детей можно: издайте на картоне с закруглёнными краями, чтобы дитя само листало и не рвало. Так ведь нет. Книга издана так, что если книгоиздание не изменится, лет через 5 её надо будет искать у букинистов.
В любом случае, такие книги много лучше, чем изданные на картоне новоделы расцветки "вырви-глаз" или переводные книжки с применением необычайных для нас типографских техник, но со стихами, что в переводе лишились рифмы, ритма, смысла.
Средняя школа (дети 11 лет и старше) обходится без советов взрослых, в лучшем случае может обсудить с родителями то, что советуют сверстники (и это не обязательно книги).
Но в детских головах встречаются самые странные представления о советском детстве; порой они уверены в нашей необыкновенной начитанности, так что надо быть наготове и не пропускать детско-подростковые книжные новинки. Их часто издают бестолково: голый текст, да и тот корявый, плоский.
"Старинки" тоже "шлёпают" бездумно, на плохой бумаге. Расчёт на обязательную школьную программу и родительскую ностальгию. Интересные издания нужно ловить и знать чуть больше, чем написано в книге, включая комментарии ("Попробуйте, вам понравится"С. Ведь здорово, глядя на обложку, произнести про себя, не вслух: "Старушка милая жила..." и далее по тексту.)
Перечитайте книги, к которым вы были нежно привязаны в детстве. Иногда (мягко сказано, вообще-то чаще всего) у вас на второй странице начнётся зевота. И не надо оправдывать такую книгу тем, что она направлена на детей определенного возраста. "Хорошие книги хороши для всех."
Попробуйте стереть пыль с "Винни-Пуха", Хэрриота,"Федота-стрельца". На сколько минут вы зависните с тряпкой и открытой книгой в руке?
Даже непонятно, стоит ли детям средней школы советовать что-то особо художественно изданное. Интересно, кто-нибудь из подростков дочитал эту книгу? Не завязнет ли он в прибамбасах?
Но что точно стоит сделать и для подростков, и для той сложной категории, которую мы пока пропустили (4 - 10 лет), так это с умом подойти к изданию каждой книги.
Кто спорит, без ума вообще лучше ничего не делать, в т.ч. и книги не издавать, но от безумных (тупых, скучных, безобразно оформленных/ изданных) книг для 4-10-летних наибольший урон!
Вот для кого каждая книга - отдельный собеседник!
И если родители предлагают в собеседники каких-то недоумков, то ребёнок делает нелестные выводы и о пользе чтения, и (немного позже) об уме родителей.
Именно в этом возрасте ребёнок укореняет себя во времени, пространстве, семье, детском саду/ школе.
Как помочь ему развить эту "корневую систему", дать ему вырасти уверенным в своих знаниях и представлениях?
Будем, как и прежде, считать каждую книжку, которую читаем с ребёнком, познавательной литературой.
Не научно-популярной, а познавательной.
Просматривая книгу перед покупкой/ прочтением, задаём себе вопрос: что она поможет познать ребёнку, на какую способность она нацелена? При этом помним, что талант попадает в выбранные им цели, а гений - в те, что не видны обычному человеку.
Не сомневайтесь в себе, присутствие гения определяется нами и нашими сверстниками довольно точно: кто из нас не бормотал на днях: "Октябрь уж наступил, уж роща отряхает..."; хотя уже и учительниц нет рядом, не проверит никто, и слова вроде бы обычные, а ритм и картины завораживают - организм определил наличие гения.
Главная способность (и до того-то шло сплошное беспримесное имхо, а далее - тем более), которую нужно помочь развить - способность быть счастливым не разрушительным, а созидающим себя и других образом.
Это легче получится, если ребёнок будет чувствовать себя
(любимым, конечно, но это зависит в первую очередь не от него, а от родителей)
уверенно: где бы он не оказался, он знает, как вести себя. В том числе знает, когда звать на помощь.
Посмотрите на Винни-Пуха, Алису, Муми-тролля: они достаточно глубоко знакомы с окружающим их миром и с прямо-таки неистовым упорством продолжают исследовать его дальше.
Значит, на развитие познавательских способностей и направлены "Винни-Пух", "Алиса", "Муми-тролль".
А ещё на умение общаться с друзьями/ знакомыми так, чтобы вместе получить новые знание/ умение/ продукт. Т.е. вместе с познавательскими способностями развивается и социальная компетентность.
Для узкого круга общения этого достаточно.
Но чем шире мир, в котором живёт человек, тем надёжней ему нужны координаты - времени и пространства.
Узкий круг общения не так удобно, интересно и разнообразно постигать без книг, как с их помощью, но всё-таки возможно.
Знание о широком, взрослом мире будет сильно обеднено, если знакомиться с ним без помощи книг. (Т.е. будет возможность вырасти хитрым, но вряд ли удастся вырасти умным.)
Что можно сделать родителям для задания такой сетки координат?
Задать стрелу времени и дать в руки географические карты.
Посмотрите, все 3 перечисленных выше героя постоянно пытаются выйти за пределы своего обычного мира и понимают, что некоторые знания прежнего мира в новых пределах уже не работают.
Т.е. та одежда, еда, дома, правила общежития, что годятся в одних условиях, в других просто вредны. (Попутно спрошу: можно ли быть военным гением всех времён и народов и отправить армию на Москву так, как будто она в Египет собралась? Или гению тоже свойственна чистота интересов, но ему потребны не книги без карт, а карты без книг?)
Большинство знаний обесценивается без "привязки к местности".
Например
Есть у меня узконаправленный интерес (ещё один), даже каяться не буду, просто есть - к географическим картам.
Возраст слушателей "Колобка" и "Репки" ещё позволяет обойтись без карт.
Возраст "Гарри Поттера" позволяет надеяться на самостоятельные поиски; благо, прочитав книгу, ребёнок уже знает, что искать.
Например,
А вот тем, кто постарше "Колобка" и помладше Гарри Поттера - с трёх до десяти - карты крайне нужны.
И если всё-таки на этот возраст попал интерес к Паддингтону, будем искать карту стабильных морских маршрутов из Перу в Англию и распечатаем на ч/б принтере. Выглядеть она будет так себе, но зато из книги не исчезнет, когда ребёнок будет читать продолжение.
Есть, конечно, культура обращения с пространством в книгах, сделанных на энциклопедическом уровне:
откройте, например, стр.7 в этой книге (Екатерина Завершнева: http://www.labirint.ru/books/310775 Мы живем в каменном веке: энциклопедия для детей)
или стр.8 в этой (Завершнева, Суслова: http://www.labirint.ru/books/310769 Мы живем во дворце Минотавра: энциклопедия для детей)
Да-да, это книги из раздела "Познавательная литература для детей". Но мы уже обсуждали, какая литература для детей - познавательная.
Карты сегодня необходимы всем, мало кто живёт в селе и не стремится за околицу.
Города растут, меняются и за пределами своего района приходится ориентироваться по карте, будь она хоть на бумаге, хоть в навигаторе - и это в родном городе.
Сколько бывает родных городов? 2-3? А остальные? Пусть страна остаётся terra incognita?
Хотите, чтобы карты были красивые, понятные, их можно было посмотреть с ребёнком и убедиться, что вас не на помойке нашли? Вашему желанию уже идут навстречу
Хорошо бы министерству образования не искать, чего с чем слить и не ждать, какая от того реакция пойдёт (представляете, если бы дети так себя вели на уроках химии?). Хорошо бы ему не заниматься новациями в образовании (реформы/ директивы/ проверки), а помочь обучению: выделить детским издательствам субсидии на точные, чёткие карты в детских книгах. Ненуачо, слияние школ затевалось для экономии, так и направьте сэкономленное на детях на их обучение!
Во многих книгах конкретно указано, где происходит действие. Пусть дорогие издатели разместят карты на форзаце. Чиновники пусть озаботятся, чтобы субсидии не выделялись только на те книги, в которых географические координаты места событий не указаны/ указаны с точностью до "некоторого царства".
Если вы, очень дорогие издатели (да не смущайтесь вы так, глядите сразу на выставленный ценник!), взялись печатать былины и надеетесь книгу продать, разместите на форзаце карту с селом Карачаровом. И не экономьте: Москву на левой половине форзаца, Владимирскую область с Муромом - на правой. Нахзац крупно - Муром с тем микрорайоном, где прежде Карачарово стояло.
Иначе получается как в песенке из телекапустника начала 90-х:"Щуп-щуп-щуп, а где ж страна родная?" Не задолбало под собою не чуять страны?
Конечно, знакомство со страной по карте напоминает миниатюру Райкина: "Ребёнок родителей не видел, но он о них знал: бабушка рассказывала, фотокарточки показывала" А всё же лучше так, чем никак.
Вы не поверите, а ведь начинался пост со встреч с прекрасным - попался в руки "Садко" со Спириным:
Из бескрайнего Ильмень-озера вышли в просторную Волхову-реку,
оттуда выплыли в глубокое озеро, что зовётся Ладожским.
Из того славного озера путь лежал в широкую Неву-реку.
А там уж прямиком в безбрежное синее море.
И если зарубка на стреле времени есть: стр. 10 "О Содко есть упоминание в Новгородской летописи в 1167 году", то карты ... щуп-щуп-щуп, а где ж страна родная?