Как мы учились читать!
Вот мы выросли из возраста, когда основная тема для обсуждения была горшочно-сосочная, и перешли на следующую спираль. Теперь все больше и больше про то как читать, писать, считать.
Много читаю постов про то, как научили детей читать, или как научить детей читать. И один из таких постов натолкнул меня на мысль написать про себя. А точнее про моего старшего сына.
Каких методик только нет, по кубикам, по карточкам и по букварям… и одна интереснее другой!!! С рождения, или за пол года до школы… Во сне, электрошоком, с истериками и валерьянкой. Для меня книга стала «другом» очень поздно, с 11 лет. И я многое упустила, поэтому хотела своих детей не лишить этого удовольствия – ЧИТАТЬ!!!
Читала я детям с рождения, причем читала не только то что принято читать детям, но и сказки, которые не читают новорожденным. Я читала свои любимые детские книги. Ближе в 4 годам я начала подыскивать методику , по которой я буду учить ребенка читать. Наверное кому то это подходит, но есть те у кото не получается, кто не понимает, или не может объяснить. Нам ни одна методика и не подошла... точнее она не подошла мне. По наследству перепали кубики Зайцева. Я пришла к выводу что я не педагог, и кубики Зайцева я отправила кубики на антресоль попевки и склады мне были не понятны. И начались поиски. Открывая все эти многочисленные пособия и читая к ним инструкции я впадала в панику и просто истерила. Больше всего мне понравилась фраза от кубиков "Читать легко"(деревянные, не помню фамилию автора), "для того чтобы научить ребенка читать вовсе не обязательно знать буквы" Всё!!! тут я впала в панику и поняла, что никогда мой ребенок не будет читать, потому что его просто некому научить. (меня учили читать по букварю, и я после букваря не хотела читать очень долго). К слову сказать, буквы он знал с 2 лет, и очень часто спрашивал, а как пишется то или иное слово. И я писала, писала мелом на доске и на асфальте, писала карандашами под каждым рисунком, писала-писала-писала. Писала проговаривая каждую букву (звук). Вот ребенок однажды подписал свой первый рисунок. А потом прочитал(хотя сам он не понял что прочитал, то есть он просто знал как написать и написал). Потом написала слово я, и попросила его прочитать, ребенок уверял меня, что не умеет, но я не соглашалась, и утверждала что умеет. И он прочитал, и так далее и так далее. Мы читали все и везде, объявления на остановках, названия магазинов, станции метрополитена, информацию на указателях, этикетки, ценники, афиши, рекламные плакаты, короче все, что было написано, было нами прочитано. (был казус и с тем, что обычно пишут на заборах, там мы тоже читали). И мы начали читать книги, да-да, сразу книгу, просто взяли открыли и стали читать. Читать начали с серии КРОХА и Я «Я люблю читать» . Шрифт нас не смущал, там был и курсив и сточные и заглавные. Мы читали и учились понимать что читаем. читать старались словами сразу, то есть мы никогда не читали "М", "А" - "МА", "М", "А" - "МА", - "МА-МА", - "МАМА"... слова из 6 и более букв приходилось читать по слогам, все что короче читал словами сразу. Стадию проговаривания букв вслух я сразу предложила делать «про себя». чтобы не засорять эфир, а выдавать уже обработанную информацию. (как компьютер). Мы миновали мучительную стадию "как буква к букве подошла и стала обниматься" и прочее. Мы сразу же погрузились в этот огромный и интересный мир, когда ты первооткрыватель, путешественник во времени, исследователь, космонавт, ежик, хомячок, или просто мальчишка из соседней квартиры. Я учила его не просто читать про «маленького рыжего мальчика», я учила его закрывать глаза и представлять себе этого мальчика, который «бе-жал по лест-ни-це». Я учила его представлять себе как мальчик подпрыгивает на каждой ступеньки, в такт прочитанному только что предлодению, бежит вниз, туда где его ждет огромный мир полный приключений, мы бежали туда вместе с ним. Как «скриииипит» дверь, протяжно и долго, как «плааааачет» малыш, горько и беспомошьно. Я объясняла ему, что набор букв из которых он научился составлять слово, это не просто слово, это образ. Мы специально голосом изображали как «капппают» капли, или как тееечееет вода, как «страаашшшно в лесу ночью», чтобы за каждым словом, глаголом, прилагательным, существительным успел возникнуть образ. Я не ждала, когда он начнет читать бегло, я объясняла это с первой прочитанной строки, с первого слова, да же после прочтения названия книги мы начинали фантазировать.
У меня нет ни одной методики, ничего. Но у меня есть счастливый читающий ребенок. И для нас никогда чтение не было занятием, уроком, принудиловкой. Это удовольствие, это кайф, читать - это значит совершать открытия, читать - это интересно, это весело, это другой мир, полный загадок и тайн, которые открываются нам с каждым прочитанным словом. Я не против ежедневных занятий. Вот писать это работа, тяжелая, ежедневная, обязательная работа, в определенное время, изо дня в день.(он левша и надо развивать руку, обязательно). Поэтому мой ребенок может сесть и читать книгу, а вот взять и начать писать прописи, никогда. ( во время отличного от оговоренного) зачем я это написала? а может просто не превращать чтение в занятия, ежедневные и обязательные, может превратить все же в игру без методик и нудных текстов про "Мама мыла раму." Вот только честно, кому-нибудь было интересно узнать про то что "Мама мыла раму". Мне эта мама была до лампочки. Ну мыла ну и что??? Где сюжет? Что дальше? Или например пол страницы не связанных между собой предложений? Ну только честно вам интересно??? А если вам предложить прочитать и посмеяться вместе с ребенком над тем как Хома и Суслик боялись, или как Дениска воровал собак, или почему дует ветер, или что такое гроза, а может про гибель Помпеи????( Помпеи (книжка из серии я люблю читать) была первая книга прочитанная нами не отрываясь, и была прочитана и перечитана тут же. А потом еще и еще раз.), ну как, веселее стало???
И еще мамам уже школьников, очень прошу Вас, НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ детей чтением, не надо. Будет только хуже. Меня чтением наказывали, типа «читаешь от сих до сих, а то не пойдешь на улицу». Вы думаете, я полюбила читать?
Ну и последние – читайте сами, читайте вслух, на вопросы ребенка ищите ответы в книгах. Перед тем как начать читать, надо полюбить книгу, понять для чего она нужна.