Игра для развития слогового чтения "Бу-зе-бо-ду"))
Очень уж тяготеем мы в семье к настольным играм. В настоящий момент в распоряжении Агаты их около 40, а в планах у меня... точно не меньше 70))) Однако не все желаемое удается найти, и частенько мы с дочкой делаем себе игры сами.
Так, мне явно не хватало пособия, с помощью которого можно было бы увлечь Агату прочитыванием слога сразу, а не путем складывания букв: М... А... - МА. В сети я нашла много советов по использованию слоговых таблиц, но мне нужна была именно настольная игра, поскольку для дочери - это лучший способ получать знания такого рода. Поэтому и родилась игра, которую мы назвали "Бу-зе-бо-ду" (это все из-за одной карточки, на ней получилось такое заклинание). Ниже придуманные нами с дочкой правила и файлы для распечатки.
Наконец дорисовали все изображения, распечатали и заламинировали их, попробовали сыграть пару раз. Результат меня удовлетворил, поэтому могу делиться нашим материалом. Сразу замечу: игра больше обучающая, нежели азартная, и взрослым придется делать скидку, ведь читают они гораздо лучше и быстрее ребенка.
Материалом для игры служат:
1) 24 маленькие карточки с изображениями волшебных предметов и первых слогов, на которые начинаются названия данных предметов:
- для доброй феи: туфелька, замок, карета, зубы, подарок, семечко, перо, бабочка, палочка;
- для злой феи: нож, сова, метла, монстрик, сапоги, мусор, бомба, зеркало, таракан;
- общие предметы для обеих фей, назначение которых может быть как добрым, так и разрушительным: мантия, дудочка, кольцо, сундук, булавка, кувшин.
2) поля, с которыми нужно соотносить карточки и раскладывать их на нужные ячейки (всего 6 полей: три поля для доброй феи и три поля для злой феи):
Вариант 1
Цель игры: как можно быстрее закрыть ячейки на своей карточке (или карточках, если их две на руках одновременно).
Правила игры:
1. Игроки выбирают себе карточку-поле с ячейками-слогами (в зависимости от внимательности ребенка можно играть с одним полем или сразу с двумя).
2. По очереди вытаскивая из мешка карточки с изображениями предметов и слогами, игроки демонстрируют их всем, выкладывая на стол (это может делать ведущий). Задача всех игроков - соотнести выпавший слог со слогами на собственной карте: если совпадение есть, то быстро выкрикнуть слог; если совпадения нет, то необходимо промолчать. Кто опередил других - забирает карточку и закрывает ею ячейку на своем поле. Если карточка не нужна никому, она откладывается в сторону. Кто выкрикнул ошибочно - возвращает любую карточку со своего поля в отдельную стопку, откуда ее может забрать себе другой игрок.
3. Каждая карта содержит предметы, относящиеся либо к делам доброй феи (карета, замок, туфелька, бабочка...) либо к умыслам злой феи (монстр, метла, сапоги, нож...), а также общие предметы, которые могут быть наделены любой силой (кольцо, булавка, сундук...). В итоге карточка заполняется предметами, и можно сделать вывод, какой феей станет игрок - доброй или злой (хотя Агата заранее уже ищет себе карту, играет либо за злую, либо за добрую, понимая это с самого начала).
4. После победы игрок должен прочитать получившиеся волшебные заклинания в каждой строке.
В целом игра проходит весело. Я сделала не очень трудные варианты полей - для начинающих чтецов, где интересы игроков пересекаются только в 3 ячейках из 8, но скоро, когда Агата освоится, я добавлю больше пересечений, и придется немного ускориться, чтобы твою карточку не забрал соперник.
Нужно распечатать для игры по три экземпляра каждой карточки с рисунком. Если вы играете вдвоем, то достаточно положить в мешок два комплекта карточек (например, две карточки с изображением монстрика, две карточки с изображением замка и т.д.), так игра не затянется.
Вариант 2
Можно не использовать поля, а играть вдвоем так: кто-то за добрую фею, кто-то за злую. Переворачиваем карточку из стопки - если она относится к "добрым", то добрая фея называет написанный слог и забирает карточку себе. Если к "злым" - злая делает то же самое. За общие карточки выходит борьба: кто первый сказал слог, тот и забрал. В случае ошибки (добрая выкрикнула слог из названия "злого" предмета и наоборот), любая карточка из уже выигранных возвращается в банк. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.
Вариант 3
Карточки с рисунками переворачиваются изображениями вниз. Каждый игрок заранее выбирает, за кого он будет играть: за добрую или за злую фею/волшебника. Из стопки игроки по очереди вытягивают карточки и с каждым новым ходом добавляют их перед собой в линию слева направо, образуя "заклинание". Если игроку попадается карточка другой феи, то он возвращает ее в колоду, пропускает ход. Общие карточки (с предметами и доброй, и злой феи) может взять себе любой участник. Выигрывает тот, кто первым смог составить и произнести заклинание из определенного в начале игры количества слогов. Мы пока играли в 4 слога, но позже будем усложнять. Чтобы игра получилась более живая, выигравшая фея может произносить заклинание и придумывать смешное задание для остальных участников (как в игре в фанты: попрыгать, спеть, прокукарекать и так далее).
Скачать файлы для распечатки можно ниже, кликнув на рисунок:
Буду очень рада вашим комментариям и предложениям с новыми вариантами игр!
P.S. Эта запись предназначена для частного использования. Автор идеи игры, рисунков и описания Майя Геращенко. «Пупоксик и ее мир».