Стихия земли: песок
Первым подопытным стал песок. Ставили эксперименты по книге М. Султановой.
Насыпали песок на бумагу и Лиза рассмотрела его через лупу. Я обратила ее внимание на множество песчинок, рассказала, что песчинки образуются от трения и ударов камней друг от друга. Также рассказала, что песок бывает морской или речной, напомнила ей, что летом были на Волге и в песке помимо песчинок были ракушки. Затем предложила Лизе пересыпать ложкой немного песка в контейнер и добавить воды. Стали наблюдать: песок поменял цвет и консистенцию Затем Лиза попросила насыпать намокший песок в воду и следила за тем, как, попадая в воду, мокрый слипшийся песок, распадался на песчинки и оседал на дно. Затем я предложила Лизе помешать песок в воде и посмотреть, растворится ли он. Лиза сказала, что растворится и очень удивилась, что этого не произошло. Следующий экспериментальный шаг, предложенный Лизой, был сыпать в воду песок, насыпала столько, что для жидкой консистенции не хватало воды. Очень расстроилась. Затем мы лепили «котлетки». Брали жидкую массу песка и обваливали в сухом. Это увлекло Лизу надолго.
Последующий вечер я напомнила Лизе о вчерашних экспериментах и о речном песке и добавила, что песок бывает не только речным/морским. Оказывается на земле есть такое место, где много-много песка, яркое и жаркое солнце, а воды нет на несколько километров. И называется этот место пустыня. За это спасибо Юлии. На стенде выложила несколько демонстрационных картинок.
Вкратце описала каждую из них. На картинке «Дюна» Лиза рассказала мне увлекательную историю о том, как дюна поднялась, потом там появилась трещина, песок сыпался, и всё в таких эмоциях. Потом со словами: «Ой, сколько вебюдов!» посчитала и заявила, что их 6. Рассказала о редких местах в пустыне, где месть вода и тень, и называются они оазисами. И про бедуина: обратила внимание Лизы на его одежду, объяснив, что это защита от солнца и песка.
Потом сделали аппликацию оазиса приклеив фольгу и нарисовав фломастером стволы пальм и сделав отпечатки руки (макушка) пальчиковыми красками. Пальчиковые краски оказались ужасными.
Проводили бедуина к оазису
Далее Лизу ожидало знакомство с немногочисленной растительностью пустыни. Воспользовались энциклопедией и дидактическими карточками по типу тех, что были на стенде. На буквы я внимание не обращала, Лиза сделала этот сама. Она искала похожие буквы, сравнивая слова и спрашивала меня: «Что это за бука?» Затем приступили к заданиям и творчеству
Сделали кактус, наклеив зеленые палочки-колючки
, прочитали стихотворение и сделали пальчиковую гимнастику:
На окне цветок колючий (показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу (Сделать «бинокль» из ладошек).
Вы его не троньте лучше! (погрозить пальчиком)
Очень больно колется! (Отдернуть руку. Как от колючки).
Акацию сделала Лиза из пластилина, навтыкав в него зеленых палочек
Поиграли с карточками
Варианты игры: найти одинаковые карточки, найти самые большие (средние, маленькие), разложить от большего к меньшему, от меньшего к большему.
Также поиграли в «Мемори»
А еще в игру «Найди части кактусов»
Следующий вечер мы провели на тему «Животные пустыни». Посмотрели энциклопедию и я предложила Лизе подборку животных в виде книжки-альбома (просто скрепила листы степлером). Она внимательно рассмотрела их, большинство узнала, потому что за 2 недели до этого были на выставке экзотических животных, а летом пару раз ездили в контактный зоопарк. Узнала ящерицу, черепаху, паука-тарантула, скорпиона, змею-кобру, верблюда. Фенека назвала лисой, тушканчика - мышью, а антилопу - бараном :)
Затем Лиза сама предложила сделать задания, а я согласилась :) Говорит: «Первая идет в книжке ящерица». Ящерица, так ящерица (заготовки-то есть). Вот, она наша красавица.
Из пайеток, приклеенных на заранее подготовленный картон. Глазки заказывала в my-shop. Спасибо за наводку Наталье.
Далее по книге-альбому была черепаха.
Части тела были вырезаны отдельно: 4 овала-лапы, большой круг-туловище, маленький овал-голова и треугольник-хвост. Склеили, а потом Лиза приклеила стразы (сделаны на 2-ном скотче).
Лиза выполнила задание, вот, такое
И затем мы сделали еще одну подделку-черепаху. Сначала раскрасили, затем я вырезала. Получилось у нас чудо, умеющее высунуть голову из панциря и засунуть ее обратно.
Фенек был выполнен в виде аппликации
3 части фенека нужно было нанести на абрис.
Далее шёл тушканчик из помпонов. Хвост пропал :)
Помогли тушканчикам разделить поровну блин, который они нашли.
Лиза нашла нужный блин путем подсчета кусочков, потом я разрезала блин на 5 кусочков и Лиза раздала их тушканчикам. Еще раз закрепили понятие «поровну».
Паук-тарантул. Тут увлеклась Я, минут так на 20 сидела клеила это чудо-юдо. А как Лиза визжала от восторга. Когда увидела это 3D-чучело
Змею первую делала я
Лиза играла ей очень долго
Вторая змея - совместное творчество, не дожившее до дня написания отчета
А верблюда Лиза сделала в виде аппликации из помпонов
Выполнили еще и такие задания на счет
Лиза посчитала, а потом угадывала цифру (цифры я еще не затрагивала) и обводила в кружок.
По домикам разложила методом тыка, но сама. Я только назвала цифры, когда задание было выполнено до конца.
А закончился наш вечер коробкой. Определились с цветом песка, Лиза положила 2 листа желтой бумаги, не понимая, что дальше… и получила набор животных пустыни. Недостающих пополнили подделками и ребенок, приходя из садика, играла еще неделю.
Хорошие вечерочки получились :)